Комментарии чиновников Чечни указали на политику одобрения пыток

Лента новостей

Bildergebnis für Комментарии чиновников Чечни указали на политику одобрения пыток

Оправдывающие пытки комментарии чеченских чиновников являются частью программы устрашения оппозиционно настроенной молодежи, считает политолог Руслан Курбанов. Кадыровские чиновники привыкли "добиваться нужной цели любыми способами", сообщил профессор Алексей Малашенко. Востоковед Михаил Рощин связал поощрение жестокости к людям с последствиями военного стресса в Чечне.

Как писал "Кавказский узел", 24 октября телеканал "Грозный" опубликовал фрагменты видео, на которых Ислам Кадыров, будучи мэром Грозного, угрожает жителям столицы Чечни расправой и применяет к женщине электрошокер. 3 ноября Ислам Кадыров извинился за издевательства над грозненцами. В свою очередь, блогер Тумсо Абдурахманов сообщил, что министр по делам молодежи Чечни Иса Ибрагимов в комментариях к извинениям бывшего мэра Грозного Ислама Кадырова, по сути, оправдал применение электрошокера к задержанным. Ранее пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов отметил, что Ислам Кадыров использовал неприемлемые методы для "благих целей".

Эксперт назвал пытки виновных в Чечне программой устрашения молодежи

Комментарий Исы Ибрагимова, безусловно, был согласован с высшим чеченским руководством, публикация высказывания не является инициативой самого министра, считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, политолог Руслан Курбанов. Комментарий появился в качестве "устрашения оппозиционных Рамзану Кадырову сил – в основном, молодежи", и именно поэтому был задействован профильный министр, пояснил эксперт.

"Чеченские чиновники, министры, главы департаментов, независимо от того, чем они занимаются, считают себя и полицейскими, и судьями, и прокурорами, осознавая, что если сегодня не подавить свободолюбия, то завтра будет бунт. Ибрагимов дал понять, что в случае если кто-то захочет пойти против чеченской власти, его ждут пытки похуже электрошокера […] Однако сам Ибрагимов иметь собственное мнение не решился бы – слишком велик страх перед [Рамзаном] Кадыровым", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Курбанов.

Применение физического насилия к людям, независимо от виновности, воспринимается чеченскими чиновниками как само собой разумеющееся, считает эксперт. По его словам, помимо пыток в республике распространено психологическое давление на молодежь, которая подвергается постоянным проверкам под эгидой профилактики. "Это программа, придуманная руководством Чечни, чтобы запуганная молодежь в случае чего не побежала на площадь", – прокомментировал Курбанов.

По мнению Курбанова, комментарии Альви Каримова по поводу поведения Ислама Кадырова оправдывают последнего. "Эти слова отражают отношение к наказанию через насилие. Каримов хочет преподнести народу ужасные вещи в красивой обертке, но сам он, как куда более высокопоставленный чиновник, нежели Ислам Кадыров, несет большую ответственность за пытки", – считает Курбанов.

Оправдание насилия к виновным присуще не только чеченцам

По вопросу отсутствия инициативы в комментарии Ибрагимова с коллегой согласен и руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций", профессор Алексей Малашенко. Фраза лишь подтверждает взятый республиканскими властями курс: "добиваться нужной цели любыми способами", считает эксперт.

"(Представители власти Чечни) бегают [за согласованием речи] к Рамзану (Кадырову), однако тот может отвечать совсем по-разному, поскольку пока нет реакции Москвы, а Кадыров очень сильно зависим от федерального центра", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.

Отношение к наказанию через насилие поощряется чеченскими властями, а слова Каримова про "благие цели" отражают позицию всей политической элиты, считает Малашенко. "Вспоминается история, как итальянского философа и естествоиспытателя XV-XVI веков Кампанеллу пытали посажением на кол "ради благих целей". Сегодняшняя история показывает, что мы недалеко ушли от средневековья", – сказал Малашенко.

Чеченское общество вполне может оправдать применение насилия по отношению к людям, в отношении которых есть уверенность, что они виновны, однако это присуще всем народам России, сказал Малашенко. "Просто чеченцы не исключение. Вспомните хотя бы недавнюю историю, как в Саратове толпа требовала выдать ей убийцу девятилетней девочки для расправы. Самосуд присущ россиянам", – сказал Малашенко.

После убийства деаятилетней школьницы в Саратове ранее судимым за насилие мужчиной местные жители организовали 11 октября акцию протеста у отделения полиции с требованием выдать им подозреваемого и раскрыть детали расследования, сообщило 11 октября РИА "Новости".

Востоковед связал поощрение жестокости к людям с последствиями военного стресса

Высказывания Ибрагимова и Каримова являются частью "кампании по поддержке коллег", считает директор Центра исламских исследований Северного Кавказа, публицист Руслан Гереев, уверенный, что фразы были написаны без согласования с главой республики и по инициативе самих чиновников.

"Убежден, что это не инициатива главы республики. Ему это ни к чему. И слова не сказаны в угоду Кадырову", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Гереев.

При этом эксперт считает, что "министр не имеет права призывать к насилию, поскольку есть этика госслужащего, законодательство в области СМИ". В обязанности Ибрагимова входит "пропаганда патриотизма и патриотическое воспитание молодежи", но никак не ее запугивание, прокомментировал Гереев. Пытки не могут быть применены "для благих целей", как считает Каримов, а насилие не должно применяться "даже к совершившим особо тяжкие преступления", подчеркнул Гереев.

"После двух военных кампаний в республике продолжает сохраняться особая ситуация. На населении, которое прошло ужас войны, сказывается волна насилия", – считает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин.

По его словам, со времени завершения конфликтов прошло "не так уж много времени", чтобы люди забыли жестокости войны. "Сознание чеченского население меняется, но не ударными темпами", и пока восприятие мира остается прежним, а это ставит легальную российскую систему правосудия на второй план: "чеченцы не оправдывают насилие, но в ряде случаев могут смириться с тем, что очевидно виновный человек может быть наказан телесно", считает Рощин. "Это последствие перенесенного стресса", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Рощин.

31 декабря 1996 года с завершением вывода федеральных войск с территории Чечни закончилась первая чеченская война.  По разным источникам, за время первой чеченской войны погибло от 4 до 14 тысяч российских военнослужащих и от 3 до 10 тысяч чеченских бойцов. Гораздо более значительными оказались потери среди гражданского населения – от 50 до 100 тысяч человек, говорится в материале "Кавказского узла" "Как закончилась первая чеченская: память и хроника". 30 сентября 1999 года российские войска вошли на территорию Чечни. Так начались и длились 10 лет (до августа 2009) боевые действия в Чечне и приграничных к ней районов Северного Кавказа, известные как вторая чеченская война, говорится в материале "20 лет спустя: главное о второй чеченской войне".

"Кавказский узел" пока не располагает подтверждением того, что комментарий на опубликованном Тумсо Абдурахмановым скриншоте действительно был оставлен министром по делам молодежи Чечни Исой Ибрагимовым. На странице Исы Ибрагимова в Instagram никаких сообщений по этому поводу к 01.00 мск 7 ноября нет.

Напомним, что в МВД сообщили о проверке после публикации видео с жестокими методами работы Ислама Кадырова. 1 ноября Ислам Кадыров, согласно очередному сюжету ЧГТРК "Грозный", три часа провел у следователя. Жители Чечни и пользователи соцсетей назвали постановочным сюжет о допросе бывшего мэра.

Источник: Кавказский Узел