Новое назначение Золотова в Росгвардии не сулит улучшения ситуации на Северном Кавказе

Лента новостей

Назначение Виктора Золотова руководителем антитеррористической группировки говорит о том, что Росгвардия становится наиболее влиятельной из силовых структур, но улучшения ситуации на Северном Кавказе в связи с его новой должностью ожидать не стоит, заявили опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

Как писал "Кавказский узел", 29 июля президент России поручил директору Федеральной службы войск национальной гвардии Виктору Золотову руководить антитеррористической группировкой на Северном Кавказе и привлекать к участию в контртеррористических операциях сотрудников силовых структур, МЧС и вооруженных сил.

Виктор Золотов - выходец из советского КГБ, занимавшийся охраной высших должностных лиц СССР и России, прошел путь от телохранителя Бориса Ельцина, Анатолия Собчака и Владимира Путина до директора Федеральный службы национальной гвардии России, отмечается в размещенной на "Кавказском узле" в разделе "Персоналии"биографии Виктора Золотова.

"Настоящим военачальником Виктор Золотов не является"

Обозреватель "Новой газеты" Павел Фельгенгауэр считает, что в ближайшее время изменений в тактике борьбы с вооруженным подпольем на Северном Кавказе ожидать не стоит.

"Не думаю, что после назначения Золотова что-либо будет кардинально меняться. Для этого нет никаких оснований. Назначение можно связать с банальной реорганизацией, однако наблюдается новшество - главой антитеррористической группировки стал руководитель Росгвардии. Ранее антитеррористическую группировку на Северном Кавказе возглавляли "мвдшники", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Фельгенгауэр.

Согласно подсчетам "Кавказского узла", на Северном Кавказе наблюдается снижение напряженности. Тенденцию подтверждает и Фельгенгауэр. "Ситуация стабильная. По этой-то причине и менять ничего не будут", - сказал Фельгенгауэр.

Вместе с тем Виктор Золотов "вряд ли понимает, какими методами осуществляется борьба с кавказским бандподпольем", считает Фельгенгауэр. "Он уже не молодой и по собственной инициативе никаких изменений в уже работающую систему вносить не станет", - сказал Фельгенгауэр.

Борьба с членам признанного террористическим и запрещенного в России по решению суда "Исламским государством", находящимися на территории Северного Кавказа, также не изменится, уверен Фельгенгауэр. "Собственно, крайне маловероятна и переброска неких элементов с Ближнего Востока в Россию", - привел свою точку зрения  Фельгенгауэр.

Золотов не отличается особыми методами работы, подчеркнул Фельгенгауэр. "Да, он генерал армии, но в действительности настоящим военачальником не является, поскольку соответствующего опыта нет. Впрочем, оно и не нужно - для разработки и принятия весомых решений существуют специальные люди в штабе, а Золотов будет "свадебным генералом". Инициатив от него мы вряд ли дождемся", - предположил Фельгенгауэр.

"Золотов отреагирует на изменение ситуации в регионе"

С точкой зрения Павла Фельгенгауэра согласился член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко.

"Назначение не привнесет никаких изменений: кто бы ни работал на Северном Кавказе - Золотов, "Серебров" или "Бронзов", - все будет зависеть от ситуации в регионе. Принципиальных перемен не будет и из-за снижения напряженности. Впрочем, не исключено, что тенденция переменится и напряженность возрастет. Вот в таком случае и должен проявиться Золотов", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.

Эксперт охарактеризовал Золотова как "человека Путина". "Какими будут отношения с Рамзаном Кадыровым? Золотов - человек неглупый, решительный, ответственный и не позволит сесть себе на шею. Взаимодействие будет как минимум любопытным. В случае крайней необходимости, я думаю, Золотов сможет высказать, что можно, а как лучше не поступать", - рассказал Малашенко.

Что касается членов признанного террористическим и запрещенного в России по решению суда "Исламского государства", то они, как и представители других группировок, "сейчас сидят тихо", заметил эксперт.

"Причин для улучшения ситуации, как и для ухудшения, нет. Так что Золотов будет ждать ее изменений и на них реагировать", - сказал Малашенко.

"Росгвардия становится наиболее влиятельной из силовых структур"

Как и Фельгенгауэр, военный журналист Александр Гольц обратил внимание на то, что антитеррористическую группировку возглавил начальник Росгвардии, а не МВД.

"Назначение показывает, что Росгвардия становится наиболее влиятельной из силовых структур. Напомню, что недавно Путин подписал указ, предполагающий подчинения воинских частей командирам Росгвардии, что очевидно и произойдет на Северном Кавказе де-факто, поскольку основная задача размещенных тут войск - борьба с террористами. Решение (о назначении) усиливает бюрократический вес Золотова, как главы Росгвардии", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Гольц.

По его мнению, Золотов вряд ли преуспеет в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе. "Борьба с терроризмом на Кавказе - это нечто, что изначально обречено на неудачу при конфигурации нынешней власти. С террором можно бороться двумя способами: первый - стать еще более жестоким, чем террористы, "отменить" законы; именно так действует Рамзан Кадыров. Но я не уверен, что у Золотова получится действовать так же - как минимум из-за отсутствия готовых разделить ответственность за игнорирование законов", - заявил Гольц.

"Второй путь - так или иначе решение проблем Северного Кавказа, которые способствуют появлению террористов. Дорога долгая, и очевидно, власть от нее отказалась", - рассказал Гольц.

Гольц не исключил, что в ближайшее время стоит ожидать усилений патрулей, увеличения количества проверок и новых КТО, однако затем давление спадет. "Как показывает практика, новые мётлы проходят одним и тем же путем: сначала ужесточение режима, затем в силу неисполнительности участников - ослабление", - сказал Гольц.

По его мнению, у Золотова "нет опыта по установлению безопасности в каком-то регионе". "Он долгие годы был охранником. Это совершенно иная ментальность и другая подготовка", - сказал Гольц.

"Для силовиков пытки и похищения являются обычной практикой"

Член совета Правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов считает, что с приходом Золотова на Северном Кавказе "продолжатся массово нарушаться права человека”.

"В данном отношении вряд ли что-то изменится - коллеги и предшественники господина Золотова на Северном Кавказе никогда деликатно к правам человека не относились и свои действия в области контртеррора всегда осуществляли с систематическими, грубыми, массовыми нарушениями прав человека", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Орлов.

Для силовиков "пытки, похищения, бессудные казни, секретные тюрьмы являются обычной практикой", заявил Орлов. "Мне не кажется, что появление Золотова ухудшит плачевную ситуацию", - сказал Орлов.

По мнению главы комитета "Гражданское содействие" Светланы Ганнушкиной, ситуация в регионе с преследованием инакомыслящих и оппозиции "останется на прежнем уровне потому, что ухудшать уже некуда".

"Впрочем, предположение может показаться наивным, но естественная конкуренция после прихода нового человека, не исключаю, поспособствует улучшению ситуации. Хотя я в этом не уверена", - рассказала корреспонденту "Кавказского узла" Ганнушкина.

Отношение к умеренным салафитам в регионе также вряд ли улучшится, предположила Светлана Ганнушкина.

Источник: Кавказский Узел