Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Итоги обысков у оппозиционеров: рост протестного движения или "ничейный результат"?

Западная пресса освещает события текущей недели в России: обыски в домах и офисах организаторов митингов и их родственников, а также сам "Марш миллионов", прошедший 12 июня в Москве.

"Обыски, которые вышли боком: как российская полиция помогла увеличить численность демонстрантов" - таков заголовок в Time. "Наихудшие за весь период гонения на противников президента Путина", - так характеризует эту волну обысков журналист Саймон Шустер.

По мнению автора, власти стремились нарушить работу организаторов акции 12 июня и запугать их. Отчасти это удалось: например, пресс-секретарь движения Мария Баронова на всякий случай укрылась у родственников. Однако, как она рассказывает, 11 июня полицейские явились в ее квартиру, где в тот момент находилась только няня ее сына, и пригрозили взломать дверь. По ее словам, протокол обыска - пародия на Оруэлла или Кафку. Например, у нее конфисковали стикеры "В какой России мы должны жить? В России справедливости, свободы и правосудия".

Обыски - "следующая серия гонений" после повышения штрафов за участие в несанкционированных митингах. Но от некоторых участников шествия 12 июня журналисты услышали: если бы они не узнали об обысках, то не пришли бы на демонстрацию. Да и ораторам теперь было о чем поговорить, кроме банального лозунга "Россия без Путина".

Теперь власти "пошли на попятный", считает Шустер: на "Марше миллионов" никого не задержали, следователи ведут себя любезно.

"Гонения российских властей" - так называется редакционная статья Financial Times. По мнению газеты, обыски и закон о повышении штрафов за митинги только оживили движение, которое, казалось бы, выдохлось.

"Затыкать клапаны" для выражения протестных настроений бессмысленно, считает газета: "если недовольство сегодняшних демонстрантов взорвется позднее, авторитет Путина наверняка ослабнет, особенно в глазах элиты".

Издание также рекомендует Путину не игнорировать международный резонанс его действий - а именно, возможный ущерб для экономических связей с США. "Пусть Путин, ради блага России, взглянет на инакомыслие под более просвещенным углом", - заключает газета.

"Для российских демонстрантов штраф - парализующая обуза" - так озаглавлено письмо, которое прислала в редакцию Financial Times читательница Сара Родин, проживающая в Москве. Тем самым Родин вступила в полемику с пресс-секретарем президента РФ Дмитрием Песковым (см. его письмо "Российский закон о регулировании акций протеста").

Песков написал, что новые российские законы о митингах вдохновлены примером Европы. Г-жа Родин возражает: "Сам Песков не помещает этот проблематичный и неконституционный закон в надлежащий контекст". Родин полагает, что закон направлен против протестного движения, штраф в 300 тыс. рублей - "парализующая финансовая обуза на россиянина из среднего класса", а формулировки в законе расплывчатые, что позволит блюстителям порядка применять закон "произвольно".

"Балансировать на канате в отношениях с Россией" - так озаглавлена редакционная статья Los Angeles Times. Перед США вновь встает дилемма из времен холодной войны: как добиваться открытости в России, параллельно сотрудничая с Москвой по важным вопросам международной политики? - полагает издание. "Ответ и тогда, и сейчас один: не допускать, чтобы потребность в сотрудничестве задавила поддержку, оказываемую демократии", - говорится в статье.

Газета дает совет и критикам Путина - "не говорить о ложном "равенстве аморальности" путинского режима и СССР. Так, нынешний режим осознает, что не может жестоко подавлять инакомыслие.

И все же США не должны молчать, считает газета. Реакцию Госдепартамента на обыски и закон о митингах она сочла "довольно сильной". "Пусть президент Обама тоже выскажет свое осуждение", - советует издание.

"Владимир Путин сурово обошелся с "российской Пэрис Хилтон" - таков заголовок статьи обозревателя Леонида Бершидского в Bloomberg. Автор подразумевает Ксению Собчак.

"Карьера Собчак как лидера оппозиционного движения началась неровно: однажды демонстранты освистали ее на сцене. Теперь же неуклюжие попытки Путина наказать протестующих делают Собчак звездой", - говорится в статье. Автор рассказывает об обыске в ее квартире, конфискации компьютера и денег: "в результате одна из самых знаменитых российских телеведущих была вынуждена занять денег у гримера, чтобы заправить машину бензином".

Обыски - очередная жесткая мера из тех, что бесят москвичей и вдыхают новую жизнь в оппозиционное движение, считает автор.

"Ирония положения Ксении Собчак - в том, что ее отец в бытность мэром Петербурга впервые взял Путина на работу в органы власти", - напоминает автор.

Блоггеры сравнивают обыски с 1937 годом. Экономист Константин Сонин в своем блоге провел другую параллель - с "сумеречным периодом 1990-1991 годов". Так ли это? Посмотрим, отвечает автор. "Марш миллионов" 12 июня прошел успешно: собралось около 50 тыс. человек. Но Бершидский отмечает, что в тот же день 30 тыс. российских футбольных болельщиков провели шествие в Варшаве.

"В Варшаве матч Россия-Польша завершился ничьей: совсем как очередной раунд эпической битвы Путина с московскими протестующими", - заключает автор.