По прочтении инаугурационной речи Дональда Трампа меня, лингвиста по образованию, первым делом посетило: текст — пример смысловой адаптации. Не знаю, как сейчас, но советская школа лингвистики грешила этим приемом, заплетая многообразие и богатство чужой речи в простенькую русскую косу. Оттого те, кто в СССР стремились постичь иностранный язык в оригинале, без примесей, ломали себе извилины, продираясь через шаблоны, которые насаживала практика языкового упрощенчества.

Я хотел было пропустить этот инструмент — адаптации понятий и смыслов — через призму личного восприятия, когда понял, что без сопоставительного анализа феномена дело не пойдет. Так вот, погружение в дебютные послания троих предшественников Трампа выявило в инаугурационной риторике нарочитую облегченность стиля, доступного и для обладателей неамериканского аттестата зрелости. Разумеется, современного.

Тем самым речь 45-го президента США от 20.01.2017 г. вписывается в американскую традицию, пусть со знаком минус, являя собой посредственную и несколько сумбурную агитку. Некто отмечал, что Трамп писал ее сам, но я так не думаю. Самостоятельно он "клепает" только твитты — образчик словаря Эллочки Людоедки. Этот же контент — прилизанная журналистика "под него" провинциального пошиба. Ну а тезисы и модерация, ясное дело, Твиттера №1.

Между тем новация состоялась, но столь вопиющая, что мне стали понятны недавние рефлексии комментаторов, обретающихся в США. Одно дело, когда во время президентской гонки Трамп изображал реформатора мирового масштаба, приправляя свою программу клоунадой, которая охмуряет избирателей, искалеченных рейтинговым телевидением. Другое дело, когда после избрания на пост, он воплотил свою ультрареволюционность в текущие цели американской администрации, хоть и пока выставочного свойства. Я, признаться, не считал такую метаморфозу возможной с тех самых пор, когда в Белом доме с воцарением Билла Клинтона образовалась череда так называемых "домашних" президентов (Обама — исключение).

Таким же "домашним", лишенным стержня крупной личности политиканом я поначалу воспринял и Д. Трампа, полагая, что его скандальный дешевый имидж — последний гвоздь в крышку гроба политического лидерства, неуклонно обесценивающегося в эпоху консюмеризма. Вся же его сбивчивая риторика — вихляния политического маргинала, случайно выброшенного на берег современности с пеной грядущих, но невнятных перемен. Тогда казалось, что пыль предвыборной демагогии осядет, а всесильная бюрократия, правящая миром, загонит необъезженного жеребца в свое стойло.

Возможно, так и произойдет. Пока же на американской повестке, едва обнажившейся, — прообраз политики а-ля "земля крестьянам, фабрики рабочим", развенчанной всем опытом человечества, вроде бы не выказывающего желания тот сбой эволюции повторить.

Между тем основные постулаты из инаугурационной речи Трампа — реальные вызовы, стоящие перед Соединенными Штатами и первым миром в целом. Но их конспективное изложение в инаугурационном контексте не столько неуместно, сколько выдает в новоизбранном президенте полного профана, вознамерившегося даровать человечеству нечто масштаба теории относительности, орудуя при этом мировоззрением лавочника.

Да, переформатирование стремительно устаревающего госустройства — очевидный императив, требующий адекватного решения. Но та задача — на добрый десяток каденций, которых не только ему, но и, возможно, его детям не пережить. Охлократия, аллюзивно поданная Трампом как панацея от засилья истеблишмента, думается, и его самому рьяному избирателю обуза — что даже не заслуживает обсуждения.

Да, запустение и вымирание огромных промышленных зон в эпоху глобализации — укор не только США, но и великой миссии Человека, оказалось, не поспевающего за динамикой перемен. Уже ясно, что для гармонизации сложнейших экономических связей современного общества ни классический капитализм, ни его гибрид с социально ориентированными инструментами не отвечают логике дня, безумно усложнившегося. Требуется нечто иное, где раздолье частной инициативы органично уживается с взвешенным регулирующим началом, скорее всего, в лице содружества региональных комьюнити. Рубка с плеча механизмов глобализации, декларированная Трампом как универсальное средство оздоровления экономики, переносит нас в хаос времен не столь отдаленных.

Но беда не в концептуальном примитивизме "революционера", а в том, что им даже не очерчены изыскательские центры, коим по плечу столь фундаментальные для мироустройства преобразования. Заявленное Трампом — это полет на Марс посредством аэроплана братьев Райт.

Мне лично понятна лютая ненависть, которую Трамп, крупный предприниматель, испытывает к американскому и мировому истеблишменту, который за последнее десятилетие не разродился ничем большим маниакально настойчивой регламентации частной инициативы с целью отъема большей части ее плодов, как и неприятие Трампом очевидного анахронизма — эксплуатации США функции мирового миссионера. Но как преодолеть ту архаику, пока удерживающую человечество в рамках цивилизации, хоть и со скрипом, он либо не знает, либо рассчитывает на арсенал примитивной конфронтации со всеми и вся.

Инаугурационная речь Трампа от 20.01.2017 г. — образчик политического дурновкусия и невежества, а совокупность ее тезисов в прозвучавшем изложении — недвусмысленная угроза нашим базовым ценностям.

 Хаим Калин