Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Чеченские военные деятели в Турции

vaynah

I. Сераскир Хаджи-Хасан-паша Чечен-оглы 

Известно, что сравнительно недолгое время, с 1826  по 1827 год, комендантом города Анапы служил поданный Турции и трехбунчужный паша (высший генеральский чин в Турции) некто Хаджи-Хасан-паши

Чечен-оглы. Известно, что у турок термин «оглы» обозначает «сын». Следовательно, «Чечен-оглы» дословно можно перевести как «сын чеченца». Так кто он такой,  Сераскир (т.е. «главнокомандующий войсками») Хаджи-Хасан-паша Чечен-оглы? Неужели он и вправду являлся чеченцем и почему долгое время этот факт не был известен широкой публике?

 

Оказывается, действительно, правитель Анапы Хаджи-Хасан-паша

Чечен-оглы по происхождению был именно чеченцем. Судьба

Хаджи-Хасана еще во многом остается загадкой, как и то, как и каким образом он очутился в далекой Турции и сумел достичь в турецком обществе столь высокого ранга. Но факт остается фактом. Ответ эти на многие другие вопросы, возможно, дали бы турецкие архивы, но судьба Хаджи-Хасана до сего времени пока остается малоизученной, а значит – есть пища для исследований и изучения истории этого удивительного человека. На данный же момент лишь воспоминания современников о его кратковременном пребывании в крепости Анапа приоткрывают завесу тайны над личностью одного из первых генералов из чеченцев. Из биографических деталей жизни Хаджи-Хасана-паши Чечен-оглы пока точно известно, что будущий турецкий сераскир родился в 1766 и умер в 1829 году.

 

1825 год… Правительство царской России готовится к захвату Черкесии. Все более жестокими становятся военные экспедиции вглубь Закубанья. Разрозненность племен, отсутствие у черкесов организованного начала, искусно используемое царским военным командованием, заставляет вождей адыгов искать сильных союзников. В этом же 1825 году в Стамбул отправляется делегация черкесских князей и старшин, уполномоченных передать просьбу от всех закубанских племен о том, чтобы турецкое правительство обратило внимание на черкесские дела. Приезд черкесской делегации пришелся на период политического пробуждения Османской империи, обязанного решительным прогрессивным реформам султана Махмуда II.

 

В мае 1826 года из Анапы отплыла и делегация от чеченцев и дагестанцев, направлявшаяся в Турцию и Иран. В составе делегации был также Бейбулат Таймиев, к тому времени уже командующий чеченскими войсками, побывавший до этого у закубанских черкесов. Эта делегация также просит помощи у Османское правительство.  Махмуд II не оставил ходатайство кавказских посланцев без внимания и уже в  июле 1826 года из Трапезунда в Анапу прибывают и турецкие военные корабли с ополчением, набранным в Анатолии. На место старого коменданта Анапы, корыстолюбивого и неспособного Сеид-Ахмета назначается новый паша. Вместе с новым комендантом в Анапу прибывает и важный сановник – трехбунчужный паша (высший генеральский чин в Турции) Хаджи-Хасан-паша Трапезундский. Это и есть Хаджи-Хасан-паша Чечен-Оглы. Спустя некоторое время он и становится комендантом и правителем Анапы.

 

Вскоре слава о замечательном правителе Хаджи-Хасане-паше разлетелась по всему Закубанью. Все черкесы, знавшие сераскира лично и по слухам, с восторгом говорили о его достоинствах. Но более всего черкесам и ногайцам  импонировало то, что важный турецкий сановник был выходцем с Кавказских гор, о чем говорило и его имя Чечен-оглы («сын чеченца»). В Закубанской Черкесии еще хорошо помнили произносимое со священным благоговением имя его великого соплеменника имама Мансура.

 

Ореол святого шейха Мансура, тоже тесно связанного с крепостью Анапа (именно в Анапе раненный и в бессознательном состоянии был взят в плен шейх Мансур), придавал еще больше обаяния личности и поступкам Хасана Чечен-оглы. Очевидно, что и османское правительство при назначении Хаджи-Хасана надеялось, что кавказский уроженец сумеет наладить более тесный контакт с представителями местных народов. О том, что новый комендант крепости Хаджи-Хасан – чеченец по происхождению, сразу же стало известно и русскому военному командованию. Об этом в своем рапорте от 25 июля 1826 года сообщил атаман Черноморского казачьего войска Власов. Военное командование царской России очень обеспокоило это назначение, ибо оно опасалось любой возможности объединения кавказских народов.

 

Сам Хаджи-Хасан-паша был уже стар, но бремя шестидесяти лет,

по-видимому, его не тяготило; живой, ловкий и проворный, он казался неутомимым, что до крайности удивляло черкесов, привыкших видеть турецких сановников всегда погруженными в лень и беспечность. Он был небольшого роста и крепкого сложения, обходился с черкесами чрезвычайно ласково, но умел в то же время внушать им к себе такое почтение, какого никогда не вызывали его предшественники. Уже 5 сентября 1826 года, вскоре после прибытия Хаджи-Хасана, близ Анапы состоялся «большой съезд» князей, дворян и старшин всех черкесских народов. Хаджи-Хасан обещал участникам съезда, что он в ходе своего правления ни в коей мере не ущемит независимость черкесов (адыгов). И свое слово сдержал.

 

Чечен-оглы показал себя умелым и мудрым администратором и хорошим кунаком народов Кавказа. С одинаковой строгостью он относился и к адыгам, и к своим подчиненным, независимо от их положения. Турки –

чиновники, солдаты, купцы – и вообще все жители Анапы боялись его как самого строгого сановника, который требовал от них безусловной покорности и за малейшее ослушание жестоко наказывал. В то же время  Хасан-паша старался узнавать малейшие подробности о крае, для управления которым был прислан. В короткий срок он изучил адыгейский язык. Он расспрашивал о местных обычаях, о древних песнях и преданиях, которые, по его словам, должны были иметь сильное влияние на дух воинственного народа, лишенного писаной истории. По всей вероятности, память о чеченском происхождении внушала ему это любопытство, которого он не скрывал. По крайней мере, однажды он заявил, что на его доброжелательное отношение к черкесам турки будут смотреть не без подозрений.

 

Хаджи-Хасан никогда не отказывал в помощи и простым горцам. Так, однажды черкесы, родственники которых после плена попали в руки армянского купца Авганова, обратились к Хаджи-Хасану с просьбой запретить ему их продажу в Анапе туркам. Хаджи-Хасан без предварительных условий немедленно освободил пленников и безвозмездно вернул их на родину. Сераскир не препятствовал горцам торговать и с русскими.  С уважением относилось к нему и российское военное командование. «Высокопоставленный и высокопочтенный трапезонтский, потийский и анапский Чечен Гаджи-Гасан-паша!» – обращался к нему в письме от 15 июня 1827 года командующий Черноморской кордонной линией генерал Сысоев.

 

Имя Хаджи-Хасана запечатлено и в народном фольклоре адыгов. В 60-х годах XIX века адыгейский просветитель Крым-Гирей услышал в исполнении ашуга песню о народном герое Шрухуко Тугуазе. В этой песне говорится, что «Гасан-паша, великий начальник Анапы, усыновляет Шрухуко Тугуаза и представляет его народу как сына. Седр-азам, племянник Гасан-паши, льстясь мыслью увидеть героя, шлет ему приглашение. Шрухуко Тугуаз склоняется на просьбу Седр-азама и отправляется на корабле в Стамбул».

 

Кратковременным было пребывание Хаджи-Хасана в Анапе, но за столь короткое время он осуществил в этом крае множество преобразований, которые были не под силу его предшественникам, и этим заслужил огромную любовь местных жителей. Именно поэтому горцы часто называли его старшим братом и кунаком. Историческая память и некоторые архивы сохранили данные, которые подтверждают, что Хаджи-Хасан не только гордился своим происхождением, о чем свидетельствует и его почетное прозвище – Чечен-оглы, но и оказывал помощь своему народу. Не ограничиваясь утверждением своего влияния на Северо-Западном Кавказе, Хаджи-Хасан активно интересовался и положением своей родины – Чечни. Известно, что во время пребывания в Анапе «грозы Кавказа» –командующего чеченской армией Бейбулата Таймиева, возвращавшегося из Ирана и Турции в Чечню в июле 1826 года и позже весной 1827 года,

Хасан-паша имел продолжительные встречи со своим соплеменником, которого после ряда теплых напутствий с подарками проводил  в долгий путь на родину.  В это время на родине – в Чечне – орудовал небезызвестный генерал Ермолов. Ответом на его зверства и было восстание под руководством Бейбулата Таймиева, которого великий русский поэт А.С. Пушкин в свое время назвал «грозой Кавказа».

 

В конце 1827 года Хаджи-Хасан возвращается в турецкий Трапезунд. Но на этом его взаимоотношения  с горцами не прекращаются…  В ходе русско-турецкой войны 1828-1829 годов, приведшей к поражению Османской империи, по Адрианопольскому мирному договору к России отошло все Кавказское побережье Черного моря, от устья реки Кубань до северной границы Аджарии. Анапа стала российской крепостью. Вскоре после окончания русско-турецкой войны, в 1829 году, в Турцию отправилась черкесская делегация, и остановилась она в Трапезунде не где-нибудь, а у своего кунака – Хаджи-Хасана. Хаджи-Хасан принял гостей радушно, а затем отправил с рекомендательными письмами в столицу Турции – Стамбул. На обратном пути он снова тепло принял черкесов и высказал им свое искреннее сожаление, что не может более содействовать пользе их страны. Расставаясь с друзьями, сераскир, зная обычаи его родины, сделал гостям ценные подарки. Черкесы уходили все дальше в море, еще долго различая на берегу сгорбленную, понурую фигуру старика. Они видели его в последний раз...

 

Известный адыгский просветитель Хан-Гирей в конце 19 века писал о Хаджи-Хасане: «…знаменитый в сношениях Турции с этой страной

Хаджи-Хасан-паша, человек, судя по последствиям кратковременных его здесь действий, государственный, с большими способностями ума, каких не показывал до тех пор ни один иноземный сановник в этой части кавказского края». «Старики-натухайцы до сих пор вспоминают имя Гасан-Паши с уважением», – писал царский военный историк Н. Дубровин. В Адыгее, где он оставил добрый след своей деятельности, и сегодня чтят память  турецкого  генерала и чеченца по происхождению Хаджи -Хасана-паши Чечен-оглы.

 

***********************************************************

II. Генералиссимус Махмуд Шевкет-паша

В начале XX века на политической арене Турции громко заявил о себе военный и политический деятель, которого звали Махмуд Шевкет-паша. Этот человек известен тем, что уже в 1911 году он фактически стал первым лицом в Турецкого государства после султана, игравшего к этому времени чисто декоративную роль. До последнего времени мало кто знал, что Махмуд Шевкет-паша являлся выходцем из чеченцев. Лишь сравнительно недавно о нем заговорили как о государственном деятеле и выдающемся представителе, происходившем из числа наших соотечественников, эмигрировавших в Османскую империю после падения имамата Шамиля.

 

Кто он и откуда – Махмуд Шевкет-паша – турецкий государственный и военный деятель и первый генералиссимус Турции? Известно, что в свое время Шевкет-паша служил в армии, работал военным представителем на заводах германского магната и промышленника Круппа. Известно также, что Шевкет-паша командовал «Армией действия», свергшей султана. После «младотурецкой» революции 1908-09 гг. Шевкет-паша стал военным министром и великим визирем (премьер-министром) Турции. Известно, что военной науке турки долгое время обучались именно по книге Шевкета-паши о боевом искусстве. За период его нахождения в должности министра обороны, Турция выиграла ряд крупных и определяющих историю Турции сражений. 

 

О предыдущей карьере Махмуда Шевкета-паши в Чечне и на Кавказе известно немногое. История Шевкета-паши, конечно, сохранена в турецких  архивах, но написана она, в основном, на османском языке. Это – архаичный  турецкий язык, который включает в себя элементы арабского, турецкого и языка фарси и, кроме того, отражен арабской графикой. Однако, существует еще один источник, благодаря которому (в основном) и распространились сведения о Шевкете-паше как о выдающемся деятеле из чеченцев. Это книга профессора Аныл Чечена, тоже гражданина Турции чеченского происхождения. Книга Аныла Чечена называется «Чеченистан Досясы», что в переводе означает «Досье Чечении». Книга издана в Анкаре в апреле 2002 года издательством «Йени Асья Яйинлары».

 

Из этой книги мы узнаем, что видный турецкий государственный и военный деятель, первый генералиссимус Турции Махмуд Шевкет-паша происходил от первых чеченских переселенцев-мухаджиров. В чеченской истории этот термин связан с событиями XIX века, когда мусульмане Кавказа, в том числе и чеченцы, массово переселились в Османскую империю и страны Ближнего Востока под натиском российских войск в ходе кровопролитной Кавказской войны.

 

Мухаджиры (от арабского хиджра – «переселение») это термин, который обозначает массовое и целенаправленное переселение мусульман в безопасную для себя страну. Чаще всего такое переселение проводится из немусульманских стран, в которых сторонники ислама являются меньшинством и подвергаются дискриминации. Однако, бывают и иные случаи наподобие того, как первые мусульмане Мекки по настоянию нашего Пророка (с.а.с.) переселились в христианскую Эфиопию, где нашли убежище от преследовавших их язычников.

 

Махмуд Шевкет-Паша родился в 1858 г. в Багдаде в семье государственного чиновника. Его отец, Сулейман Бей, исполнял обязанности главы администрации города Басры. Здесь могут возникнуть вопрос о том, как чеченцы могли оказаться в эти годы в Османской Империи? Известно, что самая массовая волна чеченской эмиграции прошла в 1864 году (после завершения Кавказской войны), то есть в тот период, когда Махмуду Шевкету-паше, родившемуся в Багдаде, уже было 6 лет. Более того, как мог его отец, Сулейман Бей, в более ранний период служить в столь высокой должности – главы администрации Басры? Получается, что эта чеченская семья эмигрировала на Ближний Восток еще в начале XIX, или даже в конце XVIII вв. Возможно ли это?

 

О том, что такое возможно, говорят известные факты, которые доказывают, что чеченцы переселялись в Османскую империю задолго до окончания Кавказской войны и даже задолго до ее начала. В этой связи вспомним крупного государственного деятеля, богослова и наиба имама Шамиля –

чеченца Юсуфа-хаджи Сафарова, который вступил в армию имама, вернувшись на родину из далекого Египта, где он до этого служил в армии египетского хедива Мухаммеда Али-паши в чине полковника. Об этом же говорит и история турецкого генерал-губернатора Анапы и коменданта этой крепости сераскира Хаджи-Хасана-паши Чечен-оглы, о котором мы писали выше. Исходя из этих примеров, мы вполне достоверно можем утверждать, что чеченцы отдельными семьями эмигрировали в Османскую Империю задолго до падения имамата Шамиля.

 

Но вернемся к истории Махмуда Шевкета-паши. В 1882 году Махмуд Шевкет-паша окончил Кадетское Училище и в ранге штаб-капитана, поступил на службу в Министерство Обороны Османской Империи. Уже тогда, в ранние годы, немецкий консультант Фон Дер, занимавшийся реорганизацией Османской армии, был очень высокого мнения о

Шевкете-паше, и способствовал его отправке в 1886 году в Германию, для повышения квалификации, а также с целью инспекции военного снаряжения, производимого в Германии для нужд Османской Армии. Именно в Германии Шевкет-паша и приступил к исполнению обязанностей военного представителя Турции на заводах крупнейшего производителя оружия в Европе – Круппа. Сразу же по возвращении оттуда он назначается главой Департамента по контролю и инспекции с присвоением звания генерала.

 

С 1901 по 1903 годы Махмуд Шевкет-паша уже служит в звании военного губернатора провинции Хиджаз, что находится на севере Саудовской Аравии. После революции младотурок в 1908 году, Махмуд Шевкет-паша становится командующим Третьей Армии, расквартированной в Салониках, во главе которой, в результате тяжелых боев, сумел подавить восстание сторонников восстановления абсолютной монархии султана. Вот как описываются эти события в исторической литературе:

 

«В апреле 1909 г. Абдул-Гамид предпринял попытку переворота. В течение нескольких дней судьба, казалось, улыбалась ему. На этот раз была пролита кровь младотурок. Но вскоре македонская армия, возглавляемая Махмудом Шевкет-пашой, уже стояла под стенами Константинополя. Поскольку к назначенному моменту султан не капитулировал, город был окружен, закипело сражение. При наступлении дворец султана был захвачен. Самого султана нашли в одной из комнат, расположенных за гаремом. В страхе он выслушал свой приговор, по которому его навсегда лишали трона. Султана пощадили: он умер через несколько лет в заключении в Малой Азии. Вслед за ним на трон был возведен его безвольный брат Решед, известный под именем Махмед V».

 

Именно после этой нашумевшей и блестящей операции Махмуд

Шевкет-паша и стал героем в глазах своих солдат и Турецкой Национальной Ассамблеи, которая позже поспешила окончательно низвергнуть султана Абдул-Хамида II. После свержения ненавистного султана, вместо того, чтобы начать свою политическую карьеру, Махмуд Шевкет-паша концентрирует все свои усилия на реорганизации Османской Армии. Благодаря своим блестящим действиям, которые зарекомендовали его как талантливого лидера, он был повышен до звания Генерала-инспектора первых трех армейских корпусов и назначен министром обороны Османской империи. В этом звании с 1910 по 1911 году Шевкет-паша подавил восстание Малиссоров, в 1912 году воевал против албанских повстанцев.

 

22 июля 1912 года, в результате поражения Османских войск в войне с Италией, Шевкет-паша был смещен с занимаемого поста, но уже 23 января 1913, после переворота против правящей партии, устроенного группой офицеров под предводительством Энвера Паши, он становится Великим Визирем (премьер-министром) Османской империи. В этой должности Махмуд Шевкет-паша фактически стал первым лицом в государстве, после султана, игравшего уже исключительно декоративную роль. Впоследствии Шевкет-паша продолжил активные военные реформы, но полгода спустя после его назначения, в результате конфликта с монархисткой партией, получавшей приказы напрямую от Шерифа Паши из Парижа, 11 июня 1913 года был убит в результате теракта одним из членов этой организации.

 

В этой истории остается добавить, что Махмуд Шевкет Паша, вошедший в историю Турции как «Герой Свободы», похоронен в Стамбуле, в мавзолее, возведенном Халил Беем, при помощи Казима Эфенди.

 

**********************************************************

 

III. Мухаммад Саид – герой Антепа

 

Шахин Бей (Мухаммад Саид), народный герой Турции. Он родился в 1877 году в городе Антеп, в семье чеченцев. Сегодня город Антеп  называется Гази-Антеп. Это означает: Город герой. Городу дали этот почетный титул в честь Мухаммада Саида, чеченца. Мухаммада Саида в Турции все знают как человека, который защищал Антеп до последней капли крови. Сегодня в турецких школах ученикам рассказывают о героических подвигах чеченца Мухаммада Саида, как защитника города Антеп. Его прозвали Шахином, что означает на турецком «сокол».

 

Мухаммад Саид записался в армию в 1899 году, поначалу он служил в Йемене. Из-за его примерного поведения и геройских поступков в Йемене ему присвоили звание старшины. Он участвовал в военных действиях в Траблусе. Из-за мужества, проявленного на этой войне, был отмечен наградой и повышен в звании до лейтенанта. Мухаммад Саид также участвовал в войне на Балканах. Был отправлен на войну «Галича» 15-й Османской Армии, а в 1917 году взял на себя командование фронтом «Сина».

 

В 1918 году Мухаммад Саид после ожесточенных боев остался без тыла и боеприпасов и, чтобы сохранить своих безоружных солдат от бессмысленной  гибели, капитулировал перед англичанами. До декабря 1919 года оставался в плену у англичан. После перемирия был освобожден и вернулся в Турцию.

 

Освободившись из плена, Мухаммад Саид 13 декабря 1919 года, возвращается в Стамбул и сразу вступает в новую должность – военного коменданта в городе Урфа. Там он узнает об оккупации своего родного города Антеп и требует от командования, чтобы его отправили в этот город. Тогда турецкое военное командование поручает ему контролировать стратегическую дорогу между городами Килис и Антеп.

 

Проведя много лет в Османской армии и побывав в плену у англичан, Мухаммад Саид наконец-то возвращается в свой родной город, уже оккупированный врагом. Он 20 лет не видел родных, но, тем не менее, проводит дома лишь один день и сразу же возвращается на службу.

 

В 1920 году Мухаммад Саид побывал во многих селах, расположенных вблизи от Антепа, и призывает жителей этих селений на священную войну против оккупантов, захвативших многие регионы Турции. Он объясняет людям, что такое джихад и его значимость в Исламе, и собирает 200 добровольцев, которые готовы отдать свои души ради Всевышнего, защищая свой город от французских оккупантов.

 

Мухаммад Саид думает, как освободить город от оккупантов. Он сам составляет план освобождения Антепа. Жители города верят Мухаммаду Саиду и слушаются каждого его слова. Французы, которые взяли город под свой контроль, не верят, что турки смогут пошатнуть их положение в Антепе. Мухаммад Саид подготавливает народ к освобождению Антепа, понимая, что если французы не получат помощи из города Килиса, то им не удастся отстоять город.  И борьба начинается.

 

Французы, расположенные в Антепе, как и предполагал Мухаммад Саид, терпят поражение и просят подмогу из Килиса, но чеченец, отобрав среди повстанцев самых храбрых муджахидов, встал на пути французской армии. Ни один француз не смог прорваться на помощь осажденным в городе соотечественникам через мост на стратегической дороге между Килисом и Антепом. Отразив несколько атак французов, Мухаммад Саид послал гонца в Антеп с посланием: «Будьте спокойны, братья мои, пока бьется мое сердце, не один француз не переступит через мост».

 

Что касается французского гарнизона в Антепе, то он не смог взять город под свой контроль. И долгожданная подмога тоже не пришла. Мухаммад Саид с горсткой муджахидов не давал французам прорваться через единственный мост, ведущий в город. 18 февраля 1920 году Мухаммад Саид и его бойцы отбили многотысячную армию французов. В этом бою они уничтожили около тысячи французов. Когда город Антеп был взят турецкими повстанцами, Мухаммад Саид послал французам обращение: «Каждая пядь этой земли, которую вы топчете своими грязными ногами, орошена кровью шахидов. Нам за религию, за честь, за родину, за свободу умереть слаще, чем в жаркие августовские дни пить холодную воду из ручья. Покиньте наши земли. Или мы уничтожим вас».

 

Французы не хотели признавать поражение и готовили новый план и новые войска для повторного взятия Антепа. Они были потрясены тем, что горстка крестьянских повстанцев во главе с Мухаммадом Саидом  не дает им пробиться к городу, на помощь гарнизону. Французы перебросили в направление Антепа 8000 пехоты, 200 конницы, 4 танка и 16 орудий. У Мухаммада Саида против этих сил оставалось на тот момент всего около 100 муджахидов, которые были готовы принять смерть. 25 марта, рано утром, французы начали атаку. До самого вечера Мухаммад Саид не дает врагу перейти мост. Наступление французов напоминает приливы и отливы: они то идут вперед, то откатываются назад, неся тяжелые потери. И лишь 28 марта, после 3 дней непрерывных боев, силы Мухаммада Саида заканчиваются и некоторые предлагают ему отступить. Он отвечает им: «Если враг перейдет мост, с каким лицом я возвращусь в Антеп? Враг может перейти мост только через мой труп».

 

Бой продолжался четвертый день и с Мухаммадом Саидом остались всего 18 человек, другие все стали пали в боях. После полудня погибли и эти 18 героев и чеченец остался один против французов. Он сражался буквально до последней пули. Кода патроны закончились, он встал и, по обычаю своих славных предков, бросился на врагов с кинжалом. Мухаммад Саид стал шахидом, все его тело было изрешечено пулями. Потом французы долго ждали, боясь подойти к его телу. Когда прошло достаточно времени, они подошли и штыками раскромсали тело мертвого героя.

 

Турки помнят Шахина и сегодня. Поэты пишут о нем стихи. Матери называют своих детей его именем. Чеченец, который отдал свою жизнь в джихаде за свободу, турецкий народ будет помнить всегда. Поэт в своих стихах говорил о нем так:

 

Спросите Шахина, он был один,

На мосту штыками его разорвали на куски,

Бандиты собрались на том месте.

Проснись, Шахин, посмотри...

Наполнился Антеп французами,

Ждут тебя, Шахин, опять приди...

Мухаммад Саид своим героизмом заложил в сердца турок любовь к свободе, наполнил их отвагой, и вскоре была начата по всей Турции освободительная борьба. Его 11 летний сын тоже записался в армию и участвовал во всех сражениях в освободительной борьбе турецкого народа.

 

Чеченпресс, Отдел истории и традиций