Г1иллакх

История Просмотров: 3117

Основой Крепости чеченца является гIиллакх, который включает в себя все остальные обычаи и традиции вайнахов.

Имеющий гIиллакх:

Это одни из главных правил поведения человека, имеющего в себе и в своем сердце гIиллакх.
Помимо этих, у гIиллакха есть еще много прекрасных проявлений!

О гIиллакхе говорят и пословицы вайнахов:

«Тот, кто не имеет гIиллакх – тот не къонах;
От того же, кто хочет иметь гIиллакх, гIиллакх находится недалеко;
гIиллакх, если ты его выполняешь, есть, если не выполняешь – нет!»


«Не позволяй отобрать у себя гIиллакх! И не отбирай гIиллакх у других сам!»
Что означает последняя пословица?
К примеру, есть два человека – старший по возрасту и молодой – и есть только один стул.
Усаживание на него старшим младшего означает, что он отбирает у младшего гIиллакх!
А то, что, поддавшись уговорам старшего, младший сядет – означает, что он позволил отобрать у себя гIиллакх! Минус от этого – каждому из них!
Это означает, что они оба не имеют гIиллакх!

Слово гIиллакх состоит из двух слов гIийла и лакхе, которые в переводе на русский язык означают:
ГIийла – слабый, а лакхе – верх.
Получается гIийла лакхе – Слабого наверх.
Смысловой же перевод этого словосочетания означает – слабого наверх, на самое удобное место, на самое почетное место.
Тогда получается, что любого слабого: к примеру, старшего по возрасту, гостя, или слабого по любой другой причине, нужно переводить, усаживать и т.д. на самое удобное и почетное место.
Почему?
Дело в том, что, оказав кому бы то ни было гIиллакх, и оказавшись сам на более неудобном месте, ты тем самым оказываешься сильнее его и становишься настоящим къонахом и в глазах того, кому ты оказал гIиллакх, и в глазах тех, кто это видит.
Теперь встает вопрос: А разве оказаться слабее не является для человека оскорбительным или обидным?
Дело в том, что тот, кто сильнее, никогда не даст тебе отобрать у себя гIиллакх.
А если все-таки становится вопрос, у кого есть право оказать гIиллакх, то безоговорочное право оказать гIиллакх отдается тому, кто младше, хотя бы на день.
Правда, если человек калека, то никак нельзя, чтобы он отобрал гIиллакх у здорового. Здесь предпочтение имеет тот, кто здоровее.
И еще отобрать или точнее оказать г1иллакх имеют право нуц – зять, и йишин во1 (к1ант) – сын сестры.

Вот что в народных преданиях рассказывают о святости и огромной ценности гIиллакха
Говорят, Бог сказал гIиллакху, что Он хочет послать его из Рая в Мир Людей.
гIиллакх просил Бога оставить его в Раю. Но Бог был непреклонен.
Тогда гIиллакх попросил Бога, чтобы Он вернул его обратно с теми людьми, которые будут с ним с Г1иллакхом.
Бог пообещал ему это.

Еще есть рассказ о том, что во вратах Рая стражем будет гIиллакх.
И когда к ним подойдет Человек, имеющий гIиллакх, того гIиллакх отведет на самое почетное место в Раю.
А того же, кто не имеет гIиллакх, отгонит от ворот Рая.

Или вот еще. Каким бы Человек не был богатым или Алимом (Знатоком Религии и Корана), но при этом он не имеет в себе г1иллакх, то все его богатства и знания в глазах других людей теряют значимость.

А вот про того, кто имеет гIиллакх, говорят, ма Г1иллакх долуш Къонах Стаг ву иза – он Къонах, имеющий гIиллакх.

Так что высшее чеченское народное звание, которое может иметь чеченец – Къонах, дает народная молва только тому, кто имеет гIиллакх.

Или вот пример, какой магический эффект имеет выполнение гIиллакха.
К примеру, гIиллакх настолько, в положительном смысле, заразителен, что тот, кто сталкивается с человеком, который его соблюдает, сразу начинает и сам непроизвольно соблюдать его.