Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

23 ГОДОВЩИНА РОССИЙСКОЙ АГРЕССИИ ПРОТИВ НЕЗАВИСИМОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИЧКЕРИЯ!

11 декабря 1994 году официально началась российская военная агрессия против чеченского народа, цель которой была подавление воли чеченцев к свободе и независимости и очередной геноцид чеченского народа.
Этому предшествовал трехлетний процесс отдаления чеченских властей от Москвы, начатый осенью 1991 года под руководством бывшего генерала Советской Армии генерала Джохара Дудаева, избранного первым президентом Чечни. После краха СССР Дудаев заявил о независимости Чечни от России, хотя и не порвал всех связей с Москвой, особенно в финансово-экономической сфере После ликвидации двоевластия в октябре 1993 года российские власти попытались восстановить свой контроль над чеченской территорией В северном Надтеречном районе республики, не признавшем власть Дудаева, на российские деньги были созданы отряды оппозиции, вооруженные российским оружием. 26 ноября 1994 года при поддержке танков с российскими экипажами оппозиционеры попытались овладеть столицей Чечни Грозным, но были почти полностью уничтожены и пленены верными Дудаеву войсками В плен попало более 70 российских военнослужащих. Они были освобождены еще до начала полномасштабной русско-чеченской войны. Среди погибших и пленных танкистов оказались нанятые российскими спецслужбами офицеры Кантемировской дивизии, в октябре 1993 года обстреливавшие московский Белый дом.
После провала попыток свергнуть Дудаева с помощью чеченской оппозиции была начата полномасштабная войсковая операция силами нескольких дивизий армии и внутренних войск. Численность группировки достигала 60 тысяч солдат и офицеров, включая элитные воздушно-десантные войска и московскую дивизию внутренних войск (бывшую имени Дзержинского). Им противостояла созданная Дудаевым регулярная чеченская армия, называвшаяся ополчением и насчитывавшая до 15 тысяч человек. Она была вооружена танками, бронетранспортерами, боевыми машинами пехоты (БМП), артиллерией, пулеметами и легким стрелковым оружием, оставшимися на армейских складах после вывода из Чечни российских войск в 1992 году. Часть вооружения и боеприпасов Дудаеву позднее удалось нелегально закупить в России. Боевой авиации у чеченцев не было, а все учебные транспортные самолеты, располагавшиеся на аэродроме вблизи Грозного, были уничтожены перед вторжением в результате бомбардировок российской авиации.

Джохар Дудаев: Ельцин уклоняется даже от телефонных переговоров».

Шанс остановить это безумие был — все более или менее ответственные политики советовали тогда президенту Ельцину просто позвонить Дудаеву и поговорить. Администрация президента России заявляла в ответ на эти призывы, что до главы Чечни дозвониться невозможно.

1 декабря 1994 года, когда, судя по заявлениям Кремля, российские власти судорожно пытались установить связь с Грозным, журналисты «Новой газеты» сели за обычный — с кругляшком еще — городской телефон и дозвонились до Джохара Дудаева с первого раза и пятого гудка — на такой же городской телефон в его приемной. Человек, взявший трубку, услышав, что звонят журналисты, отправился на поиски руководства — и через несколько минут состоялся вот такой диалог с президентом Чечни.

— Джохар Мусаевич, какова ситуация на сегодняшний день?

— Сейчас мы в Грозном ликвидируем последствия очередного ракетно-артиллеристского налета. Успешно ликвидируем…

— Вы можете сказать со всей определенностью, кто именно нанес удар по городу? У вас есть доказательства вооруженного вмешательства России?

— Это странный вопрос, молодой человек. Всем давно известно, что здесь воюет Россия, а не оппозиция… Какая такая оппозиция, не знаю… Что касается авторства последнего налета, вам лучше справиться об этом в Москве, у генералов. Я же знаю, что в пригороды Грозного было введено 150 единиц бронетехники, из них — 67 танков. Удар отбит, большая часть техники уничтожена, а экипажи взяты в плен. Российские, повторю, экипажи…

Сюда съехались около 70 журналистов из многих стран мира, и они это видят тоже. <…>

— Нас очень волнует судьба российских военнопленных, что с ними?

— Я делаю все возможное, чтобы сохранить им жизнь. Я даже дал распоряжение перевезти всех в безопасное место, чтобы они не попали под артобстрел. Но кто-то дознался, и после их приезда сразу был нанесен ракетный удар с вертолетов. Очевидно, далеко не все хотят, чтобы они вернулись и все рассказали.

— Это были российские ВВС?

— Да, конечно, а вы как думаете? В отличие от меня российские военные, генералитет, судя по всему, вовсе не заботятся о жизни своих солдат. <…>

— Неужели не осталось никаких шансов на мирное урегулирование конфликта?

— Надежда есть всегда. Я пока сдерживаю все, но это не может долго длиться. Ельцин же уклоняется даже от телефонных переговоров».


Официально в России война именовалась «мерами по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике» и преследовала цель «разоружение незаконных вооруженных формирований». Российские политики и военные рассчитывали, что боевые действия не продлятся больше двух недель. Министр обороны генерал Павел Грачев еще накануне вторжения в Чечню заявил, что Грозный мог быть взят за два часа одним российским воздушно-десантным полком. Однако федеральные войска встретили ожесточенное сопротивление и сразу же понесли большие потери.
Чеченцы не имели авиации, многократно уступали противнику в артиллерии и танках, однако за три года независимости успели превратиться в профессиональных бойцов, а по уровню боевой подготовки и командования значительно превосходили российских солдат, многие из которых были недавно призваны в войска Непосредственно операциями с чеченской стороны руководил начальник Главного штаба генерал Аслан Масхадов, бывший полковник Советской Армии. Чеченские войска удачно сочетали позиционную оборону с мобильной, успевая вовремя уйти от массированных ударов российской авиации.
Только 21 декабря федеральные части вышли к Грозному и в новогоднюю ночь 1995 года пошли на плохо подготовленный штурм Грозного. Чеченцы почти беспрепятственно пропустили наступавших в центр Грозного, а затем стали расстреливать бронетехнику и пехоту с укрепленных позиций на заранее пристреленных улицах города. Бойцы федеральных войск не имели планов города и почти не ориентировались в нем, действовали несогласованно и фактически без единого командования. Часть их была уничтожена, часть блокирована в занятых зданиях, и лишь немногим удалось прорваться обратно. В плен попало до 500 человек. Были сожжены или взяты чеченцами почти все российские танки, введенные в Грозный. Начались затяжные уличные бои, когда российские солдаты медленно занимали город, дом за домом, квартал за кварталом. В этих боях чеченцы воевали более умело, действуя небольшими мобильными группами, командиры которых могли самостоятельно принимать решения в быстро меняющейся обстановке без сплошной линии фронта. Лишь немногие из российских командиров обладали этими качествами. Авиация бомбила Грозный и другие города и селения Чечни неприцельно, по площадям. От бомбежек страдало почти исключительно мирное население. Гибель родных и близких только усиливала ненависть чеченских солдат и офицеров к федералам. В Грозном же по злой иронии судьбы жертвами бомб и снарядов становились в первую "очередь русские жители. Мирное чеченское население в основном успело покинуть осажденный город и укрыться у родственников в горах, русским же уходить было некуда. В марте чеченские войска оставили Грозный.

Отдел мониторинга "Чеченпресс".