ПАМЯТЬ ВО ИМЯ БУДУЩЕГО

С 18-го века начался процесс колониальной экспансии России на Кавказ. Процесс, который длится по настоящее время. С той поры Кавказ стал линией фронта, линией столкновения между свободой и унижением. «Чечения без чеченцев!»- вот мечта всех российских эпох и властей. К этому стремилась Россия в период Кавказской войны 18-19 веков, когда количество чеченцев от 1.5 миллионов сократилось до критической цифры – 116 тысяч человек. С этой целью десятки тысяч чеченцев силой, обманом и хитростью Россия в 19 веке выдворила в Османскую империю. Советский коммунистический режим успешно продолжал практику уничтожения чеченцев – многочисленными спецоперациями НКВД и армии, ссылками в Сибирь и на Север, заключением в тюрьмы и лагеря, расстрелами и погромами. Во все времена Российские власти стремились к распылению чеченского этноса, к уничтожению его этнической идентичности. Подробный план депортации чеченцев был заготовлен еще российской императрицей Екатериной в середине 80-х годов XVIII века. Второй раз вопрос о депортации чеченцев был поднят и подробно разработан российским политическим деятелем Платоном Зубовым в 1826 году в правление императора Николая II. Эти кощунственные планы не были реализованы благодаря мужественной борьбе чеченцев против российских колонизаторов. Россия изначально осуществляла в Чечении исключительно колониальную территориальную экспансию. Чеченцы Россией никогда не воспринимались составной часть российского народа, а если и воспринимались, то в образе внутренних врагов. Зато чеченские земли всегда считались и считаются неотъемлемой частью российской территории. И осваивались эти земли вовсе не для того, чтобы облагодетельствовать чеченский народ, а для расширения Российской империи. Отсюда и способы освоения: не интеграция посредством создания соответствующих экономических и социальных механизмов, а применение силы или угроза ее применения, формирование в этих целях образа чеченца-бандита, систематическое провоцирование людей на поступки, соответствующие такому образу, стремление «держать и не пущать» непокорный народ. У российских властей не было и нет никаких гуманистических и юридических установок и стремлений к решению чеченских проблем – доктриной и практикой являются истребление, террор и изгнание со своей земли. Нынешнее бегство сотни тысяч чеченцев в Европейские и другие страны является результатом многолетних истребительных российских войн 1994-1999 годов против чеченского народа. С маниакальным упорством российские власти из века в век уничтожают чеченцев и за это никто не понес наказания. Сегодня чеченцы покидают Родину добровольно, потому что не могут жить в условиях постоянного страха, репрессий и насилия, коллективной вины и коллективного наказания. Люди бегут от безнадежности. За 450-летний период взаимоотношений Чечении и России, чеченский народ 16 раз подвергался частичной, а в 1944 году – полной депортации. Сталинская тотальная депортация 23 февраля 1944 г. в Среднюю Азию и Казахстан – самая трагическая страница в истории чеченского и ингушского народов. Холодные, насквозь продуваемые скотские вагоны, в которых в течении месяца везли людей в места ссылки, тиф, туберкулез, голод, холод, непривычные и тяжкие условия жизни в местах ссылки, массовые заключения в тюрьмы и лагеря, унижения, жестокое и уничижительное отношение местных властей, особенно чекистов из НКВД, к депортированным привели к гибели более 60 % чеченцев и ингушей. Вайнахский народ подвергся неимоверным страданиям, долгой разлуке с близкими и длительному периоду нахождения на чужбине.Чеченцы и ингуши были единой нацией с общей трагической судьбой и едиными, объединяющими их ценностями: коллективистской солидарностью, пассионарной волей к жизни, высочайшей жертвенностью и аскетизмом. Мощным фундаментом для этого была неистовая вера во Всевышнего и любовь к Родине - Кавказу.Трагедия депортации жива в душе каждого чеченца и ингуша. Нынешним и будущим поколениям вайнахов нужны память и знания о злодеяниях сталинского режима, приведшего к геноциду чеченцев и ингушей. Необходимо помнить об этом и напоминать, чтобы вновь не повторилось подобное кровавое бедствие. Важно соединить боль отдельных людей в единое целое, как память в назидание будущим поколениям о том, в какое жестокое время жили наши деды, отцы, матери, братья и сестры, но сохранили при этом свой язык, национальные традиции, обычаи, культуру, честь и достоинство.

Министр иностранных дел ЧРИ Аминат Саиева