Связаться с нами, E-mail адрес: info@thechechenpress.com

Череда поражений Кадырова. Что это, злой рок или?

Рамзан Кадыров - один из самых обсуждаемых в российских СМИ политиков. Он известен не только как глава одного из субъектов РФ, но и как человек, жестко реагирующий на любую критику в свой адрес. Рамзан всегда выходил победителем в любом противостоянии. Так было на протяжении всей его политической карьеры, но в августе 2016 года что-то изменилось, и Кадыров стал терпеть одно поражение за другим.

Падение Президент-Отеля

Началом череды неудач Кадырова стало задержание в Москве 24 августа сего года двух кадыровцев из ближайшего окружения депутата Госдумы РФ от Чечни Адама Делимханова.

Задержанные, Саид Ахмаев и Лечи Болатбаев, официально входили в его личную охрану, однако, как оказалось, в их обязанности входили более обширные задачи. Задержаны они были по подозрению в вымогательстве около 100 млн рублей у бизнесмена Константина Жукова. Инкриминируемое им преступление в Москве никого не удивило.

В местных бизнес-кругах Адам Делимханов известен не столько как депутат, а, скорее, как руководитель неофициального коллекторного агентства. Офис располагался в московском Президент-Отеле, услуги стоили дорого, но результат был крайне эффективным.

Президент-Отель был штаб-квартирой кадыровцев на протяжении более 10 лет. Для их нужд круглогодично арендовался целый этаж, а само название отеля ассоциировалось у москвичей исключительно с Кадыровым.

Крупные бизнесмены, которые не могли вернуть многомиллионные долги, как правило, обращались в офис Делимханова, и крепкие ребята из личной охраны депутата, за определенную комиссию, "убеждали" должника погасить долг.

Например, в августе 2011 года люди Делимханова похитили человека, который в материалах уголовного дела проходил под псевдонимом Григорий. Позже полуживого мужчину обнаружили на обочине дороги случайные прохожие. 

В январе 2012 года Григорий вышел из больницы и обратился в правоохранительные органы - подозреваемые в похищении чеченцы через несколько дней были задержаны. Им предъявили обвинения в нанесении тяжких телесных повреждений, похищении человека и вымогательстве. Однако в марте 2013 года всех задержанных освободили.

Тогда один из отделов центрального аппарата ФСБ почти в полном составе отказался выходить на работу в знак протеста, но чеченцы были оправданы.

В случае бизнесмена Жукова все должно было пройти по обычному сценарию: двух охранников Делимханова должны были отпустить за отсутствием состава преступления, но что-то пошло не так.

Поздно ночью, на следующий день после задержания Ахмаева и Болатбаева, Владимир Путин встретился в Кремле с исполняющим на тот момент обязанности главы Чечни Рамзаном Кадыровым.

Состоялась ли данная встреча по инициативе Кадырова, который приехал "отмазывать" своих людей, или он был вызван на ковер самим Путиным - остается загадкой. Но факт, что встреча прошла ночью, дал повод СМИ предположить, что причиной встречи стал арест кадыровцев, а не социально-экономическая ситуация в Чечне.

Как бы там ни было, результат встречи Путина и Кадырова оказался не в пользу последнего: в Президент-Отеле были проведены оперативные мероприятия, а самому Делимханову вместе с подчиненными и вовсе пришлось съехать с обжитого отеля. Задержанных так и не отпустили, а коллекторскую деятельность по сути прикрыли, или, как минимум, ограничили масштабы этой деятельности. И это было только начало...

Технический нокаут

Второе поражение Рамзан Кадыров получил в заочном противостоянии с президентом Союза смешанных боевых единоборств ММА России Федором Емельяненко. Поводом стала критика русского спортсмена в адрес прошедшего 4 ноября в Грозном турнира Grand Prix Akhmat 2016, в рамках которого состоялись детские бои, причем в октагон вышли трое сыновей Рамзана.

На официальной страничке в Instagram Емельяненко опубликовал пост, в котором указал на недопустимость участия детей в прошедших в Грозном соревнованиях, так как они проходили по правилам ММА для взрослых. Емельяненко также высказал недоумение в связи с тем, что за процессом избиения детьми друг друга наблюдал глава Чечни, а все действо транслировалось телеканалом Матч.Боец.

Критика Федора ранила до глубины души Кадырова и его окружение, и реакция не заставила себя долго ждать. Среди выступивших в публичном пространстве с критикой в адрес Емельяненко были: президент бойцовского клуба «Ахмат» Абузайд Висмурадов, бойцы клуба, депутат Госдумы Адам Делимханов, председатель парламента Чечни Магомед Даудов и многочисленные сторонники режима.

В своей критике кадыровцы использовали резкие обороты, называя Федора “трусом” и “петухом”, упрекая осужденным за изнасилование братом, якобы нечестно выигранным последним боем и нетрадиционной сексуальной ориентацией в молодости. Высказался в Instagram и сам Кадыров заявив, что "русские богатыри" не должны вести себя так, как Емельяненко.

В интернете, тем временем, поднялась нешуточная волна противостояния между сторонниками Кадырова и православно-славянской частью России, для которой Емельяненко является воплощением “русского богатыря”. Конфликт стал принимать очертания межнационального противостояния.

По идее, Емельяненко должен был принести публичные извинения Кадырову, как это сделал в начале года депутат Красноярского городского совета Константин Сенченко за то, что назвал Кадырова "позором России". Но в отличии от Сенченко, Емельяненко - политический тяжеловес, за которым стоит множество влиятельных людей в России.

Было ясно, что победителем выйдет тот, кого поддержит Кремль. И Кремль поддержал Емельяненко.

7 октября Рамзан Кадыров опубликовал на своей страничке в Instagram пост, в котором призвал сторонников "не публиковать какие-либо записи, затрагивающие честь и достоинство Федора Емельяненко", а опубликованные записи - удалить.

Это означало, что конфликт исчерпан, но исчерпан не покаянием Емельяненко, а отступлением Кадырова. Разумеется, все критические публикации, сделанные в адрес Емельяненко были удалены, но извинения никто не принес.

Сам Федор примирительный шаг Кадырова никак не прокомментировал и на сближение с ним не пошел, что было воспринято общественностью, как безоговорочная победа Емельяненко.

Капитуляция на международной арене

Спустя месяц извиняться пришлось уже самому Кадырову, правда, по другому случаю.

25-27 августа в Грозном прошла Исламская конференция под названием "Кто они, люди Сунны и согласия?". Результатом стало принятие фетвы, получившей известность в СМИ как "Грозненская фетва".

В принятом документе были описаны признаки людей Сунны, т.е. мусульман, которые, по мнению авторов фетвы, являются суннитами. Не подпадающие под описание фетвы объявлялись сектантами, чью деятельность необходимо пресекать на территории России.

В Грозненской фетве, помимо таких запрещенных в России организаций как "Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" и "Братья-мусульмане", сектантами были объявлены также салафиты. Это означало, что значительная часть исламского мира и, в первую очередь, Саудовская Аравия, выводилась из Сунны и объявлялись сектантскими.

Помимо этого, в документе говорилось, что "данная фетва является единодушным решением муфтиев и ученых России и обязательна к исполнению всеми мусульманскими организациями на территории Российской Федерации".

Этот тезис вызвал непонимание мусульман в первую очередь внутри России. Первыми отреагировали в совете муфтиев России (СМР) во главе с Равилем Гайнутдином. 26 сентября СМР в мягкой форме подверг критике Грозненскую фетву заявив, что она отражает реалии лишь отдельных республик Северного Кавказа и не может быть навязана мусульманам всей России, а для ее одобрения требуется всероссийское обсуждение.

Муфтий Чечни Салах Межиев в ответ обвинил СМР в потворстве радикализму и вахабизму и напомнил про Саида Бурятского, который в свое время сперва работал в сфере просветительской деятельности Совета муфтиев, а затем присоединился к вооруженному подполью на Северном Кавказе.

Казалось бы, в набравшем обороты противостоянии точку должен был поставить Кремль, либо поддержав Кадырова и приняв Грозненскую фетву на всероссийском уровне, либо поддержав СМР, признав, тем самым, несостоятельность документа.

Но вмешательства Кремля не потребовалось, поскольку 30 сентября один из ключевых участников Грозненской конференции, авторитетный суфийский лидер Хабиб Али Джифри, в эфире одного из арабских телеканалов назвал салафитов неотъемлемой частью людей Сунны и своими братьями, чем, по сути, дистанцировался от Грозненской фетвы.

Немногим позже от фетвы отрекся еще один ключевой участник конференции, ректор ведущего исламского вуза Египта "Аль-Азхар" Ахмад Тайиб, заявив, что фетва была принята после его отъезда из Чечни и назвав салафитов частью “людей Сунны”.

Эти два события поставили точку в противостоянии муфтиятов внутри России по вопросу Грозненской фетвы, и муфтият Чечни больше не настаивал на продвижения данного постановления.

Однако у главы Чечни появилась более серьезная проблема на международной арене, непосредственно связанная с Грозненской фетвой.

Саудовская Аравия, до сих пор выделявшая Кадырова среди глав российских мусульманских республик и рассматривавшая его в качестве ключевой фигуры при переговорах с Москвой, неожиданно переориентировала свои приоритеты на главу Ингушетии Юнусбека Евкурова.

В начале ноября Евкуров, по приглашению самого короля Салмана ибн Абдул-Азиза, прибыл в Саудовскую Аравию. Евкурову был оказан почетный прием, он был удостоен чести войти в Каабу, были также подписаны соглашения о сотрудничестве, подразумевающие инвестиции королевства саудитов в экономику Ингушетии.

Фактически, Евкуров был удостоен в Саудовской Аравии того, чего до сих пор из мусульманской политической элиты России удостаивали только Кадырова.

Для Рамзана это был знак, что отныне для Саудовской Аравии стратегическим посредником в переговорах с Кремлем становится не Кадыров, а Евкуров.

Главу Чечни такой расклад конечно же не устраивал, поскольку это означало конкуренцию Кадырову на Северном Кавказе, приуменьшало его значимость перед Путиным и увеличивало значимость Евкурова, давнего оппонента Кадырова в регионе.

Очевидно, что для урегулирования возникших недоразумений с Саудовской Аравией Кадыров привлек в качестве миротворца наследного принца ОАЭ Мухаммада ибн Заида аль-Нахайана.

Встреча прошла в Абу Даби 26 ноября, а уже на второй день Кадыров, в сопровождении муфтия Чечни Салаха Межиева и советника по делам религии Адама Шахидова, одних из авторов Грозненской фетвы, вылетел в Саудовскую Аравию.

Однако получить аудиенцию короля или наследного принца не удалось, вместо них с Кадыровым встретился преемник наследного принца, министр обороны королевства Мухаммад ибн Салман аль-Сауд. Более того, согласно государственным СМИ Саудовской Аравии, Кадыров извинился за Грозненскую фетву и назвал салафитов "главной составляющей суннитов".

Пожалуй, этот инцидент является самым крупным поражением Кадырова за весь период его политической карьеры, так как с первых же дней главным слоганом лидера Чечни была борьба с вахабизмом (салафизмом).

Пока неясно, как капитуляция Кадырова на международной арене скажется на салафитах Чечни, которые за приверженность религии подвергаются преследованиям.

На данном этапе рано говорить и о том, с чем связана череда поражений Кадырова, с изменением ли отношения Путина или злым роком, но одно можно сказать точно – для главы Чечни 2016 год был худшим.

 Абдуллах Чеченский.