«Разделяй, чтобы властвовать»
Чеченцы – один из древнейших народов мира, являющиеся
автохтонами Кавказа и самым крупным этносом на Северном
Кавказе. Вся многовековая история чеченцев – это непрекращающаяся
героическая борьба за свою свободу и независимость против
экспансии со стороны Древнего Рима, Сасанидского Ирана,
Хазарского Каганата, Золотой Орды, Российской Империи.
Параллельно с жестокими и разрушительными войнами с иноземными
захватчиками проходил и нелегкий процесс формирования чеченской
нации, которая, в силу своего особого горского менталитета,
в конце концов, оказалась разделенной на многочисленные
группы (тейпы) по субэтническому признаку. А после добровольного
принятия чеченцами Ислама процесс раздробления чеченского
этноса на отдельные группы (вирды) принял еще и конфессиональный
характер.
Искусственное разделение единого чеченского народа, исповедующего
Ислам суннитского толка и являющегося союзом 9 крупных
этно-территориальных объединений – тукхумов (Аьккхий, Маьлхий,
Нохчмахкахой, Орстхой, Т1ерлой, Ч1аьнтий, Ч1ебарлой, Шарой,
Шотой), на множество мелких групп (тейпы, вирды) было на
руку коварному и хитрому врагу, который пользовался любыми
противоречиями, возникающими среди чеченцев на этнической
и религиозной почве. Особенно усердствовали в этом отношении
русские, не сумевшие победить чеченцев непосредственно
на поле боя при прямом столкновении, поэтому переключившиеся
к разным уловкам, хитросплетениям и провокациям на поле
боя идеологической войны.
Например, в поражении имама Шамиля во время Русско-Кавказской
войны XIX века не последнюю роль сыграло умелое использование
царскими чиновниками и их местными приспешниками нового
течения в мусульманской религии (кадария), проповедником
которой в Чечне выступал известный богослов из селения
Иласхан-Юрт Кунта-Хаджи Кишиев, выдвинувший в самый разгар
священного газавата против неверных пацифистский лозунг
«непротивления злу насилием». В итоге белому царю удалось
сначала отсечь аварцев от чеченцев, а затем чеченцев разделить
по религиозному признаку. Тем не менее, после пленения
имама Шамиля и временного затишья в горах Ичкерии шейх
Кунта-Хаджи тоже был выслан навечно в город Устюжино Новгородской
области. А вот известный чеченский абрек Вара, бывший моджахед-мюрид
Шамиля, ставший после его пленения религиозным мюридом
Кунта-Хаджи, был подло и коварно убит царскими опричниками
в селении Новые Атаги.
Ключевую роль в плане раздробления чеченского народа на
множество мелких групп сыграла, конечно, советская Россия,
которая почти что завершила этот сложный процесс, в основном
опираясь на религиозный фактор. Все известные ученые-алимы,
авторитетные шейхи и муллы радикального толка, которые
проповедовали Джихад против неверных, полностью были уничтожены
в 20-30-е годы XX века, а многие потомки известных религиозных
авторитетов в Чечне (Арсановых, Башировых, Гайсумовых,
Яндаровых и иже с ними), подписавшиеся в НКВД на предмет
лояльности Советской власти, стали агитаторами и пропагандистами
атеистическо-коммунистических идей большевиков. Вот почему
все они (после завершения выселения основной массы чеченцев
зимой 1944 года) в тёплых пассажирских вагонах были перемещены
(именно перемещены, а не высланы!) в южные районы Киргизии
(например, в город Карабалты), тогда как абсолютное большинство
чеченцев было этапировано в самые лютые морозы (чилланан
бутт) в северные области Казахстана (Караганда, Павлодар
и т.д.).
В 1944 году и последующие годы бериевские чекисты-энкавэдэшники
использовали продажных чеченских мулл и шейхов в поимке
абреков, оставшихся в горах Чечни после выселения. Многие
из них поддавались лживым уговорам этих религиозных «авторитетов»
и, действительно, воссоединялись со своими семьями в местах
высылки, чтобы оттуда за короткое время перекочевать в
сталинские тюрьмы с большими сроками заключения (от 15
до 25 лет в колониях строгого режима).
Например, в райцентре Ведено Дагестанской АССР (!?) после
депортации чеченцев абреками был убит начальник райотдела
НКВД Умар-Али Зелимханов (сын знаменитого абрека Зелимхана
Харачойского), который как раз и занимался отловом оставшихся
в горах «народных бунтовщиков». Кстати, старший сын абрека
Зелимхана – Муди (тоже чекист) также был убит «антисоветскими
элементами» в ауле Махкеты Веденского района во время подавления
так называемого «кулацко-мулльского мятежа» в годы коллективизации.
Так бесславно завершилась карьера советских чекистов Зелимхановых
из рода прославленного на весь мир абрека, имя которого
советские идеологи широко использовали в пропагандистских
целях для поднятия имиджа своего преступного режима, предварительно
записав его в «чеченские революционеры». (Кстати, грузинские
кинематографы незамедлительно воспользовались положительным
образом чеченского абрека Зелимхана и создали по роману
Чабуа Амирэджиби знаменитый телефильм «Берега», удостоенный
Государственной премии СССР, в котором все подвиги реально
существовавшего чеченского национального героя из Харачоя
самым бесстыдным образом переписаны на мнимого грузинского
фольклорного героя по имени Дата Туташхиа.)
После полного уничтожения в Чечне верхушки исламской интеллигенции
в республике начал активно функционировать так называемый
«традиционный ислам», который на пик Советской власти насчитывал
более 40 (!) религиозных объединений кадарийского и накшбашдийского
тарикатов.
Советская власть умело использовала и тейповый фактор
в вопросе подавления национального самосознания и своеобразного
менталитета чеченцев. Например, главой села (юьртда) обычно
назначался человек из другого населенного пункта. Если
в качестве юьртда и «избирался» житель какого-то конкретного
села, то подбирался именно такой человек, который принадлежал
к самому маленькому и неавторитетному тейпу в этом селе,
или же некоренной, то есть приезжий. Во главе администраций
районов, где, в основном, живут чеченцы, а также на ключевые
должности в правительственных структурах республики назначались
люди некоренной национальности или же «чеченцы» с запутанными
корнями в генеалогическом дереве.
Например, небезызвестный «чеченский» чекист-садист Мазлак
Ушаев из Ведено, в 1937 году назначенный на пост председателя
Верховного суда ЧИАССР, на самом деле был андийцем аварского
происхождения. А начальником милиции Веденского района
до высылки вайнахов в 1944 году работал еврей по фамилии
Исаков, который владел чеченским языком и через сталинские
«тройки» направил немало местных жителей в тюрьмы-концлагеря
с длительными сроками заключения, многие из которых так
и не вернулись домой. Самое интересное заключается в том,
что этот жестокий палач и убийца чеченцев умер в глубокой
старости своей смертью, живя в элитном районе Грозного
и спокойно перемещаясь по республике.
В том же Веденском районе первыми секретарями райкома
партии на закате Советской власти были русские Александр
Васильевич Шаршавых из числа тамбовских «комитетчиков»,
направленных в ЧИАССР после известных «ингушских событий»
в Грозном в январе 1973 года, и терская казачка Светлана
Ивановна Самойлова, начавшая свою партийную карьеру с должности
секретаря-машинистки в отделе милиции. А если и назначались
в этом районе первыми секретарями чеченцы – то только прикомандированные
из других регионов, например: Нажа Дахаев (Шото), Гилани
Махаури (Маьлхи), Сайд-Эмин Ибриев (свою партийную карьеру
этот коммунист завершил на тюремных нарах) и другие. Вот
такой, вот, смешанный интернационал и управлял Веденским
районом, почти стопроцентно населенным чеченцами-нохчмахкахойцами,
не имеющими никакого отношения к шатойцам и мялхийцам в
территориальном плане, тем более к русским и казакам.
И это, не говоря о республике в целом, которую всегда
возглавляли представители «элитной нации» в лице ивановых,
яковлевых, апряткиных, власовых, фотеевых, а аборигены-вайнахи
алмазовы, боковы, вахаевы, гайрабековы, керимовы, магомадовы,
моллаевы, омаровы и другие всю жизнь были на вторых ролях
и ходили в «вечных замах» у так называемых «старших братьев»,
да и то под постоянным наблюдением со стороны приставленных
к ним специалистов-комитетчиков из еврейско-армянского
интернационала в лице безуглых, виноградовых, кан-каликов,
расторгуевых, хачатуровых, чебалиных и т.д.
А когда в горбачевские перестроечные времена на пленуме
Чечено-Ингушского рескома КПСС провалился очередной русский
кандидат в первые секретари Николай Семенов, срочно переброшенный
в Грозный из Фрунзе, то впервые в истории советской Чечено-Ингушетии
во главе республики стал вайнах – «чеченец» Доку Завгаев
из Надтеречного района, считающийся выходцем из тейпа Гендарганой
(это потом дотошные историки нашли в «чеченской» родословной
Завгаева ногайские корни). Вот чем можно было объяснить
тот факт, что в период правления Завгаева из гендарганойцев
вышло очень много руководителей партийного и хозяйственного
строительства (чтобы укрепиться в рядах такого многочисленного
и авторитетного чеченского тейпа, как Гендарганой, этот
обрусевший ногаец вынужден был идти на поводу некоторых
нечистоплотных элементов, обустраивая и трудоустраивая
их). Кстати, новоявленный «президент» Чечни Алу Алханов
из Урус-Мартана также считается выходцем из тейпа Гендарганой.
А вот «грозненец» Николай Семенов, все-таки, добился своего
и вернулся в «родную республику» в качестве руководителя
Территориального управления федеральных органов исполнительной
власти в Чечне в самом начале Первой русско-чеченской войны
(злопамятство – яркая национальная черта характера большинства
русских людей).
Но на этом интриги Кремля против чеченского народа не
завершились, они приняли еще более быстрые обороты во Вторую
русско-чеченскую войну, когда на политической арене Чечни
появились ставленники Кремля из хоси-юртовского кооператива
«Отец, сын и Ко» то ли с татскими, то ли с казацкими корнями
в своей рабской генеалогии, а в самой Москве объявились
«новые чеченцы» с лубянскими штампами на намордниках, претендующие
не только на власть в Чечне (Сайдуллаев), но и на кремлевский
трон (Джабраилов).
Б. Халидов, для Чеченпресс,
28.02.05г.
|