Обзор
285-й недели войны
(19 – 25 февраля)
Наиболее значительным политическим событием прошедшей
недели оставался односторонний мораторий на ведение наступательных
боевых действий, объявленный специальным приказом президента
ЧРИ Аслана Масхадова. В очевидной связи с этим событием
находится и визит в Лондон представительниц Союза комитетов
солдатских матерей (СКСМ) во главе с председателем этой
организации Валентиной Мельниковой для встречи с представителем
чеченского Президента Ахмедом Закаевым. Объединяет эти
два события стремление легитимного чеченского руководства
найти пути к мирному, компромиссному завершению многолетней
кровавой российско-чеченской войны.
И все же данный обзор мы начнем с печальной даты: 23-го
февраля исполнился 61 год со дня поголовной депортации
чеченцев и ингушей в Центральную Азию, где им пришлось,
лишенными всех и всяческих прав, провести долгие 13 лет.
Учитывая, что чеченские, а также некоторые российские и
западные СМИ уделили достаточное внимание фактологической
и человеческой стороне этого преступного по отношению к
вайнахам деяния, мы остановимся на одном вопросе: правомерно
ли называть депортацию февраля 1944-го года «сталинской»
(или «сталинско-бериевской»)? Не искажает ли такая «персонификация»
вайнахской трагедии шестидесятилетней давности ее историческую
суть?
Дело в том, что депортация вайнахов в феврале 1944-го
года была не первой и далеко не единственной. По свидетельству
историка-публициста Игоря Бунича, первый план поголовной
депортации чеченцев лег на стол еще «либеральной» императрицы
Екатерины II , а один из ее фаворитов Платон Зубов, проведя
тщательный подсчет чеченцев (к которым он причислил и ингушей)
предлагал полностью истребить «сей дерзкий народ, пока
он не размножился числом и через оное размножение не стал
весьма для нас опасным» (см. его книгу «Кавказ», изданную
посмертно в 1825-м году). В том же году проявили себя в
России декабристы, тоже большие либералы и гуманисты, которые
в своих проектах будущего обустройства империи предусматривали
частичное истребление и частичное переселение чеченцев
во «внутренние губернии».
О депортации чеченцев в 1865-м году, после окончания Кавказской
войны, в пределы Османской империи написано более подробно
и, можно сказать, более правдиво, за исключением численности
депортированных. Даже сейчас чеченские историки без всякой
критичности повторяют запущенную российской историографией
в оборот цифру «25 тысяч», хотя только в окрестностях сирийской
деревни Рас-эль-Аин немецкий археолог и путешественник
Макс фон Оппенгейм обнаружил чуть позже 50 тысяч чеченцев
(см. книгу Эриха Церена «Библейские холмы»). А ведь основная
масса чеченских, как сегодня сказали бы «вынужденных переселенцев»,
осела не в Сирии, а в Турции и Иордании (только в Иордании
чеченцами были основаны пять новых городов, в которых и
поныне, в знак соблюдения давних традиций, мэрами избирают
только этнических чеченцев).
Вторая волна насильственной депортации чеченцев, но уже
в Сибирь и частично во «внутренние губернии» России (как
в свое время предлагали друзья трудящихся – декабристы)
пришлась на 1878-й год, когда российским войскам удалось
потопить в крови национально-освободительное движение чеченцев
и дагестанцев под руководством имама Алибека-хаджи, начавшееся
в 1877-м году. Тысячи чеченских семей, имеющих хотя бы
косвенное отношение к этому движению, были выселены в Сибирь
и Тамбовскую губернию. Отметим примечательный факт – в
числе депортированных оказалась и родная дочь знаменитого
французского писателя Александра Дюма-отца, родившаяся
от червленновской казачки, принявшая ислам и вышедшая замуж
за чеченца, жителя Ведено (звали ее Александра, а чеченцы
называли ее Сана).
Одной из форм геноцида и опосредованной депортации следует
признать тот факт, что огромное количество пахотных и пастбищных
земель на равнине русская колониальная администрация отобрала
у чеченцев и расселила на них переселенцев из России, записывая
их всех скопом в «казаки» (сами терские казаки называли
этих переселенцев презрительной кличкой «шаповалы» – за
их неистребимую привычку всем подряд кланяться и снимать
при этом шапку). В соответствии с петицией, направленной
депутатами тогдашней, царской Госдумы (автор – депутат-чеченец
Эльдерханов) императору Николаю II , у «казаков-шаповалов»
было столько «реквизированной» земли, что они физически
были в состоянии обрабатывать только треть ее, а чеченцам,
напротив, урожаев с оставшейся в их владении земли хватало
только на три месяца, а сена скоту – только на месяц.
Депутаты просили царя исправить эту ситуацию, и вернуть
чеченцам хотя бы те пустующие земли, которые не обрабатываются
переселенцами-колонистами, объясняя, что из-за искусственно
созданного земельного голода чеченцы в массовом порядке
уходят на чужбину, в основном на Ближний Восток, а остающиеся
находятся в состоянии неутихающей войны с русским и казачьим
населением. Ответ Николая II (большого, как теперь о нем
пишут, гуманиста и либерала) стоит того, чтобы привести
его дословно: «Я знаю о вражде чеченцев с казаками, но
прекращать ее не намерен, чтобы мои казаки не утеряли свой
боевой дух». Как видим, ответ царя прямо-таки пропитан
гуманностью и человеколюбием. Недаром РПЦ то ли собирается,
то ли уже занесла его в свои святцы в качестве «святого
великомученика».
Интересно, что нынешние (настоящие и мнимые) потомки тех
«шаповалов» буквально визжат, что «чечены» в годы революции
и Гражданской войны «отобрали у казаков их исконные земли»,
не вдаваясь в объяснение, откуда у потомков рязанских или
воронежских крепостных мужиков могли появиться «исконные
земли» в Чечне. Ведь настоящих терских казаков, «почти
что чеченцев по одежде, нравам и боевому духу», как описывал
их Лев Толстой, большевики поголовно вырезали, оставив
под видом «казаков» этот согнанный отовсюду «шаповальный»
сброд, который и выступал в гражданской войне в качестве
«красных казаков». Теперь их красноносые потомки, нацепив
на себя вырезанные их консервных банок «георгиевские кресты»
и потрясая алюминиевыми сабельками, требуют вновь воссоздать
на месте чеченского селения Алхан-Юрт «станицу Ермоловскую»,
хотя сомнительно, что они решатся там поселиться.
Как мы видим, депортаций чеченцев и до февраля 1944-го
года было немало. И Сталин только продолжил давнюю российскую
традицию «решения чеченского вопроса», чей хвост, виляя
от режима к режиму, уходит еще в эпоху Екатерины II , а
змеиная голова вытягивается в нашу эпоху, которую, впрочем,
едва ли было бы достойным называть именем мелкой чекистской
рептилии, сидящей ныне в Кремле. Ведь и сегодня сотни тысяч
чеченцев, рассеянных по всему миру, подвергнуты, по сути,
насильственной депортации. Таким образом, депортацию чеченцев
1944-го года «сталинской» следует называть только для того,
чтобы отличать ее от «николаевской», «александровской»,
«путинской» и прочих, но отнюдь не для того, чтобы подчеркнуть
«уникальность» этого события в контексте кровавой и бесчеловечной
российской истории.
Адлан Бено, Чеченпресс,
26.02.05г.
|