Практика
относительности - банализация зла
Между двумя круглыми черными датами -
ровно неделя. 60 лет назад, 27 января 1945 был освобожден
гитлеровский лагерь уничтожения Освенцим. 5 лет назад,
5 февраля 2000 г., устроенная российскими контрактниками
бойня в чеченском селе Алды в один день оборвала жизнь
84 гражданских лиц.
Меты двух
эпох, отстоящих друг от друга более чем на полвека, - подспудно пересеклись
в речи президента России В.В. Путина на митинге поминовения жертв Освенцима…
И в том, о чем он не сказал .
За что он, не нюхавший пороха Второй
мировой, удостоился чести выступать на этом митинге? Официально
- за то, что советские войска освободили Освенцим, а Россия
- правопреемница СССР.
Но президент России не сказал, что страна
должна как правопреемница платить украинцам и казахам за
сталинский геноцидный голодомор, крымским татарам, туркам-месхетинцам,
балкарцам, корейцам, полякам, ингушам - за депортации, а евреям - за "космополитизм",
«дело врачей» и "антисионизм". (Я не забыла включить чеченцев в этот список -
о них дальше).
Не вспомнил Путин на польской земле и
о том, что, незадолго до того, как, - согласно планам союзников
по освобождению Европы от гитлеровской оккупации (разделению
на советскую и американо-британскую зоны), - советские войска освободили концлагерь
Освенцим, оказавшийся на пути их наступления, такие же советские войска хладнокровно
и сознательно дали гитлеровцам потопить в крови восстание польского народа
(Варшавское восстание 1944) против тех же самых палачей,
которые этот лагерь учредили.
Это для него не удивительно. Более странно,
что европейские и израильские деятели на скорбный митинг
поминовения жертв гитлеровского тоталитаристского Холокоста
пригласили главу государства, исторически ответственного за вторую тоталитарную
систему , суда над которой так и не было. Более того: пригласили политического
деятеля, прилагающего все возможные в данный исторический момент усилия для
реабилитации и восстановления этой системы, хотя бы пока
в урезанном виде.
Лично меня, как еврейку, это коробит
и чрезвычайно беспокоит. И вот почему.
Для исследователей преступлений тоталитаризма
хрестоматийными являются два труда одного из пионеров исследования
тоталитарных режимов в их системной целости, в сравнении
гитлеризма и сталинизма, в сопоставлении с другими геноцидными
системами, в частности государством младотурок, при котором
происходил геноцид армян, - американки Ханны Арендт: The
Foundations of Totalitarianism (1950-е) и Eichmann in Jerusalem
(1961 - она была в Иерусалиме на процессе над одним из
главных авторов «окончательного решения еврейского вопроса»
Эйхманом). Главный вывод Ханны - открытие явления, названного
ею "банализацией зла".
Ее более всего поразила рутинность исполнения
«окончательного решения». Эйхман и СС-овцы не были извращенцами,
садистами - они были по своему психическому складу чиновниками.
Послушными сухими исполнителями, для которых убить по приказу
или повинуясь стереотипам, внедренным в их сознание вождями
Третьего Рейха, - все равно что написать какой-либо текст.
И происходившее на глазах обычных рядовых людей массовое убийство евреев, сопровождавшееся
неимоверным садизмом, либо не замечалось, либо воспринималось как норма. Банально
.
Ханна Арендт показала, что к такой «нормальности»
человеческое сообщество скатывалось незаметно и постепенно
. Суть «банализации зла» - в дозволенности или оправданности
в глазах «большой политики» и большинства обычных людей: массового убийства
(в том числе детей) заранее «избранных» на роль «козлов
отпущения» по их этнической, религиозной, социальной, языковой
принадлежности; исключения таких групп из-под действия
закона или создание законодательной системы, оправдывающей
исключительные подходы для них (к примеру, сталинские «тройки»
для «врагов народа»); массового применения пыток; помещение
«козла отпущения» в непригодные для жизни условия, - все
это во имя пропагандистски провозглашаемых или ошибочными
методами достигаемых " благородных " целей.
Превращение человеческих идеалов и добродетелей в демагогию. Убийства и (или)
издевательства одних - ради других. Неважно, кого «надлежит» убивать: евреев,
цыган, гомосексуалистов, кулаков, христиан, мусульман, иудеев, белых, красных…
Банализация массового убийства и садизма в отношении заранее определенной группы
людей - вот что сделало Освенцим возможным . Превращение допустимости убийства,
в данном случае, евреев, в обязательность «освободительной» миссии по приказу
- лишь частный случай исполнения Гитлером некой общей закономерности, открытой
Арендт.
После Нюрнбергского международного трибунала
этот частный случай был осужден единогласно и бесповоротно.
А Всеобщая Декларация прав человека, Международная Конвенция
против геноцида, Женевская Конвенция о защите гражданского
населения во время военных конфликтов, казалось бы, заложили
основы постепенного движения человечества к предотвращению
«банализации» любого массового зла.
Но законы и нормы, начертанные в целом
ряде конвенций и деклараций послегитлеровской эпохи, были
освоены и усвоены лишь в тех аспектах и в той части мира,
которые так или иначе были связаны с гитлеризмом. Более
всего - в Западной Европе. Ни в зоне бывшего советского
влияния, ни, во многих случаях, в зоне американского влияния
времен «холодной войны» эти международные акты не были
претворены в политические и идеологические подходы. СССР
их отверг почти полностью. Америка тоже часто нарушала
их, оправдываясь необходимостью противостоять «империи
зла».
И последовали после Холокоста: с американской
стороны Хиросима, Корея, Вьетнам - vs. с советской стороны
Корея, Вьетнам же, плюс Прага-68, Афганистан-79… Далее
- в Югославии 90-х: Хорватия, Босния… В СССР: Сумгаит и
далее, до Чечни…
Среди многочисленных кровавых пятен у
каждой эпохи - свои черные меты, символически обозначающие
предел падения человечества. В 1915 - 1922 этой метой были
армяне бывшей Османской империи. В 1939 - 1945 - евреи.
С 1999 -… - чеченцы. Общая черта этих мет: мир большой
политики и "среднестатистического" человечества тихо «дозволяет»
самые страшные злодеяния - по некоему негласному сговору .
Об истребляемых чеченцах ни словом не
вспомнили 27 января президенты 43 стран. Да, возможно,
до строительства газовых печей на сей раз мир не дойдет.
Сейчас есть множество других способов превращения целых
народов в тени.
Большинства чеченского народа уже нет,
есть лишь тени без судеб и завтрашнего дня.
Некоторые факты:
-убито - около 250.000,
- бродят, как тени, по миру - примерно 300.000,
-искалечено пытками, изранено бомбами, обстрелами, минами
- не менее половины населения Чеченской Республики,
- больны туберкулезом - 70%,
- запугано, затравлено, доведено до психических расстройств - 70%,
- рождаются с врожденными дефектами - 40% детей.
(Данные взяты из многих правозащитных источников, в том числе у знаменитого
врача Хасана Баиева).
Несколько историй - от людей, которых
знаю лично.
Даже здесь, далеко от России, они просят
в случае обнародования их свидетельств не называть их подлинные
имена: у большинства из них остались близкие в гетто наших
дней. Сюжеты историй подлинные, изменены лишь некоторые
детали
Роза. Приехала в Америку 10 месяцев
назад с сыном и невесткой, дочерью и зятем, у которых -
4-летний сынишка. В военных действиях никто не участвовал,
зять работал даже в пророссийской милиции. Летом 2000 во
время «зачистки» схватили мужа Розы и увезли. С тех пор
она его ищет. Обивала пороги всех армейских частей, всех
чеченских отделений ФСБ, ГРУ, районных отделов прокуратуры и еще бесчисленных
структур: «они посылают от одного к другому, и никто ничего не знает, никто
ничего не говорит». Иногда, правда, ей "рекомендовали" обратиться
в какое-либо «исправительное» учреждение за пределами Чечни
(Россия велика). Ехала туда - возвращалась лишь с новым
приступом отчаяния. Написала Кадырову (еще был жив), Путину…
в лучшем случае, получала ответ: «Разбираемся». Наконец,
подала в Европейский суд… После этого была снова «зачистка».
Ворвались, избили всех находившихся в доме и… увели ее
старшего сына. Ищет теперь уже двоих…
Ее зять, Малик (кто работал в пророссийской
милиции) вскоре тоже уехал в Америку - Розе удалось вызвать
свою дочь. Как только уехал, в июне сего года, схватили
его брата, оставшегося в Чечне. Хэппи энд! Малик через родственников и знакомых
добрался до "высокого кадыровского чина", естественно, не за бесплатно. Через
две недели парня «милостиво» отпустили. О том, что происходило в эти две недели,
Малик мне поведал.
«Его укладывали на железную кровать,
привязывали и пропускали ток… Забрасывали стогом сена и
простреливали стог так, чтобы пули падали в сантиметрах
от него. Отбили все внутренности… Но главное, заставили
подписать себе приговор - «ваххабит». Теперь ему - никуда…".
У Розы в разговоре вырвалось горестное
признание:
«Я учитель, преподавала детям российскую
и советскую историю, всегда любила русскую классику… Когда
началась эта дикая война, ученики меня укоряли: «И это
- те русские, о которых вы с восторгом рассказывали?!" Но я и теперь учу своих внуков, что
не надо ненавидеть всех русских. Отморозки, бесчинствующие в Чечне, - не весь
русский народ".
Марета и Аслан, муж и жена. Приехали
чуть больше года назад. Муж был на первой войне кинодокументалистом,
затем работал на чеченском телевидении. Во вторую войну
в ее начальный период снимал боевые действия. В 2000 их
обоих арестовали. Держали его полтора месяца, ее - неделю.
После пыток они не могут иметь детей… Вышли из "фильтра" благодаря выкупу, данному родственниками… На глазах Аслана
российские каратели убили его мать: бросили гранату во двор их дома. У Мареты
одна из сестер с началом второй войны уехала с мужем и 18-летним сыном в другой
регион России. Год назад парень поехал в Чечню: нужно было оформить какие-то
документы. Остановился у брата Мареты в селе. Сидели как-то вечером у дома… Этого
парня, который даже не жил в Чечне, схватили… Марета все надеется его найти…
Годом раньше убили ее сестру - заскочили в ее дом и застрелили прямо в день ее
рождения…
Этим немногим чеченцам неслыханно повезло:
удостоились «высокого и почетного звания» беженцев. На
чужой земле, все в том же Ноевом ковчеге, - но хотя бы
с перспективой превращения из теней обратно в людей. «Счастливчиков»
до обидного мало: сегодня Америка в лице своей администрации
поступает с основной массой обездоленных чеченцев так же,
как в свое время поступила с пассажирами парохода «Сент-Луис»,
безуспешно попытавшегося вывезти из Холокоста около тысячи
евреев. Пароход тогда простоял несколько месяцев у берега
США и, не дождавшись разрешения оставить обреченных людей
на американском берегу, был вынужден повернуть обратно
в Европу… Теперь история повторяется с другим народом.
Недавно Америка приняла на постоянное жительство 17.000
турок-месхетинцев. Благословенна Америка - Ноев ковчег!
Благодаря ей народ, переживший за 60 лет три изгнания,
обрел дом на чужбине, но навсегда избавлен от гонений,
притеснений, погромов. Но чем объяснить логику администрации
этой великой страны эмигрантов, принимающей один притесняемый
народ, а другому, в положении настоящего геноцида, - отказывающей?!
Обращение в ООН
Уважаемые господа!
Я, чеченская женщина, обращаюсь к Вам,
потому что меня постигла самая страшная беда, которую только
можно представить. У меня пропали самые дорогие мне люди:
моя дочь 1985 года рождения и мой внук 2002 года рождения.
Моя дочь Чучаева Асет одна воспитывала
своего маленького сына Магомеда, потому что ее муж погиб
в результате несчастного случая.
У свекрови, которую зовут Люда, произошел
нервный стресс после того, как один из сыновей, муж Асет,
погиб, а другой, пропал без вести. Долгие поиски не дали
результата, но теперь у свекрови нервное заболевание, из-за которого Люда была
вынуждена поехать на лечение в Азербайджан. Моя дочь взялась сопровождать и
ухаживать за свекровью.
Когда состояние свекрови улучшилось,
Асет решила вернуться в Чечню, чтобы повидаться с родственниками,
которых она не видела 4 месяца. Побыв дома немногим более
10 дней, Асет с ребенком отправились обратно, в Баку. Но
в тот роковой вечер, 12 декабря 2004 года их, без всяких
оснований, российские спецслужбы задержали на российско-азербайджанской
границе. С того времени у меня нет никакой информации о
том, где они находятся, хотя некоторые люди утверждают,
что Асет с сыном увезли в Чечню, на российскую военную
базу «Ханкала».
Иногда, видя безысходность чеченского
тупика, хочу прямо, глядя в глаза политикам, задать сакраментальный
вопрос:
Вы верите в возможность 100%-го «окончательного
решения чеченского вопроса»? А если нет, то как, по-вашему,
жить остаткам народа с загнанным вглубь его же коллективного
сознания, ничем не компенсированным «синдромом геноцида»?
И с черной метой «народа-террориста»?
…Брались «младотурки» за армянский вопрос.
Численность армян в 1915 - 1918 уменьшилась на 60%. Остальные
стали спюрком - рассыпанной по всему миру диаспорой, горе
которой замалчивалось и извращалось. В 60-е годы самые
отчаявшиеся из них взрывали турецкие дипломатические миссии…
В 1988 - 1990 советские армяне приняли самое активное участие
в развале «империи зла». В ответ на это разразились новые
гонения и погромы армян - на территории Азербайджана, спровоцированные
советскими силовыми структурами… В 1991, участвуя в развале
СССР до конца, армяне спустя почти век, обрели, наконец,
независимый национальный очаг. (Но, коварно подговоренные и вооруженные все
теми же силами «империи Зла», движимые неудовлетворенной
чудовищной несправедливостью, дважды в ХХ веке свалившейся
на них, они не нашли лучшего способа «компенсации», чем
захватить два района Азербайджана, замкнув уже своими действиями
круг ненависти, в который их затянули водовороты истории…
А их исторические земли вокруг библейской горы Арарат еще
пустуют в ожидании: турецкие власти не хотят официально
признать злодеяние вековой давности и допустить репатриацию
армян. Из-за нерешенности этого больного вопроса Армения
оказалась геополитически зажатой между Западом и Россией)…
…Брался Гитлер решить «еврейский вопрос»
- решил его на две трети. В итоге неимоверных злодеяний,
в которые скатилось человечество, и непостижимых жертв
еврейского народа было, наконец, признано мировым сообществом
его право на национальный очаг - Государство Израиль… Но
реваншисты с обеих сторон, израильской и арабской, срывают
все попытки достичь мира на Святой Земле… И еврейскими
реваншистами зачастую движет все еще живущий страх перед
возможностью нового Холокоста…
…Решение «чеченского вопроса» в частности
и "борьба с международным терроризмом" в
ее нынешнем виде, похоже, могут привести к тому, что следующее поколение нас
(немного перефразируя слова Хрущева о коммунизме), будет жить при терроризме.
Не выдуманном в качестве нового политически используемого пугала, а реальном,
рожденном из отчаяния и безысходности кровавых замкнутых кругов.
Страшно, что на вызовы хрупкому мировому
равновесию со стороны геополитических конфликтов, породивших
современный «терроризм», даже самые демократические страны
не нашли лучшего ответа, чем полномасштабная «превентивная» война (Америка)
и политический торг с российским реваншистским режимом
(Европа, Израиль и Америка).
Все вместе взятое чрезвычайно ускоряет
«банализацию зла», ведь в результате этих хаотических действий
почти разрушены хрупкие законодательные основы международного
порядка, начавшие складываться к концу ХХ века. Снова мы имеем прецедент дозволенности
убийства одних во имя других. Подрывать законы миропорядка - способ действия
террористов. Но когда страны-законодатели оправдывают борьбой с терроризмом
нарушение своих же законов, зарекомендовавших себя в системе
сдержек и противовесов, - это создает неопределенность
и хаос, в котором все становится возможным и дозволенным.
И дурной пример одних становится заразительным для других .
Уже даже в Америке - стране, декларирующей
лидерство в защите свободы и демократии в мире, - идут
дебаты: позволительны ли пытки арестованных и что считать
таковыми. А как в существующей системе миропорядка расценить
помещение пленных талибов за пределы юрисдикции американских
законов? Транспортировку подозреваемых в терроризме в страны,
практикующие пытки (что отмечено в Открытом письме «Международной
Амнистии» Джорджу Бушу по поводу его инаугурации)?
И все меньше считаются с потерями обеих
сторон в принесении иракцам свободы вкупе с бомбами.
«Мы за ценой не постоим?!".
И все же… достаточно посмотреть на манифестации
протестов здесь и в России, чтобы получить основание для
надежды: здесь защитные механизмы общества гораздо сильнее,
и, скорее всего, процессы, которые могут привести к "банализации зла", будут
остановлены. И на "терроризм" найдется более эффективный ответ - по фундаментальным
законам международного сосуществования, а не путем импульсивно выгодной на данный
момент коррекции их.
В России же, если не будет достаточной
поддержки ее тающим с каждым днем защитным механизмам (антивоенному
протесту - в числе первоочередных!), может надолго воцариться
взрывоопасная смесь тоталитаристских методов правления с мафиозно-коррумпированной
системой и шовинистическо-реваншистской идеологией.
Надежда Банчик, The
Chechen Times, 05.02.05г.