Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку
   

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 30 декабря 2004 г.

«Необрезанное ухо» Третьего Рима

Чтобы прояснить самые сложные и запутанные загадки, в том числе и исторические, надо ставить простые вопросы. И отвечать на них по принципу «бритвы Оккама», согласно которому нет нужды использовать более сложные объяснения, пока не исчерпаны простые. Итак, простой вопрос: что такое имперское сознание?

Действительно, чем с прагматических позиций объяснить стремление одного народа захватить территорию другого народа и подчинить своей воле этот народ? Самый простой ответ: желание присвоить чужое, корысть, жажда получить материальные богатства по «праву сильного». Но почему (этим вопросом задавался еще философ Бердяев) то, что в индивидуальном плане считается элементарным грабежом, безусловным преступлением, – в масштабах народов таковым не считается? Какая, в самом деле, существует моральная разница между грабителем-одиночкой и грабительской шайкой, организованной на государственном уровне? И есть ли вообще эта разница?

Почему-то принято считать, что народами при грабительских завоеваниях движут более возвышенные стремления. Перечень этих стремлений, которыми самооправдывались империи, в общем-то, давно и хорошо известен: «цивилизаторская миссия» (мол, вы дикари, а мы завоевываем вас, чтобы приобщить к свету цивилизации), «установление мира» (у вас там неспокойно, какие-то ссоры-раздоры, а мы наведем у вас порядок), «укрепление границ» (против вас мы ничего не имеем, но вы слабые, и мы вынуждены первыми захватить вашу территорию, чтоб нас не опередили другие империи) и т.д.

Российская империя, не мудрствуя лукаво, на пике своего расцвета в XIX -м веке выдвинула концепцию «естественных границ»: империи необходимо расширяться до тех пор, пока она не упрется в непреодолимые природные рубежи – воды четырех океанов: Ледовитого, Тихого, Индийского и Атлантического. Именно поэтому Россия с легким сердцем продала США заокеанскую Аляску, но одновременно с этим двинулась в Центральную Азию и достигла рубежей Афганистана – «последнего шага» перед побережьем Индийского океана. Вод Тихого и Ледовитого океанов сумела достичь уже Царская Россия, а к побережью двух остальных океанов вплоть до самого своего крушения стремилась Красная империя генсеков.

Если перевести все перечисленные «имперские концепции» на обыденный человеческий язык, получается все тот же тривиальный бандитизм, замешанный на одном из проявлений шизофрении – так называемой мании величия. Представьте себе жильца из соседней квартиры, который заявляется к вам и говорит: 1) «У вас только среднее образование, а у меня – высшее, а посему я захвачу вашу квартиру»; 2) «Вы часто ссоритесь с женой и детьми, поэтому я захвачу вашу квартиру и наведу у вас порядок»; 3) «Вы слабак, и сосед слева может захватить вашу квартиру. Чтобы этого не произошло, вашу квартиру захвачу я»; 4) «Я велик и могуч, и посему намерен расширять свою жилплощадь до естественных границ, то есть от фундамента до чердака включительно. Вашу квартиру я объявляю своей».

Вполне закономерно, что подобной же «имперской концепцией» можно обосновать и, так сказать, «контрзахват», когда один имперский хищник оказывается сильнее другого имперского хищника. В истории часто так и происходило. К примеру, обратившись к древним временам, мы увидим, как Ассирия заглотила Вавилон, а впоследствии Вавилон заглотил Ассирию. Рим заглотил греческую Византию, а потом Византия заглатывала Рим, пока ее саму не заглотили турки-османы. Обратившись к новейшей истории, мы увидим, как Дальний Восток, в свое время заглоченный Россией, теперь без лишнего шума глотает Китай. А США доедают вырванные из российских зубов Среднюю Азию и Закавказье.

Как тут быть России? С одной стороны, она возмущена тем, что новые хищники отбирают у нее добычу. Но с другой стороны, она ведь и сама до недавних пор жила по «имперской концепции»: глотать столько чужих территорий, сколько влезет в имперскую утробу (до естественных границ желудка). Почему другим хищникам нельзя делать того, что можно было делать российскому хищнику? Вроде бы на этот вопрос сходу и не найдешь что ответить, но в России нашли ответ. Вот как на этот непростой вопрос отвечает со страниц журнала «Спецназ» (№ 12, 12.01), в статье под характерным названием «Третий Рим», один из «верных сторожевых псов империи» Егор Холмогоров:

«Само чувство превосходства заложено в русских глубоко, как ни в одном другом народе мира, но вот чувство «превосходства над» должно быть осуществлено и проявлено целенаправленными государственными усилиями, и тогда ни одному подонку не придет в голову требовать у нас извинений за «Венгрию, Чехословакию и Афганистан», за «зверства в Чечне» или, прости Господи, за неполиткорректное поведение наших солдат в Берлине 1945-го».

Холмогоров, в общем-то, доходчиво объясняет: «Мы, русские, завоевываем ваши земли потому, что в нас глубоко заложено чувство превосходства». И именно это превосходство, проявляемое «целенаправленными государственными усилиями», делает русский народ неподсудным для «подонков», пристающих к нему с нравственными претензиями за зверства, проявленные и до сих пор проявляемые в агрессивных имперских войнах. Вот так просто все объясняется. Другой вопрос: является ли такое объяснение исчерпывающим? Ведь китайцы, американцы, да и любой другой народ, отхватывая от России, по выражению Путина, «куски пожирнее» и истребляя россиян как туземцев Океании, может привести тот же самый довод: «Само чувство превосходства заложено в (китайцах, американцах, парагвайцах, мяо-мяо etc .) глубоко, как ни в одном другом народе».

Еще одна цитата из Холмогорова на эту же тему:

«Среди корежащих наше национальное поведение вещей, страшнее всего, вбивавшийся в нас дурными людьми, «стыд перед другими», который проецируется на «стыд перед собой». От нас хотят, чтобы нам было стыдно за то, что считают для нас стыдным другие. На самом же деле нам нужно (и для нас неизбежно) обратное. Стыдиться перед другими только за то, за что действительно стыдно перед собой, а вот в чувстве стыда перед собой должны быть заложены правильные вещи. В частности нам должно быть стыдно за проглоченные оскорбления по адресу собственного народа, за проявленное к нему неуважение, за то, что в Кремле, на государственные деньги, проводится «общественное мероприятие», первым условием проведения которого общественниками было поставлено неисполнение в начале заседания государственного гимна России (речь идет о форуме «Гражданское согласие» - ред.). Другими словами – нам как народу должны быть стыдно только за одно, за плохо исполненное дело, возложенное на нас Богом – «народами править державно».

Ну вот, наконец, в контексте империи упомянут и Бог. Какой это Бог? С некоторой долей сомнения, можно все же предположить, что Холмогоров под «Богом» подразумевает не Перуна, Ашшура или Вицлипуцли, о котором на Патриарших прудах поэту Бездомному рассказывал редактор Берлиоз, а христианского Бога, Бога четырех канонических Евангелий. Не могу похвастаться тем, что прилежно и внимательно читал Библию, но совершенно точно могу сказать, что ни в одной книге Ветхого, равно как и Нового заветов, ни единым словом не упомянуто о том, что именно на русских возложена обязанность «народами править державно». Холмогоров страшно огорчится, но там, насколько я в курсе, русские даже не упоминаются.

А вот о стыде, совести и покаянии Библия говорит довольно много. Вот как, к примеру, пророк Иеремия передает гневные слова, обращенные Богом к стране Иудейской: «у тебя был лоб блудницы, ты отбросила стыд. Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будет Он во гневе? И неужели вечно будет удерживать его в Себе?». Вот что говоришь ты, а делаешь зло и преуспеваешь в нем» (Иеремия, 3:3-5). А вот еще о стыде и бедствиях, связанных с его потерей: «Стыдятся ли они, делая мерзости? Нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь… Итак, слушайте народы, и знай собрание, что с ними будет. Слушай, земля: вот, наведу на народ сей пагубу, плод помыслов их; ибо они слов Моих не слушали и закон Мой отвергли» (Иеремия, 6:15-19).

Итак, опять же, если Холмогоров обращается не к кровожадным и распутным языческим идолам, а к христианскому Богу, то отсутствие стыда за совершенные мерзости не укрепляет страну и «державу», а губит ее, обрекает на то, что она «падет между падшими», будет повержена, и на нее падут все бедствия и пагубы, которые она «помышляла» на других. И в данном случае мы вполне можем допустить, что речь идет и о русском народе, потому что слова пророка Иеремии обращены ко всем народам: «слушайте народы».

Сомневаюсь, что Холмогоров и другие «верные псы империи», включая и Путина, услышат предостережения библейского Бога. Да и сам пророк Иеремия сомневается в этом: «К кому мне говорить и кого увещевать, чтобы слушали? Вот, ухо у них не необрезанное, и они не могут слушать; вот, слово Господне у них в посмеянии; оно неприятно им» (Иеремия, 6:10). Здесь не до конца, может быть, понятны только слова о «необрезанном ухе». В том числе даже такому международному «специалисту по обрезанию» как Путин. Но речь идет лишь о выполнении завета людей с Богом, знаком заключения которого явилось обрезание пророком Авраамом (мир ему) и его домочадцами мужского пола крайней плоти. «Необрезанное ухо» – всего лишь напоминание о том, что люди, нарушившие завет с Богом, не способны вникать в Его наставления и заповеди, одним из главных среди которых является призыв Всевышнего к людям стыдиться мерзостей и злодеяний.

Алхазур Эрбиев, Чеченпресс, 30.12.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта "ЧЕЧЕНПРЕСС"
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info