Заземление
(Дураки вечны)
Рассказ
Осенью восемьдесят третьего года прошлого века я лежал
в психушке Академии Наук, более известной как институт
Снежневского, находившемся на Каширском шоссе.
В этой клинике произошел разговор с моим лечащим врачом
Андреем Георгиевичем Бильжо, ныне известным художником-карикатуристом.
Разговор происходил в тот день, когда мне – прямо в клинике
для душевнобольных – исполнилось семнадцать лет. Я переживал
этот факт и запомнил свой день рождения очень хорошо, потому
что Андрей Георгиевич утешал меня, что, мол, ничего страшного
в этом нет, – встретить свой день рождение в психушке.
И добавил еще:
- Я вот тоже свой день рождения встречал…(Он запнулся).
На работе.
Иначе говоря, в той же психушке. Мы оба встречали свои
дни рождения в психушках, – только он как врач, а я как
пациент.
И он мне говорит:
- Допустим, ты не шизофреник (Он, правда, написал мне
диагноз «шизофрения»). Но у тебя слишком развито воображение.
Тебя нужно заземлить.
- От этого вы меня и лечите?
- Выходит, от этого и лечим.
- Галоперидолом?
- Галоперидолом.
- Но стоит ли заземлять, Андрей Георгиевич? Ведь воображение
– это орган, которым развивающий человек, допустим, ребенок,
ощупывает мир. Сегодня это воображение, завтра – уже что-то
другое.
- Ты не ребенок, – жестко прерывает он меня.
- Простите, но я имел в виду под «ребенком» нечто развивающееся.
Да собственно я и очень молодой человек, – еще три дня
назад мне было шестнадцать, а сейчас мне семнадцать. И
где я? Я психушке. Вместо того чтобы учиться, развиваться,
меня гноят здесь.
- Тебя никто не гноит! Тебя лечат!
- Но вы же сами сказали, что меня не отчего лечить. Меня
заземляют. Как молнию. Ваша психиатрия – это громоотвод.
А куда заземляют? Только в землю. Выходит, меня направляют
в землю!
- Перестань играть! Ты не на сцене!
- Андрей Георгиевич, почему когда человек говорит искренне,
его обвиняют в том, что он играет? Когда же люди фарисействуют,
то никто не говорит, что они играют?
- Ты пробудешь здесь еще ровно, сколько нужно, – жестко
говорит Бильжо.
Из папки его что-то выпадает. Это рисунок.
- Хочешь посмотреть? – внезапно ласково говорит Бильжо.
Он не выпускает рисунок из рук, только показывает, я вглядываюсь
в него и вижу… Петровича. На нем изображено какое-то непонятное
существо, что-то кричащее или бьющее кого-то по голове
стулом, или еще что-то.
Что это за существа, я не понимаю до сих пор.
Спустя девять лет, когда я был уже печатаемым известным
журналистом, я к удивлению своему начал обнаруживать этих
самых Петровичей в том самом журнале – «Новое время» –
в котором я публиковался. (На обложку этого журнала выносились
порой очень странные картинки, что говорит о том, что у
редактора не все были дома). Внутри тоже были странные
рисунки, состоящие из Петровичей, которые били друг друга
периодически скамейками, кричали и делали другие непонятные
вещи. Было очевидно, что редактор заболел ипохондрией,
если он позволяет печатать всю эту дурь.
Однако, взглянув на последнюю страницу, я обнаружил того
же самого Петровича. Но это был Петрович уже в текстовой
форме, то есть некий Ганюшкин, писавший полную бредятину.
Редактор и ему давал место в своем журнале. Впоследствии
Ганюшкин умер, а редактор, видимо, забыл. Бильжо же стал
расти просто на глазах. Он стал работать в «Коммерсанте»,
и стал считаться выдающимся художником России. Там же в
«Коммерсанте» работал некий Максим Соколов, считавшийся
выдающимся журналистом России. (Мне не раз кивали на этого
Соколова и говорили: вот как писать надо, вот он великий
журналист. – Нет уж, спасибочки, отвечал я. Я так писать
не буду, потому что не хочу в свинью превратится).
Между тем, мой бывший лечащий врач перешел работать на
НТВ. Случилось это в конце 90-х. К тому времени все газеты
были уже переполнены его Петровичами. Петровичи уже не
просто кричали друг на друга, а матерились. Петровичи хватались
за автоматы и шли на войну. Больше того, Петровичей размножилось
так много, что они организовались и готовились выбрать
такого же президента.
Мой лечащий врач достиг пика своей славы. Он был признан
в новой России выдающимся мозговедом и сатириком. Каждую
неделю его огромные тараканьи усы мелькали в программе
Шендеровича «И-того».
Иначе эту передачу можно назвать «С приветом». Там все
были немного и-того. Бильжо вел там отдельную рубрику «Мозговеда»,
комментировал политические проблемы, поигрывая в руках
ключиком. – Жест этот мне был прекрасно знаком, поскольку
все двери в отделении психбольниц отпираются именно такими
ключиками, а врачи время от времени поигрывают ими. Больные
же смотрят на эти ключики как голодные собаки, словно это
ключик из сказки о Буратино. Врачи поигрывают ключиком,
а больные – смотрят. Вот им-то Бильжо и вертел в руках
в передаче Шендеровича «И-того». Он рассуждал о том и об
этом. Его почему-то слушали.
Дураков, как известно, заземлять не надо. Они и так заземлены
– с рождения. Если их заземлить еще больше, они перестанут
рождаться. Современная же психиатрия, как и современное
телевидение, без дураков никак не могут. Им нужен – и-того.
В октябре девяносто девятого, когда Путин приходил к власти
и вся страна обливалась кровью, картинки Бильжо, к моему
великому изумлению, начали появляться уже в программе «Время».
Там же появилась Катя Андреева и Максим Соколов, тоже карикатуры.
Удивляться вроде нечему. Хотя я удивился бы еще больше,
если бы карикатуры Бильжо стали раздавать, вместо кортиков,
перед боем солдатам. Солдаты все погибли, зато кортики
и Собака, которая им все это раздала – остались. Вымрут
постепенно и все россияне, которые просияли. Даже россиянки
вымрут. Те самые, которые пока забивают мячами голы в пользу
сборной России и трясут телесами на пьедесталах. Даже они
не вечны. Даже они дотрясутся телесами. Но вот карикатуры
Бильжо останутся. Они останутся как напоминание о нашей
эпохе, в которую мы жили. Даже тот телевизионный Петрович,
который в кино снимается, вымрет.
Рисунки Бильжо вечны. Дело в том, что это история нашей
болезни.
Человек, который когда-то лечил психов, сам стал психом,
давайте это признаем. Больше того – психами стали все те,
которые его печатали. Психами едва не стали также те, кто
видел все это. В частности, я.
В один из новогодних дней я увидел Бильжо, поющего на
канале НТВ. Песня была посвящена плюшевым игрушкам, и я
понял, что это конец. Он, можно сказать, исполнял свой
интернационал. Зрители, которые смотрели все это, не понимали,
кто перед ними. Я это прекрасно понимал, потому что пролежал
у него три месяца и он назначал мне галоперидол.
На этом история с Бильжо обрывается. Его вскоре уволили.
Но из НТВ дураков перевели работать на радио «Свобода».
Там сейчас ведет встречу с интересными гостями Егор Яковлев.
Там и-того Шендерович. И там, как ни странно, и Бильжо.
Его представляют как «известного сатирика», и он комментирует
события в стране и в мире. Дураки вечны.
Андрей Новиков, независимый
аналитик, для Чеченпресс, 20.12.04г.
|