Российская
демократическая элита в украинском зеркале
«А тут рабское терпение и такое количество пролитой
дома крови утомляет душу и сжимает ее печалью, и я не
стал бы просить у читателей в свое оправдание ничего
другого, кроме позволения не ненавидеть людей, так равнодушно
погибающих» (Тацит).
Аналитики, заполнившие все эти последние дни экраны российского
телевидения, и на разные лады обсуждающие провальные и
позорные для Кремля события в Украине, не могут – за редчайшими
исключениями – найти иное объяснение происходящему, кроме
«козней Запада», «подкупа», «интриг США и Польши» и других,
столь же спекулятивных конспирологических версий. Не вызывает
сомнений, что, искренне убежденные в действенности подобных
методик, российские власти и прислуживающие ей «аналитики»
типа Павловского и сами могут действовать только аналогичным
образом – посредством козней, подкупа и интриг. На кремлевском
новоязе вся эта комплексная методика называется «политтехнологиями».
Разумеется, Запад заинтересован в том, чтобы Москва опять
не превратила в свою колонию одну из крупнейших европейских
стран, каковой по территории, населению и экономическому
потенциалу является Украина. Однако, никакие «козни Запада»
не способны вывести на городские площади миллионы людей,
если общество безыдейно и легко управляется «политтехнологиями»,
что доказывается печальным примером самой России. Сказать
же, что украинский народ в эти дни проявляет высшее гражданское
мужество, заключающееся в ответственности за свою судьбу
и судьбу своей страны – это для российских аналитиков,
погрязших в своем нравственном убожестве, так же невозможно,
как невозможно ослу запеть голосом соловья. А правда заключается
в том, что украинцы не позволили сделать себя жертвой политического
манипулирования, ибо оказались не толпой, а НАРОДОМ.
Посрамленными оказались не только «кремлевские мудрецы»,
запутавшиеся в сетях своей собственной лжи, не только российские
демократы, ввергаемые в душевный трепет каждой злобной
гримасой гебэшного царька. Молчит и народ российский. Не
видно и не слышно, чтобы он сошелся на митинг с поддержкой
или хотя бы с осуждением тех или иных аспектов и главных
действующих лиц текущих украинских событий. Казалось бы,
«национальный инстинкт», если он есть, должен подвигнуть
русских поддержать Януковича, а «демократический инстинкт»
(опять же, если он есть), должен заставить поддержать Ющенко.
Но не будем здесь развивать тему о «прирожденной рабской
психологии, о «неискоренимых традициях крепостничества»
и т.д. Напротив, объективность требует от нас выступить
в защиту русского народа.
Нравится это кому-то или нет, но любой народ в любой стране
представляет собой то, что большевики в свое время называли
«трудящимися массами». И интересы народа как такового редко
поднимаются над бытовым уровнем. Работа, семья, заработок,
покупки в магазинах, потребление предлагаемых его вниманию
зрелищ, умеренные пороки и столь же умеренные добродетели
(с позиций господствующих в общественном сознании нравственных
установок) – вот типичный портрет любого народа, если рассматривать
его в обобщенном виде. И только элита – политическая, творческая,
идеологическая – может отрывать народ от привычного «приземленного»
режима существования, внушать ему какие-то идеи, возвышающиеся
над бытовыми интересами, и подвигать к совершению сверхусилий,
двигающих историю.
Русский народ может совершать такие сверхусилия. И не
надо далеко ходить за доказательствами: достаточно вспомнить
эпоху начала 90-х годов, когда разжались чугунные челюсти
коммунистического режима. Улицы Москвы и других крупных
российских городов тогда бурлили демократическими митингами,
люди с ненаигранным энтузиазмом воздвигали баррикады, а
молодые парни и девушки бесстрашно шли против танков. Новым
российским политикам, стремительно формирующейся демократической
элите начала 90-х было что предложить «массам». Порабощение
и задавленность сами в себе генерируют идею освобождения,
идею человеческого достоинства, и это столь же естественно,
как пребывая во мраке желать света. А новой элите оставалось
только облечь эту идею в лозунги и выйти с ними в «массы».
Сами лозунги могли быть провозглашены с искренними или
лицемерными целями, но это были лозунги Свободы, которые,
если поднять их над «массами» решительной рукой, обладают
магической способностью – они не признают фальшивых нот
и в считанные дни превращают толпу в НАРОД. И элита – желает
она того или нет – превращается в пленника этих лозунгов.
И не элита уже управляет идеей, а идея затягивает ее саму
в мощный поток разбуженной народной энергии. Кажется, что
с этих пор в России минули целые геологические эпохи, хотя
прошло немногим более десяти лет. Но за это десятилетие
харизматических уличных вождей в России сменили субъекты
с лицами, напоминающими мордочки канализационных крыс,
и в российском обществе наступил очередной ледниковый период.
Период, когда политику вытеснили «политтехнологии».
Первой демократические позиции в России сдала не «толпа»,
а элита, оказавшаяся «тонкой впечатлительной штучкой»,
на которую безошибочно действует кнут угроз и пряник подачек.
Народ, в отличие от элиты, и не может быть продажным, поскольку
ему никогда не платят – всегда и за все платит только он.
Народ остался прежним, он просто вернулся с улиц к своим
обыденным заботам, поскольку исчезли те, кто мог подвигнуть
его – без всякой иронии – к историческим свершениям. Демократическая
элита, немного поломавшись, пошла в услужение крысиным
субъектам. И это, увы, не ново для России. Что говорить
о хакамадах и немцовых, когда даже такой, казалось бы,
безупречный «певец свободы» как Пушкин, смог написать оду
Николаю Палкину:
«Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами…».
Да уж, действительно, и не скажешь что льстец… Вольнолюбивый
Пушкин, влюбленный в царя, «оживившего» Россию «войной,
надеждами, трудами», здесь выглядит сиамским близнецом
демократа Чубайса, приветствовавшего новую войну-мясорубку
бодрого Путина льстивыми словами: «В Чечне возрождается
боевой дух российской армии». Можно бы долго перечислять,
что еще для России «возродилось в Чечне». При желании,
весь каталог «возрожденного» можно найти в нытье и жалобах
демократической прессы, представленной одной-двумя газетами
с микроскопическим тиражом. Но, разумеется, для последних
могикан российской либеральной мысли во всем виноват народ:
он и «быдло», и «скот», и с генной конституцией у него
не все в порядке.
А еще чеченцы виноваты: почему сопротивляются, почему
злят царя-чекиста, заставляя Его Сортирное Величество отыгрываться
на ней, на российской демократии? А ведь как здорово было,
если бы полковник, как мечталось Явлинскому, «мочил в сортирах»
исключительно чеченцев, а он, светоч демократии, откидывая
с чела поредевшие кудри, гремел бы умными и смелыми речами
с госдумовской трибуны. Но так не бывает: кровожадность
диктатора так же невозможно огородить безопасным вольером,
как и подлость не может быть избирательной.
И поэтому сегодня не только сами чекистские «паханы»,
увязшие по уши в крови и преступлениях, но и их демократические
«шестерки» могут говорить только установочными штампами:
в Чечне «международный терроризм», а в Украине – «козни
Запада» и не совсем правильно выстроенные «политтехнологии»
Павловского и Суркова. Ведь скажи они, что чеченцы сражаются
за свою свободу, а украинцы отстаивают на митингах свое
национальное достоинство – и это будет звучать как подстрекательство
к бунту, как дерзкий вызов опустившей их чекистской клике.
Вот и приходится бывшим «народным вождям» или молчать,
или рассуждать с телеэкранов в скучных терминах политизированной
бухгалтерии. И с тайной ностальгией наблюдать за Украиной,
как постаревшая, порабощенная грязной кухней домохозяйка
с угрюмой завистью наблюдает за юной, полной жизненных
сил красавицей.
Алхазур Эрбиев, Чеченпресс,
02.12.04г.
|