Националистический
синдром в русском Православии
Несмотря на вненациональную сущность христианства, в его
истории есть не мало примеров, когда оно становилось проводником
какой-либо национальной идеи. Однако в России оно приняло
крайнюю - ультранационалистическую форму. Ее основой является
мессианские фантазии Московского патриархата, ложные представление
о РПЦ как государствообразующей и культурообразующей религии,
что неоднократно подчеркивается во многих других документах
РПЦ. И на этом стоит остановиться подробнее, т.к. с религиозно-исторической
точки зрения это вызывает сомнение.
Действительно, в некоторые исторические периоды России
православие сыграло роль в объединении русских княжеств.
Хотя положительной здесь роль назвать трудно, ведь такое
объединение чаще всего происходило огнем и мечем и всегда
преследовало корыстные цели для государя и двора. Понадобится
коренная переоценка всей истории России, чтобы оправдать
роль Церкви в этих акциях Российского государства. И такие
попытки предпринимаются. Например митрополит C-Петеpбypгский
и Ладожский Иоанн известный своими крайне националистическими
взглядами и опекаемый Патриархатом РПЦ, в книге "Самодержавие
духа", пытается доказать, что Иван Грозный вовсе не
был тем тираном, каким его единодушно представляли до сих
пор все историки Карамзин, Ключевский, Соловьев.
С другой стороны, есть все основания утверждать, что экономический
рост царской России всегда обеспечивался при ограничении
роли традиционной Церкви, и значительном влиянии Запада.
Например, при Петре I.
Опасно для самого же православия представление о его культурообразующей
роли. Известно, что несмотря на обилие талантов в России
(редкие из которых действительно православные, к тому же),
культура в этой стране не стала общенародным явлением. Это
заметно сразу, как только пересекается западная граница
страны в восточном направлении. Не следует думать, что загаженная
природа, пьяные бабы, ржавые решетки от воров на окнах первых
этажах - следствие падения нравственности во времена социализма.
Дореволюционная художественная и историческая литература
изобилует такого рода примерами.
Интересно отметить, что в результате такой культурообразующей
роли, страны Европы и Ближнего Востока наводнены проститутками
- выходцами из "православных стран", в первую
очередь России. Характерным элементом российской "культуры"
стала всеобщая половая распущенность, несравнимая даже сексуальными
революциями Запада, алкоголизм, наркомания.
Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что Русская
Православная церковь несет ответственность за то, что происходило
в России и особенно за то, что в результате всех предшествующих
событий в стране к власти пришел тоталитарный режим. На
взгляд не ангажированного российского гражданина, логичным
было бы после крушения этого режима объявить равноправие
всех религий. И совершенно естественным выглядела бы здесь
миссионерская деятельность католических и других миссий
наряду с православными, в том числе и от Русской Православной
церкви за рубежом как правопреемнице дореволюционной РПЦ.
Такое равноправие открыло бы путь к сотрудничеству всех
конфессий в деле нравственного воспитания, в противостоянии
деструктивным культам и тоталитарным сектам и т.д., широко
распространившими свое влияние на постсоветском пространстве.
Не секрет, что для большинства русских православных идеальной
формой сосуществования государства и религии является московско-византийская
имперская идея. По глубокому убеждению многих из них, такую
идею на практике проводил в последние годы своей жизни И.Сталин.
В 1937 году православный философ в Лондоне Георгий Федотов
написал, что большевизм в России кончился, Сталин ведет
Россию к монаpхии и тем спасет и Россию и весь мир.
Историческая оценка сталинской эпохи уже дана, но однозначно
отрицательна она оказывается, как мы видим, не для всех.
Для большинства православных И.Сталин - "реальный осуществитель
православного идеала".
В свою очередь принцип отделения церкви от государства,
единственно обеспечивающий права верующих во многоконфессиональном
или светском государстве, ставится руководством РПЦ под
сомнение и сравнивается с пожеланием, чтобы "солнце
не светило, а огонь не согревал....". Таким образом,
эта организация ставит себя выше закона и выше общеевропейских
демократических принципов.
За внешне благопристойными устремлениями РПЦ скрывается
корыстный и политический интерес церковной элиты, стремление
иметь своих агентов во властных структурах. Это подтверждают
активные и успешные попытки проникновения в государственные
властные структуры.
Здесь деятельность РПЦ особенно в последнее время наиболее
результативна. По существу она превратилась в государственную
религию. Ангажировав руководство страны, РПЦ добилась определенных
политических и экономических льгот. Так, например, пользуясь
таможенными льготами, РПЦ стала крупнейшим экспортером водки
и табачных изделий. РПЦ неоднократно замечена в торговле
гуманитарной помощью, которую через нее пытались распространять
зарубежные благотворительные организации.
На экономические преступления, финансовые махинации РПЦ
власти как правило закрывают глаза, т.к. зачастую сами являются
вовлеченными в это деяние или адептами РПЦ. Чаще всего такие
преступления замалчиваются либо оправдываются тем, что подрыв
авторитета Русской Православной церкви как "величайшей
святыне русского народа и государства" может повредить
"нравственные устои" в стране.
Здесь отчетливо прослеживается аналогия с "руководящей
и направляющей ролью" КПСС, которая несмотря на все
уголовные и экономические преступления смогла избежать суда.
РПЦ пожалуй единственная конфессия в России, которая взимает
плату за отправление культовых ритуалов - крещения, отпевания,
венчания и т.д. В корыстных целях пытается монополизировать
известные торговые марки, которые по мнению руководства
РПЦ, отражают церковные понятия "Монастырская",
"Святой Источник" и т.д.
Несмотря на то, что государственный бюджет России формируется
главным образом из налогов собираемых со всего населения,
большая часть из которых не только не является православными,
но и верующими вообще, строительство многих культовых объектов
и финансирование культовых мероприятий РПЦ происходит за
счет государственного бюджета.
Во многих городах при попустительстве, а то и прямой поддержке
властей практикуются незаконные поборы с предпринимателей
на "восстановление культурных памятников", как,
например, это было при строительстве Храма Христа Спасителя
в Москве. Интересно, что такие поборы идут на "восстановление"
культовых сооружений , так или иначе имеющих отношение к
Московской патриархии РПЦ, забота о восстановлении кирх,
костелов, синагог и мечетей, как правило, не входит в обязанности
государства.
Больших успехов РПЦ достигла и в теневой политической деятельности,
которая заключается не только в ангажировании политических
деятелей страны, но и в давлении на власти при принятии
тех или иных решений. При этом часто используются опора
личные отношения священнослужителей и представителей государственных
органов. В последнее время церкви удалось не только глубоко
проникнуть в государственные органы, но и заставить их принять
удобные для нее законодательные акты.
Особую активность церковь проявляет при работе с силовыми
структурами. В настоящее время ей удалось проникнуть практически
во все армейские части.
Активное сотрудничество РПЦ ведет со спецслужбами. Так,
на территории комплекса ФСБ на Лубянке был сооружен даже
специальный храм для "окормления" работников ФСБ.
Используя различного рода спекуляции об "государствообразующей"
роли православия, негативном влиянии иностранных миссионеров
и их конфессий, церковь добивается от спецслужб использования
своих средств и возможностей для нужд РПЦ в обход законов.
Главным образом для подавления, запугивания верующих других
конфессии - католиков, мусульман и православных, не согласных
с позицией Московского Патриархата. Есть все основания полагать,
что именно таким образом был устранен не угодный руководству
церкви православный священник А.Мень, убийство которого
до сих пор не раскрыто.
Много внимания уделяется работе с осужденными за различного
рода преступления и заключенными. Опираясь на примитивные
в общем-то психологические приемы к лицам отбывающим наказания,
их "духовники" меняют систему ценностей и переориентируют
агрессивность в сторону "инославных". Из таких
лиц предусматривается создание резерва фанатично преданных
исполнителей на случай возникновения необходимости выполнения
каких-либо грязных поручений.
Попытки инфильтрации доктрины РПЦ в систему образования,
как правило также происходят под лозунгом сохранения национальных
традиций, духовного наследия и т.п. Действует Координационный
совет по взаимодействию Министерства образования Российской
Федерации и Русской Православной Церкви. РПЦ упорно старается
продавить решение о преподавании "Основы православной
культуры". Известен скандал с учебником А.В. Бородиной
для этого предмета, который пропагандирует самый махровый
национализм.
Определенный отпечаток на методы деятельности РПЦ наложило
то, что основную массу современных священнослужителей составляют
лица ранее претендовавшие на руководящие роли в комсомоле,
а в дальнейшем и коммунистической партии. Люди такого типа,
как правило, очень предприимчивы, но не в рыночном смысле
этого слова, а в типично советском - этакие вожаки студенческих
строительных бригад, не брезгующие приписками, подмазыванием
начальства для получения каких-либо льгот, премиальных и
т.п.
Своеобразным наслоением советской идеологии на мистические
представления русских православных является отрицание рыночных
отношений в экономике, стремление к монополии в идеологической
сфере, ксенофобия и неприятие западных ценностей.
Своим претензии на идеологическое господство в России Русская
православная церковь оправдывает тем, что якобы более 70
процентов населения России - православные. Однако, это цифра
многократно завышена. Она включает в себя практически всех
лиц русской, украинской, белорусской национальности и часть
национальных меньшинств, когда-то обращенных в православие.
В этом вопросе намеренно игнорируется факт, что принадлежность
к славянским этносам не означает автоматической принадлежности
в к православию. Кроме того, за время идеологического господства
КПСС подавляющая часть населения вообще дифференцировалась
от религии. Многие из проживающих на территории СССР "иноплеменников"
предпочитало называть себя русскими из-за страха перед репрессиями
(поляки, немцы, татары).
Можно с уверенностью сказать, что отторжение от православного
населения России произошло не из-за десятилетий господства
советского режима, как это утверждает РПЦ. История знает
случаи, когда в годы репрессий и гонений христианство приумножалось
и укреплялось. Видимо, отторжение произошло со стороны самой
церкви, которая обслуживала интересы только правящей верхушки
превращаясь по существу в тоталитарную секту.
Русская Православная церковь отнюдь не имеет 2000-летнюю
историю как об этом любит заявлять ее руководство. Беспристрастный
взгляд на историю этой организации позволяет сделать вывод
значительно отличающийся от официальной версии РПЦ. После
крещения Руси, православие пережило несколько тяжелых потрясений,
в результате которых доктрина потерпела значительные искажения
и изменения в соответствии с политической обстановкой. Как
сказал историк С.М. Соловьев - произошло "отпадение
России от православия в следствии перемен церковных и гражданских".
Одним из последних потрясений была Октябрьская революция.
Тогда большая часть клира была вынуждена покинуть страну,
а оставшаяся часть пойти на сотрудничество с атеистическими
властями, поступившись при этом с остатками православной
доктрины и мотивируя это необходимостью сохранить церковь
в новых условиях. Формально церковь возглавленная после
октябрьского переворота патриархом Тихоном, является правопреемницей
дореволюционной церкви, однако этот вопрос во многом спорный
.
Как бы то ни было, деятельность православной церкви практически
сошла на нет в 30-х годах и была "возрождена"
по инициативе И. Сталина во время Второй мировой войны.
Играя, таким образом, на патриотических чувствах определенной
части верующих, ему удалось привлечь их на свою сторону.
К тому времени, доктрина была пересмотрена с учетом существования
церкви в условиях государства строящего коммунистическое
общество, посты патриархов заняли лояльные властям люди,
чаще всего являвшиеся агентами спецслужб по совместительству.
С определенной долей уверенности можно сказать, что окончательное
оформление РПЦ как тоталитарной секты произошло именно в
то время, а ее основателем в том виде, в каком она существует
по сегодняшний, можно считать И. Сталина. Этим объясняется
и то, что большинство левых, националистических и национал
большевистских партий организации поддерживают деятельность
РПЦ, а их руководители являются активными ее членами.
После краха коммунистического режима в России не только
возник определенный вакуум в духовной жизни, но и создались
условия для конструктивной деятельности иных конфессий,
как западных так и восточных. Это совершенно не устраивало
руководство РПЦ. Она начала выходить активно выходить на
общественно-политическую арену. Основной упор делая на борьбе
с разного рода "прозелитизмом" конструктивных
конфессий, при этом духовный вакуум общества быстро заполнился
псевдорелигиозными учениями оккультных, спиритических и
других групп. Это создало благоприятную почву для спекуляций
со стороны РПЦ и инспирирования властей выделить ее среди
других конфессий в т.ч. и в законе о свободе совести.
Подобное выделение в такой многонациональной и многоконфессиональной
стране, как Россия, является одной из причин межконфессионального
и межнационального напряжения, тем более, что само название
Русской Православной церкви несет в себе признак национальной
принадлежности.
В то время как верхушка церкви стремится к власти, простые
адепты подвергаются обработке в духе коммунистической пропаганды.
В результате формируется тоталитарное мировоззрение (синдром
"мы/они", "русское православие - хорошее,
мир вне православия - плохой"), приводящее к преобладанию
групповых идей над индивидуальными и к одобрению (оправданию)
аморального поведения при претензиях на добро, насаждение
убеждения, что групповая воля выше индивидуальной.
В результате, для адептов последствиями их участия в деятельности
РПЦ являются: сужение духовного и интеллектуального кругозора,
подавление способности критического и самостоятельного мышления,
агрессивность в вопросах веры, неполноценное духовное развитие,
искаженное понимание Библии, аномальные психические изменения,
примитивизм и деградация, потеря адептами друзей вследствие
замкнутости на общении с членами церкви, потеря интереса
к учебе или работе, адепты разучиваются нормально говорить
по-русски, приобретая чуждую лексику и интонацию (беспричинное
употребление церковно-славянских слов, неправильное ударение,
оканье, "неологизмы" типа "соработничество",
"печалование", и.т. д.).
Наблюдается наличие диссоциирующих состояний. Т.е. вне
культа, даже при благоприятной обстановке в семье, человек
чувствует себя чужим в социуме. При этом типичными проблемами
такого человека являются: крайнее нарушение идентичности,
депрессия, проблемы с зависимостью в принятии решений, потеря
свободной воли и контроля над своей жизнью - "нужно
посоветоваться с батюшкой, старицей и т.п.".
Среди прочих диссоцирующих состояний выделяются: потеря
спонтанности (непосредственности, непринужденности) или
чувства юмора, ухудшение психологического состояния, включая
галлюцинации, приступы паники и тревожности, дезориентацию,
паранойю, расщепление личности. Большинство активных адептов
страдают манией величия и бредом преследования, имеют расстройства
сна, сексуальные проблемы (чувство вины за собственное либидо).
Учитывая выше сказанное, необходимо провести тщательное
расследование деятельности этой организации на протяжении
последних 80 лет и с особым пристрастием - в последнее десятилетие.
Только на основании такого расследования можно сделать вывод
- имеет ли РПЦ право на существование либо подлежит запрету
как деструктивный культ или экстремистская организация.
А. Бочкарев, Россия, "Кавказ-Центр",
30.11.04г.
|