Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку
   

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 11 ноября 2004 г.

«Не ругайте Азербайджан»

До осенних терактов в российских городах в 1999 году, я жил и зарабатывал себе на жизнь в Москве. Жизнь была ненормальной. Почему я так говорю? Да потому, что постоянные задержания «для выяснения личности», постоянные подкидывания при обысках 4-х грамм наркотиков или 2-х патронов – на твой добровольный выбор, постоянная мысль, что вот сейчас остановит меня мент и, даже при наличии в кармане всех нужных бумажек, начнет придираться, не намекая, а прямо требуя взятку – все это заставляло не жить, а как бы существовать в зоне, где любой банальный выход на улицу напоминал передвижение в тылу врага, где тебя усиленно ищут. И не дай Бог попасться московскому ОМОНу, который оттого, что ты чеченец, без всяких объяснений может безнаказанно «покатать в автобусе» (это когда возят в омоновском автобусе по городу и избивают дубинками).

Это было после Первой войны, в период мира, когда между чеченским и российским правительствами был заключен мир и у российских властей и милиции вроде бы не было поводов преследовать живущих на территории РФ чеченцев. Но когда случилось страшное, и для того, чтобы была причина начать Вторую войну в Чечне, ФСБ взорвало дома в Москве, я понял, что скоро здесь начнется уже открытый террор властей против чеченцев и через несколько дней вылетел в Ингушетию, а оттуда пробрался в Чечню. Я не из любителей оружия, я больше, наверное, отношусь к пацифистам, да и возраст у меня уже не «солдатский», поэтому не вышел «на тропу войны», а выживал со своей семьей в подвалах разных домов.

Не стану описывать те чудовищные вещи, которые вытворяли по отношению к мирному населению русские войска. Чеченцы это знают и без моих описаний, а другие, судя по всему, и не хотят этого всего знать. После того, как военная обстановка немного смягчилась и стало возможно передвигаться, я с нечеловеческими трудностями пробился сперва в Дагестан, а оттуда в Азербайджан. Мне повезло, что имелись кое-какие сбережения, а взятка на постсоветском пространстве действительно открывает все пути. И с тех пор я со своей семьей на постоянной основе, то есть до тех пор, пока российские войска не покинут мою родину, живу в городе Баку. Здесь поначалу было очень много таких как я, сейчас стало поменьше, но до сих пор здесь живут со своими семьями тысячи чеченцев.

Здесь, среди чеченцев, бытуют разные мнения по поводу отношения к нам азербайджанцев, и вообще, о положении в этой стране. Ваш сайт тоже уделяет этим вопросам немало внимания. И поэтому мне хотелось отразить взгляд человека со стороны, но уже прижившегося.

Вначале я сам чуть не поддался мнению местного меньшинства о том, что все плохо и что тут весь азербайджанский народ бедствует. Но, немного отойдя от пережитого в Чечне, я начал осматриваться по сторонам. Как говорится, все познается в сравнении. А так как ситуацию в Чечне, пожалуй, во всем мире не с чем сравнить, то я начал сравнивать жизнь в азербайджанской столице с жизнью в столице российской, в Москве.

Я начал замечать, что здешняя милиция не обращает на тебя внимания. Когда ты заходишь в метро, то не нужно пытаться слиться с толпой, чтобы тебя не засекло бдительное око «стражей порядка», жаждущих опустошить твой карман. Здесь не опасаешься, что тебя остановят, а если и остановят, то, побеседовав с тобой, отпускают с добрыми напутствиями, даже если ты не имеешь с собой документов. Люди очень доброжелательны, очень редко на улицах услышишь не то что крики и ругань, а и просто громкий разговор. Все вежливы друг с другом, даже молодежь. Никто на тебя не смотрит звериными глазами как на чужака. Напротив, в магазинах или на рынке, узнав по внешнему виду или говору, что ты чеченец, очень часто дают лучшее из того, чем торгуют. Я знаю десятки случаев, когда торговцы месяцами отпускают чеченцам, у которых затруднения с деньгами, продукты в долг. Так же поступают и многие хозяева снимаемых чеченцами квартир.

На улицах везде чисто и красиво. Когда смотришь на Баку с верхних этажей, видишь целый лес башенных кранов, прямо на твоих глазах растут красивые современные высотные дома, причем, стройплощадки поражают чистотой, аккуратностью и отсутствием шума. Центр города очень красив, потому что старинные дома постоянно реставрируются и обновляются. На улицах очень много дорогих иномарок. Почти все такси также иномарки, в них приятно ездить, потому что в этом виде предпринимательства существует большая конкуренция и таксисты стараются привлечь пассажиров опрятным видом своих автомобилей. Кстати, у многих чеченцев, которые могут себе позволить поездки на такси, есть свои знакомые водители, всегда готовые помочь в любых чрезвычайных ситуациях. Если затруднения с деньгами, они повезут вас и в долг.

Почти у всех бакинцев есть мобильные телефоны, даже у школьников. Мобильная связь стоит дороже, чем в соседней Грузии, зато намного дешевле чем в Москве. Везде, на каждом шагу встречаешь заполненные посетителями рестораны, кафе и бары, но при этом не увидишь пьяного. За почти пять лет, проведенных мною в Баку, я ни разу не увидел пьяного азербайджанца на улице. Все заняты работой, стараются повысить свой жизненный уровень, им некогда пьянствовать, да это и не в традициях азербайджанцев. Поэтому здесь чеченцы в полной мере ощущают то, чего лишены в России, не говоря уже о Чечне – чувство безопасности. Ты можешь даже глубокой ночью отпустить свою женщину или ребенка в магазин или в гости, и не переживать за них: никто к ним не пристанет, не оскорбит. Это не только мое мнение, это мнение почти всех чеченцев, которые здесь временно проживают.

Кому-то, в том числе и самим азербайджанцам, может показаться, что я рисую идиллию, но посторонний взгляд, тем более взгляд, видевший слишком много произвола, человеческого горя, убийств и разрушений, замечает то, что местные жители считают само собой разумеющимся. Азербайджанцы, конечно, ругают свою власть, как и везде. Но именно эта возможность – открыто, при незнакомых людях ругать свою власть – и является, на мой взгляд, признаком свободы и демократии. Хуже было бы, если бы азербайджанцы, с опаской оглядываясь, только восхваляли свое правительство.

Да, здесь, конечно, хватает проблем, и особенно много их у чеченцев, лишенных отчизны и постоянно ощущающих нехватку средств к существованию. Есть проблема с работой, но где ее нет? Да, здесь бывают случаи, когда чеченцев вызывают в отделение полиции или к участковому, но такие случаи чрезвычайно редки и вас оставляют в покое, один раз побеседовав и зарегистрировав. Но даже в этом случае к вам на дом приходит вежливый участковый с повесткой, а не врываются «звери» в масках для устрашения, не кричат «ЛЕЖАТЬ, БОЯТЬСЯ», не бьют дубинками «для профилактики». С деньгами тоже тут не расшикуешься, но можно ЖИТЬ, а не существовать в постоянном страхе. Поэтому я, как и многие мои соотечественники, оторванные от родной земли, всегда с теплотой и благодарностью буду вспоминать азербайджанский народ, давший гонимым отовсюду чеченцам самое главное, в чем мы сегодня нуждаемся – доброе человеческое отношение и безопасность.

С уважением и благодарностью к братскому азербайджанскому народу,

Абдул-Хамид Тепсуркаев , чеченский мухаджир, 47 лет.

Чеченпресс, Отдел писем, 11.11.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта "ЧЕЧЕНПРЕСС"
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info