Война как образ жизни
Сплачивать электорат военной риторикой – советская традиция
Несвободное советское общество даже в мирное время выстраивали
в шеренги с помощью мобилизационных лозунгов: «война с
бездорожьем и разгильдяйством», «битва за урожай» и т.д.
Сегодня у нас главный лозунг – «война с терроризмом».
Говорят, что на этот раз это просто заимствование западного
опыта. Действительно, такой лозунг первым провозгласил
Джордж Буш. Он, как и его российский коллега, сплачивает
свой электорат военной риторикой. Только президент США
и думать не смеет под предлогом войны с терроризмом кардинально
изменять основы государственного устройства, скажем, отменять
выборы губернаторов или предлагать укрупнение штатов. В
России же якобы в целях «борьбы с терроризмом» готовится
решение о фактическом назначении глав региона президентом,
прокламируются программы укрупнения регионов и упразднения
республик.
Подобные крутые эксперименты – исконная отечественная
традиция. Цари в русских сказках легко обменивали «полцарства
за коня», а реальные генеральные секретари еще легче проводили
депортации народов и перекройку административных границ
республик. А уж если хозяин страны надумает всего лишь
укрупнять села и объединять области, создавать совнархозы
или федеральные округа, то кто же ему сможет перечить?
Подобные кавалерийские атаки обычно плохо заканчивались.
Укрупнение сел в 1970-е годы привело к безлюдью Нечерноземья.
Объединенные области снова приходилось разъединять. Совнархозы
оказались неуправляемыми, как, впрочем, и нынешние федеральные
округа. Война с терроризмом в Чечне привела к тому, что
он уже выплеснулся из Чечни и расползается по всей России.
В процессе этого растекания уже получены экспериментальные
доказательства неэффективности назначения лидеров регионов
в противовес их избранию. По крайней мере уровень инфильтрации
терроризма в Ингушетию был меньше при избранном президенте
Руслане Аушеве, чем при фактически назначенном Мурате Зязикове.
И сегодня не только чеченцы, но уже и ингуши осваивают
ремесло боевиков.
Говорят, что «народу безразлично – избирать губернаторов
или назначать». Но это смотря какому народу. У народов
Северного Кавказа выборы – это традиционный институт, часть
повседневной жизни. Здесь выбирают почти всех: от тамады
за столом до поселкового старшины, от муфтия до главы локального
джамаата. Назначенный наместник царя или президента зачастую
представлял лишь видимую власть, а реально управляли всем
власти неформальные и избранные. Чем шире растопырены ножницы
между формальной и неформальной властью, тем выше и вероятность
коллапса управления. Наглядный пример – недавние события
в Дагестане, где мэр Хасавюрта открыто выступил против
главы республики, удерживающегося у власти только при поддержке
Кремля.
Национальная элита стала быстро расти уже в советское
время. В постсоветский период ее ряды заметно расширились
за счет бизнесменов и бурно растущих рядов религиозных
активистов. Тот, кто говорит, что в случае назначения московских
наместников или полной отмены республик национальная элита
«рассосется», либо сильно лукавит, либо напрочь лишен понимания
этнополитических процессов.
Всегда и везде за лояльность национальной элиты приходилось
платить расширением ее участия в делах государства. Так
было и в середине 1990-х годов, когда политическая активность
национальных элит повсеместно спала, за исключением воюющей
Чечни. Сегодня заметно новое оживление национальных элит
– на волне недовольства авторитарной политикой Кремля,
законами, которые спускаются из Москвы и ущемляют интересы
национальной культуры (вроде запрета на использование в
национальных языках иной графики кроме кириллицы). Деловые
структуры ропщут под нарастающим давлением коррупции (раньше
чиновники требовали взяток, а сегодня стремятся захватить
бизнес целиком). Да и политические элиты, хоть и поддержали
в большинстве своем новые инициативы президента, но обиду
затаили. Что касается элиты неформальной, то она в таких
условиях быстро укрепляется. Ее трудно заставить смириться
с новыми законами, зато легко подвигнуть к новому витку
сопротивления, к сплочению перед общим врагом.
Тем более это касается исламских структур. Чем больше
представители традиционного ислама прислоняются к власти,
тем больше растет популярность нетрадиционных для России
направлений ислама вроде ваххабизма, который многими рассматривается
и используется как эффективная форма оппозиции.
Назначение лидеров региона не повышает их ответственности
не только перед народом, но и перед Кремлем, поскольку
порождает определенный тип чиновника-временщика. Сегодня
он не справился в одном регионе – завтра будет переброшен
в другой или может быть наказан назначением в министры,
как бывший губернатор Приморья Наздратенко или как бывший
петербургский губернатор, который не по своей воле уже
третий пост меняет едва ли не за год. В то же время сам
факт назначений глав региона усилит тенденцию переноса
претензий населения с регионального уровня на центральный.
Государь назначил наместника, он за него и ответственность
несет. В таких условиях президент страны может быть объявлен
ответственным даже за сбои в электроснабжении в каком-нибудь
отдельно взятом селе Гадюкино. В национальных республиках
это может привести к росту антирусских настроений, поскольку
там, где преобладает титульное население, федеральная власть
воспринимается именно как русская.
Исторически схожая ситуация складывалась в канун распада
империй, когда растущая централизация государств вызывала
накопление недовольства в национальных окраинах. Отчужденная
от власти национальная элита способна использовать подобные
тенденции, облечь их в этно-религиозную оболочку и обеспечить
такой уровень сопротивления населения властям, против которого
бессильны любые армии. К тому же Российскую армию боятся,
когда она находится в казарме, а если она уже десять лет
воюет и неудачно, то теряет способность к устрашению кого-либо.
Чеченская война и административные реформы Путина – близкие
родственники. Война стимулировала появление проекта реформ,
морально легитимизировала его, оправдывая необходимостью
сохранения целостности страны и борьбой с терроризмом.
Она же определила и стилистику реформы – ориентацию на
навязывание регионам государственной доктрины, «спущенной
сверху», и на подавление национальной элиты вместо поиска
согласия с ней. Чеченская война и «реформа» являются проявлением
одной и той же модели политического управления, характерной
для имперского периода истории России и Советского Союза.
Однако сила и натиск не помогли выиграть чеченскую кампанию,
и еще меньше вероятности, что они обеспечат эффективность
административной реформы в России.
Эмиль Паин, «НГ»
№ 242 (3355), 08.11.04г.
Об авторе: Эмиль Абрамович Паин – гендиректор Центра этнополитических
исследований, доктор политических наук.
|