«Народ
специального назначения»
Как известно, одним из ключевых методов обучения специальных
элитных подразделений является тест на их способность выжить
в самых экстремальных условиях. Такие подразделения существуют
в вооруженных силах любого уважающего себя государства,
однако в чеченском случае мы имеем дело не с отдельными
подразделениями, а с целым народом, в буквальном смысле
вынужденным выживать в экстремальных и даже сверх-экстремальных
исторических условиях. По крайней мере, в последние двести
лет.
Любое испытание только тогда имеет смысл, когда выдержавших
его ожидает какая-то награда. К примеру, во всех мировых
религиях центральное место занимает доктрина, в соответствии
с которой земля, эта юдоль соблазнов и скорбей, является
для каждого верующего ареной испытания, выдержав которое
он получит вечное блаженство в раю. Но это – категории
сакральные, а мы сейчас ведем речь о земном вознаграждении
за перенесенные испытания. Какая награда ожидает чеченский
народ за переносимые им веками подряд неимоверные испытания
и муки? И ожидает ли его вообще какая-нибудь награда в
его земном существовании?
Может показаться, что эти «прагматические» вопросы мало
совместимы с нравственным категориями, которые, как принято
думать, стоят выше прагматических соображений. На самом
же деле, любое усилие тела и души может быть проявлено
только в том случае, если у человека есть осознанный стимул.
Стимулы могут быть материальными или иметь характер «нравственного
вознаграждения», но факт заключается в том, что не имея
тех или других стимулов, человек и пальцем не ударит об
палец. Любое человеческое существо – очень рациональное
создание, но не все это видят, потому что критерии оценки
степени рациональности человеческих поступков у разных
людей, социумных групп и культур разные.
Сделав это пояснение, можно снова поставить вопрос: для
чего чеченцы продолжают терпеть чудовищные лишения непрерывных
разрушительных войн, на какое (материальное или нравственное)
вознаграждение они рассчитывают? Сама история отвечает
на этот вопрос.
К началу Кавказской войны XIX столетия Чечня, по свидетельствам
русских военных источников, представляла собой наиболее
развитую в хозяйственном отношении территорию на Кавказе.
Вся Чеченская равнина и Притеречье были покрыты ухоженными
садами, огородами и возделанными полями. Майор Властов
в объемной статье «Война в Большой Чечне» (несколько номеров
газеты «Русский инвалид» за 1858 г.) отмечает поразившую
его при первом посещении Чечни деталь: «Вся Чечня покрыта
густой сетью оросительных каналов. Везде, насколько можно
охватить взглядом, зреют сады и урожай на прилежно возделанных
полях. По чистоте и опрятности, по богатству обстановки,
с чеченскими домами могут соперничать только дома немецких
поселенцев в Крыму и на Кубани».
Красноречивее всего об изобилии в Чечне свидетельствует
многократно зафиксированный историками факт: чеченский
хлеб не только полностью покрывал внутренние потребности,
но и поставлялся в Дагестан, Астрахань и даже в Турцию
и Иран. Из Чечни экспортировался несравненного качества
мед с горных лугов, войлочные ковры, седла, одежда, верховые
лошади специально выведенной горной породы и – особая гордость
чеченских мастеров – булатные шашки со своими товарными
знаками в виде волка (их на юге России называли «волчками»),
ревущей обезьяны («терс маймал») и кинжалы атагинских и
веденских оружейников, в том числе и знаменитые «Хенап
шалт».
Так что, не стремление разбогатеть заставило чеченцев
вступить в длительную ожесточенную войну с российской колониальной
империей, приславшей на Кавказ в качестве завоевателей
«лучшую половину» (по выражению историка В. Потто) всей
российской армии. Вопрос о материальном вознаграждении
сразу же можно снять, потому что постоянным итогом российских
карательных вторжений в Чечню является разруха, колоссальный
материальный ущерб от разрушений и грабежей оккупантов.
К примеру, только за 60 лет Кавказской войны XIX века,
в соответствии с российскими военными источниками, Шали
сжигалось дотла три раза, Урус-Мартан – четыре раза, Гехи
– не менее семи раз. По нескольку раз до основания уничтожались
такие крупные чеченские селения как Чечен-Аул, Алхан-Юрт,
Гойты, Цацан-Юрт и другие. Можно назвать всего лишь несколько
чеченских селений, которые избежали хотя бы единичного
разрушения и сожжения в войнах XIX века.
К концу длительной Кавказской войны чеченский народ, по
различным оценкам, потерял от 40 до 60 процентов своего
численного состава. Поля были выжжены и вытоптаны, дома
лежали в руинах и копоти, в стране появилось то, что в
Чечне доселе не знали – нехватка еды, одежды и предметов
первой необходимости. И если бы война чеченцев против российской
империи преследовала хоть какую-то материальную цель, они
бы, несомненно, смирились со своей судьбой и, по примеру
некоторых других кавказских народов, объявили себя «верными
сынами России». Но не прошло и года после сдачи имама Шамиля
в плен, как в Чечне последовала целая серия ожесточенных
восстаний, которые были подавлены полчищами российских
завоевателей с напряжением всех сил.
Одно перечисление вооруженных чеченских восстаний против
царской, а затем и большевистской империи, последовавших
во второй половине XIX -первой половине XX веков, заняло
бы несколько страниц. Эти восстания и войны хорошо известны
чеченским и российским историкам и подробно описаны в научной
литературе. Поэтому сразу же можно перенестись в наше время,
и посмотреть, что побудило чеченцев в очередной раз сразиться
с огромной российской военно-полицейской державой. Было
ли стимулом этого побуждения стремление обогатиться?
К началу Первой российско-чеченской войны Чечня по уровню
жизни доминировала на всем постсоветском пространстве.
Предвижу мгновенную реакцию российского читателя: ну конечно,
фальшивые авизо, чеченская мафия, грабеж русского населения.
Но нет ничего легче, чем опровергнуть эти пропагандистские
штампы, если оперировать не выдумками кремлевского агитпропа,
а фактами и цифрами.
Что такое фальшивое авизо? Это – официальное банковское
извещение об изменениях в состоянии взаимных расчетов,
переводе денег, посылке товаров и т.п., направляемое корреспондентам
и клиентам. При этом следует помнить, что авизо оформляется
на специальных бланках, где указываются его номер, дата,
содержание операции, сумма и номер счета, наименование
отправителя и адресата и другие данные. В качестве авизо
могут служить и копии платежных поручений, мемориальных
ордеров и прочих расчетных и бухгалтерских документов.
Обязательное условие: при получении по авизо какой-то суммы
денег или товара, банк-отправитель должен подтвердить подлинность
этого документа. Следовательно, фальшивые авизо – это чисто
банковский вид мошенничества, причем, производить операции
с авизо во всей довоенной Чечне был правомочен только один
центральный Грозненский банк. А сколько среди миллиона
чеченцев могло быть людей, связанных с центральным Грозненским
банком? Человек 50, от силы 100. Вот и будем считать, что
на фальшивых авизо нажились 50-100 чеченских семей.
«Чеченская мафия» – одна из самых популярных тем российских
СМИ 90-х годов прошлого века. Перед написанием этой статьи
я специально проштудировал обзорный труд Артема Рудакова
«Чеченская мафия под прицелом КГБ» (изд. Эксмо-пресс, 2002
г.). Автор, если выражаться предельно мягко, недолюбливает
чеченцев, что проявляется на каждой странице его книги.
Однако и он на всех российских просторах насчитывает не
более одной тысячи «чеченских мафиози», причем около половины
из этого числа – представители иных национальностей, преимущественно
русской, которые, как любому понятно, свои преступные капиталы
отправляли не в Чечню, а держали при себе. Получается еще
500 чеченских семей, наживших свои богатства незаконным
путем.
«Грабеж русских». Русские, живущие в довоенной Чечне,
как и везде, подразделялись на две – очень непропорциональные
– категории. Процентов 10 «чеченских русских», в основном,
представители партийной и хозяйственной номенклатуры, были
более-менее обеспеченными по «совковым» меркам людьми.
Остальные русские трудились преимущественно на заводах,
фабриках, нефтяных промыслах и реже в сельском хозяйстве.
То есть, были в подлинном смысле этого слова пролетариатом.
А у пролетариата, как известно, не только отчизны нет,
но и терять им нечего, кроме своих цепей.
Богатые русские – партийные боссы, директора заводов и
фабрик, маститые ученые – при первых же катаклизмах в Чечне,
то есть в конце 80-х – начале 90-х годов, выгодно продали
свою городскую недвижимость и уехали в Россию. Среди 300
тысяч русскоязычного населения таких было не более 30 тысяч.
Никто их не грабил, возможно, потому, что они своим заблаговременным
отъездом лишили чеченский криминалитет такой приятной возможности.
А у остальных 270 тысяч русских просто нечего было грабить,
появись у чеченцев такое намерение, поскольку они были
бедны как церковные мыши.
По официальному отчету ельцинского придворного историка
Волкогонова (помните? был такой) в зимних боях за Грозный
в декабре 1994 – январе-феврале 1995 годов, российская
авиация и артиллерия погребла под развалинами домов 35-40
тысяч русских. Остальные или убежали в Россию, или остались,
покорившись судьбе. Причем, убежавшим от российских бомб
и снарядов русским в России давали статус беженца только
в том случае, если они подписывались под документом, гласящим,
что бежали они от «фашистского режима Дудаева». У оставшихся
в Грозном русских не было не только жилья (Грозный был
превращен в щебень), но даже порядочных туфель или штанов,
на которые посягнул бы даже самый последний чеченский мародер.
Но мы забежали вперед.
Причину чеченского процветания объяснил никто иной как
Сергей Шахрай, знаменитый в те годы тем, что по его юридической
документации был разрушен в Беловежской пуще Советский
Союз. Обосновывая необходимость военного вторжения в Чечню,
Сергей Шахрай привел очень весомый для тогдашних кремлян
арифметический довод: Дудаев, отменив пошлины на ввозимый
из-за границы товар, по сути, превратил Чечню в гигантский
оптовый рынок, на который съезжаются десятки тысячи торговцев
из всех северокавказских республик и южных краев и областей
России (кстати, не зафиксировано ни одного случая, чтобы
в Чечне ограбили приезжего торговца).
Ежедневно из Чечни в разные концы мира отправляется не
менее десяти пассажирских самолетов с оптовиками, каждый
из которых, по подсчетам Шахрая, везет минимум 10 тысяч
долларов. Плюс еще тысячи чеченцев едут за товаром в Турцию
и Иран сухопутными маршрутами – на автобусах и поездах.
Выходило, что ежегодный внешнеторговый оборот чеченских
оптовиков составлял от 5 до 8 миллиардов долларов. Плюс
многомиллиардные обороты от внутренней торговли. «Российская
казна не получает ни одной копейки налогов от этих гигантских
сумм!», – сетовал Шахрай, и предлагал «покончить с режимом
Дудаева».
Дудаев в своей экономической политике проявил высшую мудрость:
не стал искусственно поддерживать в Чечне гигантские заводы
по производству допотопного оборудования, устаревших еще
полвека назад станков и машин, но зато издал указы, дающие
народу полную экономическую самостоятельность. И случилось
чудо: никогда ни до, ни после, в Чечне не строились такие
суперсовременные дороги, никогда Грозный не был столь красив,
как при Дудаеве, никогда его улицы не заполняло столько
роскошных автомобилей самых престижных и дорогих марок,
не работало столько уютных кафе и маленьких ресторанчиков.
Строились фонтаны с цветомузыкой, украшались новыми особняками
улицы, из Грозного, где можно было встретить иностранцев
из самых далеких стран, исчезал провинциальный дух советских
времен, он стал столицей в полном смысле этого слова.
Вернемся к стимулам борьбы. Сейчас даже самые лояльные
к чеченцам русские считают своим долгом выдавать такую
формулу: «Эта война не нужна ни русскому, ни чеченскому
народам. Она нужна российским правителям и лидерам боевиков,
которые наживаются на ней». Я хочу спросить: много ли богатств
нажил Первый Президент свободной Чечни Джохар Дудаев, деля
с бойцами все тяготы партизанской жизни в лесах и горах,
где зимой царствует арктический холод? Если Джохар Дудаев
призвал чеченцев к вооруженному сопротивлению против российских
оккупантов «ради наживы», то не легче ли ему было наживаться,
принеся вассальную присягу Кремлю, как это сделали другие
«национальные лидеры»? Те, кто знает, в каких условиях
и на какие средства живет ныне семья Первого Президента,
смогут подтвердить, что Джохар предстал перед Всевышним
бессмертным шахидом (инша Аллах!) не оставив после себя
никаких богатств, кроме своего славного имени.
А Аслан Масхадов? Он что, все два года Первой войны и
пять лет Второй войны находится в строю сражающихся бойцов
«ради наживы»? Или другие чеченские командиры и рядовые
бойцы – они все эти годы, преданные и проданные этим гнусным
и лицемерным миром – за богатства сражаются? Разве «ради
наживы» их поддерживают чеченцы, делясь с воинами последним
куском хлеба и ясно сознавая, что рискуют не только жизнями
(это полбеды), а ужасами пыток, издевательств в застенках
российских карателей и палачей из кадыровских банд?
Никогда, ни в одном из прошлых восстаний и войн, как и
в эту войну, чеченцы не выдвигали требований материального
характера, или, как принято выражаться в научной литературе,
«экономических требований». Требования были совершенно
другие. Точнее, у чеченцев всегда, на протяжении столетий,
было только одно требование: свободы! И она же – свобода
– является тем мощным стимулом, который и делает чеченский
народ «народом специального назначения». Никогда не забыть
мне слова, сказанные чеченским бойцом в Грозном зимой 1999
года. На вопрос российского тележурналиста (они еще, по
инерции ельцинской эпохи, иногда показывали на ТВ чеченских
бойцов): «Неужели вы надеетесь победить Россию?», молодой
моджахед ответил: «На земле нас ждет свобода, а на небесах
– рай Аллаха. Поэтому мы в любом случае – победители!».
Адлан Бено, Чеченпресс,
05.11.04г.
|