Истоки
вайнахского танца
Я изучаю чеченский язык, культуру, обычаи и традиции,
историю вайнахского (чеченского народа). Хотелось бы увидеть
на вашем сайте чеченско-русский словарь, хотя бы краткий.
А так же публикации, желательно с фотографиями и иллюстрациями
традиций, праздников, обрядов и т.д.
Да хранит вас Милость Аллаха!
Дмитрий Ткаченко
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вы никогда не задумывались, почему вайнахи танцуют так,
а не иначе? Словно белая лебедь плывет девушка, изящно изгибая
стан и плавно ведя рукой. По кругу преследует ее юноша,
то идя за ней, то стремительным броском преграждая ей путь.
Ритм становится все более экспрессивным, огнем сверкают
глаза. И воздух разорван криком: «ХIорс! ХIорс тоъ!». Волчком
вьется парень возле девушки: «Орс-тох! Тох! ХIорс!».
В самом деле, должен же был этот танец что-то означать?
Ведь первоначально все танцы мира имели смысловую нагрузку,
были компонентами сакральной обрядности, отражением духовной
культуры народа.
Четко проглядываются в вайнахских танцах отголоски ритуального
действа. И, наконец, этот загадочный возглас: «ХIорс (орс),
хIорс тоъ (орс-тох)». Что он значит?
То, что танец вайнахов несет в себе отголосок какой-то
древней мистерии, говорит, например, следующее предание:
«Содержание судей храма Тхаба-Йерд». Вот фрагмент из этого
предания:
«Близ храма Тхаба-Йерд были начертаны два круга: поменьше
в центре, побольше с внешней стороны. Молодожены обязаны
были в присутствии судей станцевать в той полоске, что находилась
между двумя кругами. Если кто из танцующих хотя бы слегка
задевал ногою линию одного из кругов, внутреннего или внешнего,
то судьи восклицали «Э-э, нарто!». Этот возглас означал,
что кто-то из танцующих нарушил линию. А жених тогда обязан
был по прошествии года вновь дать содержание судьям на три
дня и снова станцевать с женою по этому кругу. Такое могло
повторяться ежегодно, пока пара не станцует безупречно…».
Но какой обрядовый смысл вкладывали наши предки в танец?
Можно попытаться выделить наиболее важные элементы танца,
которые связываются с сакральной обрядностью.
1. Круг (танец исполняется по кругу);
2. Наличие одной пары (партнер и партнерша);
3. Движение мужчины за женщиной («погоня»), или попытка
мужчины загородить путь женщине;
4. Положение рук мужчины: он расставляет руки в стороны
(подобие креста) или сгибает одну руку, держа кисть у груди,
а другую отставляет в сторону, ведя ее за женщиной (подобие
свастики);
5. Как архаизм сохранилось и то, что талию женщины мужчина
обхватывает, сомкнув пальцы за ее спиной, но не прикасаясь
к ее телу. В более поздние времена этот жест воспринимался
как признак удали;
6. Движение исполнялось в медленном темпе. По рассказам
стариков, раньше танцы были медленнее. Считалось позорным,
если декоративные металлические подвески, украшавшие кавказские
пояса, во время танца столкнутся и зазвенят. Кроме того,
раньше проводили состязания в танце, подвешивая к поясу
определенное количество альчиков. Танцоры постепенно ускоряли
темп. Проигрывал тот, у кого альчики столкнутся. В наше
время чеченские и ингушские танцы среди всех кавказских
танцев исполняются наиболее неистово и экспрессивно, и строгая
обрядность танца не соблюдается;
7. Если партнер преграждает путь партнерше так, что она
не может двигаться, то она должна крутиться на месте;
8. Мужчина, становясь на носки или пальцы ног, вскидывает
руки максимально вверх над головой (кстати, в начале XIX
века, поддавшись обаянию кавказских танцев, парижский балет
«встал на пальцы»);
9. Считалось позорным прикосновение мужчины к женщине в
танце, даже если они родственники, в отличие от кабардинцев
и адыгов, у которых некоторые танцы мужчинами и женщинами
исполняются под руку. (И в этом видятся не только обычаи
вайнахов, ставящих прикосновение к женщине постороннего
мужчины на один уровень с прелюбодеянием. Ведь такие же
понятия имелись в прошлом и у некоторых других северокавказских
народов);
10. Возглас мужчины (женщины в танце не произносят ни
звука) «хIорс (орс), хIорс-тоъ (орс-тох)». Так же, кстати,
восклицают в танце и соседние народы (осетинское «арстох»,
даргинское «арстох» и т.д.).
Что же из древних сакральных представлений предков чеченцев
и ингушей могло отразиться в танце?
По-видимому, ответ стоит искать в солярном культе, существовавшем
у вайнахов в прошлом. Есть основания считать, что мужчина
и женщина изображали движение солнца и луны. В древней вайнахской
легенде («Как возникли солнце, луна и звезды») говорится,
что один искусный кузнец послал к лучезарной девушке сватов,
не подозревая, что она его сестра. После ее отказа он взял
золотой пылающий факел и сам отправился к девушке. «Увидев
его, девушка бросилась бежать. Он последовал за ней. Долго-долго
бежал он за ней, до тех пор, пока оба не погибли. Искры
от золотого факела превратились в звезды. От девушки осталось
лучезарное сияние, от молодого кузнеца – головешка. Они
превратились в солнце и луну. До сего времени солнце не
может догнать луну».
Есть у вайнахов и загадка: «Знаешь ли ты, что это: сестра
не встречается с братом, брат не может догнать сестру?».
Отгадка: солнце и луна.
У вайнахов, как и у многих других народов, в языческих
представлениях солнце воспринималось могучим мужским божеством.
Космогонические представления предков чеченцев и ингушей
отразились и в символических изображениях (пиктограммах)
на поясных пряжках YI-Y вв. до н.э. (к примеру, из погребения
Лугового могильника у с. Мужичи), или на подобной же пиктограмме
на замковом камне одной из древних башен в крепости Эгикал.
По мнению Р. М. Ужахова, вероятной расшифровкой этих и
подобных им пиктографов является: изломанная линия – море
(по традиционным представлениям вайнахов солнце утром выходило
из моря и вечером уходило в него, погружалось в «западные
воды»), а «крылатые диски» по сторонам – солнце при восходе
и закате. Центральный диск на этих изображениях имеет «крылья»,
максимально поднятые вверх – этот знак символизирует солнце
в зените. (Подобные узоры сохранились на подвесках, старинных
коврах – «истангах», отделке оружия и т.д.).
Ну, разве не объясняет все это многие элементы танца вайнахов?
«Погоня» мужчины за женщиной по кругу – это движение солнца
(мужчины) и луны (женщины). Этим же объясняется и то, что
в вайнахской хореографии танцевала одна пара, а не группа
людей.
Положение рук мужчины в стороны в виде креста означало
солнце на восходе и закате. Ведь и сам крест (позднее ставший
христианским символом) ведет происхождение от языческих
верований и изначально является символом солнца. Очень возможно,
и об этом уже заявлено в научных исследованиях, что и представления
об Иисусе Христе (мир ему), «распятом на кресте», идет от
более древних ассоциативных знаков: солнце – крест – мужчина;
аналогичное значение имеют и символы мужчины в круге, или
креста в круге).
Положение рук мужчины, когда он сгибает руку, держа кисть
у груди, а другую отставляет в сторону, соответствует изображению
свастики, символизирующей солнце в его небесном движении.
Свастика – один из самых распространенных знаков на древних
вайнахских архитектурных сооружениях и декоративных изделиях.
Став на носки или пальцы ног и вскинув руки над головой,
мужчина изображает солнце в зените. И, наконец, «ухарство»
с обниманием талии партнерши, без прикосновения к ее телу,
тоже легко находит свое объяснение – это символическое воспроизводство
затмения луны (по-чеченски – «удержание луны», «бутт лацар»).
В этом же «солярном» ключе объясняются и другие элементы
вайнахского танца.
По-видимому, строгая обрядность танца, характер солнечной
мистерии, которую он в себе нес, стали нарушаться и забываться
с принятием и укреплением в нашем краю Ислама. Ритуал все
более терял свое культовое содержание и стал превращаться
в танец. Темп стал ускоряться, некоторые элементы терялись,
другие приобретались. Наверное, теперь легче будет разгадать
и значение возгласа «хIорс-тоъ (орс-тох), хIорс (орс)».
Известно, что древние сарматы поклонялись солнечному божеству
по имени Хорс. Это божество почиталось и в раннесредневековой
Руси. Во многих языках иранской группы различные огласовки
этого слова означают «солнце». Почему нельзя предположить,
что и у предков вайнахов, тесно контактировавших с ираноязычным
миром, этот «танцевальный» возглас означал «солнце», как
объект сакрального почитания?
…Когда затихнут звуки зажигательного танца, мы думаем не
о мистерии небесных светил, а о благородстве и доблести,
ибо чеченские танцы с их неистовым ритмом и одновременно
строгостью движений, поистине – прекрасный гимн свободе!
Далхан Хожаев, чеченский
историк (Дала гIазот къобал дойл цуьнан!)
Печатается по материалам газеты «Чеченец»,
№2(017), февраль, 1998 год).
|