Пикет по-человечески
Последние события свидетельствуют о том, что в стране полным
ходом идет конституционный переворот. Разница в оценке его
характера – вялость либо демонстративной агрессивность –
не умаляет бесспорной справедливости того факта, что общество
в очередной раз вступило в фазу серьезного риска…
Впрочем, это признается всеми, вплоть до самих инициаторов
событий – кремлевской команды президента, достаточно активно
старающейся придать острому моменту желаемый для себя оттенок.
Мифы о международном терроризме, объявившем войну россиянам,
вытащенные из пыльных мешков знакомые небылицы о враждебности
иноземных планов и «пятой колонне», в ряды которой вновь
записывают людей на том лишь основании, что они не пугливы
и не продажны, беззастенчиво озвучены кремлевским администратором
Владиславом Сурковым. Губернаторы, притихшие было после
первой волны славословий в адрес Путина за петлю, накинутую
им на шею, снова подают голоса, призывающие президента навести
в стране порядок. А создание «правозащитного» общественного
совета из номенклатурных фигур ручные кремлевские СМИ пытаются
представить, как панацею от возможных нарушений уже затоптанных
государством элементарных прав человека.
К популяризации кампании, предназначенной для очередного
грандиозного надувательства привлечены лучшие пропагандистские
силы – и отдельные сообразительные прагматики, и целые общественно-политические
институты. В рядах путинских помощников оказалась даже Московская
Патриархия, которая не бесплатно, конечно, а за «вечное
и безвозмездное» землепользование и прочие льготы, тоже
самозабвенно ушла на фронт, линия которого проходит, по
выражению Суркова «через каждый город, каждую улицу, каждый
дом», оставив ради этого суетное и непонятное богослужение.
Но, одновременно, а может статься и благодаря увеличению
активности тех, кто почувствовал, что их кормушка то ли
отодвинется подальше, то ли совсем и вовсе опустеет, в среде
рядовых граждан, похоже, началось пробуждение. Из человеческих
повадок как-то очень быстро испаряется недавний снобизм,
по которому интересоваться политикой считалось или признаком
дурного тона, или неуместным в иных социальных слоях умничаньем.
Как-то вдруг оказалось, что студенты на перекуре, как полагается
юным, категорично спорят о том, сколько еще «натворят гнуси
эти долбанные придурки в Кремле», а о грабеже с лишением
льгот во всю «анапскую» шумят на бульварной скамейке бесстрашные
старухи. На бетонных заборах, стоящих вдоль железнодорожных
путей, вместе со свастикой и сексуальными причиндалами можно
увидеть размашистые аэрозольные надписи, сообщающие что
«Путин – фюрер», а «армии – НЕТ!».
Иначе говоря, меняется атмосфера. Меняется в самом «низу»,
прямо при «почве», что всегда было верным признаком скорого
изменения и системы ценностей. Понимание, что ничего нового,
кроме давно знакомой склонности к решению властных проблем
за счет рядового населения, с которым давно уже живут более
информированные люди, достигло и тех, кто до сих пор вообще
не задумывался о чем-либо подобном. И трудно почему-то отделаться
от стойкого ощущения, возникшего спонтанно по завершении
пропагандистского шоу, устроенного властями на Васильевском
спуске в ознаменование трагедии в Беслане, когда многие
из пришедших по движению души почтить память невинных жертв,
не скрывали своего смущения от неуместности прославления
с трибун кремлевских небожителей. Люди шли с мероприятия
молча, демонстративно огибая пятачки с носителями казенных
штандартов, едва приостанавливаясь, чтобы прочитать надпись
на плакате «Нет войне в Чечне», подобных которой на самом
митинге видно не было. Разочарование многотысячной манифестацией
прямо там, на месте было столь явным, что подумалось, а
не с разочарования ли и начинается всегда общее протрезвление?
С одним из участников пикета, стоявшего в тот день на выходе
с Васильевского спуска, Дмитрием Бродским, мы беседовали
у него дома, где все, что только можно, заставлено, заложено,
заполнено, забито многочисленными изданиями – книгами, журнальными
и газетными подшивками, которые и составляют непосредственно
возглавляемую им Московскую независимую общественную библиотеку.
Кстати, за несколько минут до разговора я оказался свидетелем
отправки в Чечню одиннадцати ящиков с литературой, собранной
сотрудниками. Поэтому еще до того, как допытываться у моего
собеседника, «как он дошел до жизни такой», я уже догадывался
в общих чертах о принципах, которые могли быть основанием
для Дмитрия и остальных пикетчиков каждый четверг демонстрировать
в одном из самых людных мест Москвы свое неприятие чеченской
бойни.
«Мы считаем, что война в Чечне – это главный фактор сворачивания
всех демократических процессов в нашей стране, – говорит
Бродский. Проблема Чечни основной узел остальных российских
проблем. Выражаясь медицинским термином, это как гнойник,
при существовании которого сколько ни лечи остальные симптомы,
очаг инфекции останется незатронутым. Именно война в Чечне
подпитывает постоянное присутствие в обществе состояние
агрессивности, ненависти, оборончества. Она стимулирует
межнациональную и межрелигиозную неприязнь, питает страх,
а теперь стала причиной трагедии терроризма. Только остановив
эту войну общество может рассчитывать на какое-то разумное
структурирование своих усилий и появление, наконец, видимой
перспективы успеха».
Среди членов группы, которые выходят в еженедельные пикет,
по словам Бродского люди разной социальной принадлежности,
разных убеждений и мировоззрений. У кого-то доминирует человеческое
сочувствие к чеченцам, оказавшимся во внутриполитическом
поле фактически вне закона, у кого-то религиозная мораль,
кто-то не испытывает к кавказцам особой симпатии. Но всех
объединяет общая позиция, согласно которой «и для русских,
и для чеченцев было бы лучше жить по разные стороны границы».
То, что из-за поддерживаемой властью войны страдают те и
другие, общеизвестно. Если же учесть, что Чечня давно не
скрывает своего стремления к независимости, а в последнее
время открыто позиционирует себя как независимое государство
де-факто, то удержание ее с помощью всех возможных способов,
включая ложь и насилие, граничащее с геноцидом, с точки
зрения политики выглядит просто глупо.
«То, что происходит в Чечне, оборачивается очень серьезными
последствиями и для всей России в целом, – считает Дмитрий.
Вопреки твердолобому, но расхожему мнению, что если Чечня
отделится, то станут отделяться и другие республики, я убежден
в обратном. Ведь, именно то, что республику удерживают силой,
напротив порождает у других народов стойкое ощущение, что
и их, как и Чечню, Россия воспринимает второсортными. Что
и с ними рано или поздно случится то же самое…».
Традиционный страх российских политиков перед децентрализацией
власти из-за, якобы, риска потери собственной значимости,
рассуждает Бродский, не позволяет рассредоточить ответственность
между региональными элитами, что было бы неизбежно в условиях
реального федерализма. «Но когда у руководителей вместо
формальной вертикальной зависимости появляется реальная
ответственность за свои регионы, они начинают отлаживать
собственные экономические и социальные механизмы. Они никуда
не «уходят», а снова возвращаются в условия созависимости.
Но только не как второсортные территориальные и культурные
образования, а как взаимообязанные в отношениях с Россией
и, поэтому, выгодные ей партнеры. Но, к сожалению, «хватательный»
империалистический рефлекс нашей власти перевешивает пока
все доводы здравого смысла».
Все верно. Но, когда я выражаю некоторое сомнение в эффективности
такой формы протеста, как пикет, Дмитрий, нисколько не обижаясь,
рассказывает об истории такого выбора:
«Когда все только начиналось, мы, как и многие, прекрасно
знали о множестве способов, которыми люди на деле демонстрируют
свое несогласие с чеченской политикой власти, свое неприятие
войны вообще. Некоторые средства массовой информации, например,
занимаются донесением до общества вопиющих фактов о том,
что происходит там на самом деле. Иные общественные организации
и группы заняты делами милосердия и помогают, чем возможно,
мирному населению разгромленной республики. Кто-то занимается
помощью нашим российским военнослужащим «срочникам» – почти
детям, которых политики бросили в мясорубку, уродующую их
души и тела, несущую в дома наших сограждан смерть. Есть
и среди политиков люди, которые стараются на своем месте
делать все возможное ради прекращения нашего общего несчастья...
А наша группа «Обратная связь» очень небольшая. Она никак
не структурирована, никем на спонсирована – просто группа
добровольцев. Было время, когда Комитету антивоенных действий,
в который мы входим, стало ясно, что массовых акций в связи
с творящимся в Чечне, не будет. Думая, что этот беспредел
вызовет возмущение абсолютного большинства, противники войны,
к сожалению, ошиблись: народ довольно быстро ко всему привык,
и даже в среде либералов стали находиться такие, кто склонялся
к «замирению» Чечни военным способом.
Вот тогда мы и взялись делать то, что нам по силам. За
четкость и регулярность чего можем полностью отвечать. Наши
акции – я представляю их, как прыщ на носу нашего общества
– продолжаются и не будут прекращены ради постоянного, с
настойчивостью занозы в одном месте напоминания ему о том,
что где-то далеко от его имени происходит – дикая и трагичная
несправедливость. Что где-то там, в далекой Чечне, все время
гибнут люди, среди которых могут оказаться и наши дети.
Что до тех пор, пока этот очаг общих для всех несчастий
не будет затушен, нашу страну и нас беды не только не перестанут
преследовать, но будут преследовать всё более масштабно
и изощренно.
Так что мы давно уже стали здесь как бы визитной карточкой
всего антивоенного движения – не позволяем забывать…»
Бродский говорит, что заинтересованность москвичей их пикетом
после теракта в школе Беслана заметно выросла.
«То, что столько времени происходит в Чечне – все ужасы
зачисток, бомбежки, постоянная гибель людей, – до тех пор,
пока все это не пришло на российскую землю, наверное, не
до конца осознавалось людьми. Но теперь, когда террор, творимый
в Чечне силовиками, вернулся на нашу российскую землю, подошел
к каждому российском дому, война против Чечни воспринимается
уже иначе. Это чудовищно, когда пробуждение человеческого
сознания в полной мере становится возможным только после
катастроф, подобных бесланской».
Увы, но это действительно страшно. Когда известное, как
сугубо человеческое свойство, со-чувствие – способность
чувствовать чужую боль, – становится в людях большой редкостью.
Немного утешает, правда, то, что все больше россиян оборачивается
постепенно к трагедии кавказской республики. Значит, казалось
бы совсем утерянные человеческие свойства все же способны
к нам возвращаться.
Скромная смелость небольшой кучки людей, которая независимо
от погоды и отношения к надписям на плакатах со стороны
прохожих, стоит по четвергам на Пушкинской площади, несомненно
заслуживает серьезного уважения. Кроме того, при внимательном-то
рассмотрении эта акция не менее ценна сегодня, чем любая
самая экстремальная, направленная против войны и беззакония.
Потому что она осознанна. И очень важна не только для гибнущих
сейчас в Чечне, но и для всех нас.
Важна по-человечески.
Михаил Ситников, «Кавказский
Вестник», 13.10.04
|