На задворках
России
Москва. Николай Самыгин умер в ту же ночь.
Молодой мужчина был тяжело ранен в результате взрыва у станции
метро 'Рижская', совершенного «террористской-смертницей».
Он был отправлен в больницу. Проходили дни, но Николай оставался
единственной жертвой, о ком никто не справлялся. Это насторожило
следователей, они провели экспертизу отпечатков пальцев
умершего. Как оказалось, его настоящее имя было Николай
Киткеев, и он уже три года находился в розыске по делу о
вооруженном нападении на милиционеров в Грозном. Видимо,
это был тот, кто инструктировал террористку и сопровождал
ее до метро. То, что взрывчатка взорвалась раньше, было,
по всей видимости, оплошностью.
Киткеев - выходец из северокавказской республики Карачаево-Черкесия.
Последние годы следы террористов ведут в эту некогда тихую
горную республику. Уже давно не только одни чеченцы или
их 'черные вдовы' занимаются терроризмом. Воинствующие исламистские
группировки возникли в последние годы во всех северокавказских
республиках.
Как и все семь российских республик Закавказья, Карачаево-Черкесия
зависит от дотационных вливаний Москвы. Раньше на черкесских
высокогорных курортах Советского Союза собиралась горнолыжная
богема, обеспечивая крестьянам-горцам скромный доход. Но
сегодня отдыхающих нет. Зато большой популярностью среди
безработной молодежи отдаленных сел стали пользоваться радикальные
исламисты.
Впервые черкесы были упомянуты в связи с терактами в 1999
г. Тогда в результате взрыва домов в Москве и южнорусском
городе Волгодонске погибли сотни людей. Эти кровавые теракты
послужили Москве предлогом для развязывания второй за пять
лет чеченской войны. Правда, до сих пор Москва не предъявила
однозначных доказательств кавказского следа этих преступлений.
В мае региональное правительство в карачаево-черкесской
столице Черкесск, с которым Москва практически не считается,
создало заградительное кольцо вдоль границы с Грузией и
соседней республикой Кабардино-Балкарией. В населенные пункты
за ее пределами можно попасть только по специальным разрешениям.
Россия надеется тем самым усилить свой контроль над особенно
активными ваххабитскими джааматами (религиозными общинами)
в населенных пунктах Хурчук, Учкалан и Учкекен. Верующие
этих общин вышли из-под подчинения Духовному управлению
мусульман и открыто проповедуют ученье 'чистого ислама'.
Карачаево-Черкесия, как и соседняя с ней республика Кабардино-Балкария,
представляет собой искусственный продукт советской национальной
политики. Сталин объединил в этих республиках народы, не
имеющие между собой ничего общего, - ни в этническом, ни
в языковом, ни в культурном плане. Хотя Москва могла бы
объединить в автономиях родственные народности: кабардинцев
с черкесами, а также говорящих на тюркском языке балкарцев
с карачаевцами.
Но СССР руководствовался принципом 'разделяй и властвуй',
намеренно создавая очаги конфликтов. Ставка делалась на
то, что трения внутри республик помогут сковать активность
строптивых горцев, и тем самым выведут из-под удара центральную
власть. Стратегия оправдалась. В обеих республиках отношения
титульных наций отличаются взаимным недоверием и ненавистью.
В Кабардино-Балкарии балкарцы жалуются на ущемления в политических
и экономических правах. В Карачаево-Черкесии дискриминированными
считают себя карачаевцы.
После развала Советского Союза балкарцы надеялись получить
немного самостоятельности, создав свою собственную республику
в составе России. В 1996 г., когда ситуация после окончания
первой чеченской войны немного нормализовалась, они провозгласили
свой суверенитет со столицей в селе Долинск. Но это осталось
лишь мечтой. И почти десять лет спустя балкарцы продолжают
оставаться вне политической сцены.
Тяжелые испытания выпали на долю карачаевцев и балкарцев
во время второй мировой войны. Не тронув кабардинцев и черкесов,
Сталин, сославшись на угрозу сотрудничества карачаевцев
и балкарцев с немецкими оккупантами, приказал депортировать
их в Казахстан и Сибирь. Принудительно выселены были также
чеченцы и ингуши. В 1957 г. Москва отменила изгнание, не
удосужившись прояснить нерешенные территориальные и имущественные
претензии репатриантов. С тех пор спокойствие в регионе
отсутствует.
Такое же упущение отягощает отношения между северными осетинами
и ингушами. Во время захвата заложников в Беслане возникла
угроза нового открытого столкновения, когда выяснилось,
что среди террористов находятся также и ингуши. Дело в том,
что в 1957 г. возвращавшиеся на родину ингуши считали североосетинскую
столицу Владикавказ и соседний с ней Пригородный район своей
исконной территорией. Коммунистический режим неоднократно
принимал меры против возникавших столкновений, которые держались
в тайне от общественности. Кремль всегда симпатизировал
осетинам. После столкновений 1992 г. Москва направила в
республику 12 тысяч солдат, тем самым создав новый конфликт:
70 тысяч ингушей бежали на восток, 2 тысячи ингушских домов
во Владикавказе были сожжены. Официальной информации о числе
жертв никогда не было.
Однако, несмотря на унижение, ингуши не поддались соблазну
провозгласить суверенитет, в отличие от чеченцев, относящихся
к тому же семейству народностей, что и ингуши. И исламский
фундаментализм стал там распространяться только после того,
как Кремль навязал ингушам президента в лице сотрудника
спецслужб Мурата Зязикова, не пользующегося авторитетом
среди народа.
Радикальные формы ислама на Кавказе всегда были, скорее,
чужды. Религия, обычное право и местные традиции представляют
в горах своеобразную пеструю смесь. Фундаментализм стал
укореняться здесь, когда появилась угроза извне, и ислам
должен был, как связующее звено, скрепить обороноспособность
местных народов.
Осетины - единственный северокавказский народ, которого
русские колонизаторы обратили в конце 18-го века в христианство.
Сегодня только 15% из них мусульмане. На Кавказе осетин
считают наиболее верными союзниками Москвы. Еще при коммунизме
о них говорили, что они самые советские из всех кавказских
народов.
И это приносит свои плоды. Осетия - единственный субъект
федерации в регионе, где наблюдается скромный экономический
рост. Уже почти 10 лет республика получает выгоду от чеченских
походов, поскольку Россия использует ее территорию как плацдарм
для своих войск.
'Влади Кавказ', означает в переводе 'владей Кавказом',
- так называется северо-осетинская столица. И это не просто
имя. За ним стоит программа и позиция центральной власти,
не изменившиеся за все 200 лет. Горная цепь с ее строптивыми
жителями уже тогда стояла на пути России, преграждая путь
к христианской Грузии, из страха перед соседями-мусульманами
перешедшей под защиту России в начале 19-го века. Грузию
цари рассматривали как плацдарм, откуда они могли двигаться
на Персию и Османскую империю. Соблазн бесконечного захвата
земель был непреодолим. И сегодня фиксация на имперской
идее мешает России разрешить конфликты в своем собственном
доме.
Клаус-Хельге Донат, "Die Tageszeitung"
(Германия), 14.10.04г.
Иносми
|