Второй
ответ «Армянину» с русским акцентом
Некто под весьма туманным псевдонимом «Армянин» откликнулся
на две мои публикации: «Ереван предает интересы Кавказа»
и «Бей армян, спасай Россию».
На основные положения моего критика я ответил в публикации
«Ответ «Армянину» с русским акцентом», показав, что сегодняшний
официальный Ереван, прислуживая России, которая презирает,
угнетает и избивает армян, действительно предает интересы
Кавказа.
В полемическом запале мой оппонент затронул болезненную
тему. Практически согласившись с тем, что Ереван, напичкав
себя русскими военными базами и даже позволив им бомбить
со своей территории Чечню, предает интересы Кавказа в целом,
«Армянин» выдвинул контраргумент: а разве, мол, Чечня не
предает интересы Кавказа, пользуясь услугами Турции, которая
виновна в геноциде армян? А значит, по логике «Армянина»,
Чечня является врагом Кавказа.
Надо сказать прямо: вопрос некорректный и провокационный.
Оставлю без внимания фантазии на тему «турецкой помощи Чечне».
Но, проявляя по-человечески понятное сочувствие к жертвам
антиармянских погромов в Турции и вне ее, вынужден задать
своему оппоненту вопрос: а был ли геноцид? И если был, то
почему по прошествии почти ста лет международное сообщество
так и не признало антиармянские погромы в 1915 году геноцидом?
Это очень обширный вопрос, включающий в себя этнопсихологические,
социокультурные и другие особенности армян и армянских диаспор.
Но в данном случае ответим на него лишь в привязке к событиям
1915 года в Турции. А для того, чтобы нас не обвинили в
предвзятости, используем сугубо российский источник, ибо
именно все русское столь обожаемо сегодняшним Ереваном.
Приводимые ниже данные и факты почерпнуты из издающегося
в Москве журнала «Социологические исследования», №2, 1999
г. (статья «Армянская диаспора как социокультурный и политический
феномен»).
Армяне с древнейших времен, начиная с IV века (то есть
задолго до тимуровского нашествия, которое якобы послужило
причиной начала миграции армян) охотно покидали свою страну
в поисках новых торговых путей и, говоря сегодняшним языком,
прибыльного бизнеса. В десятках странах мира появились,
развивались и по сей день пополняются армянские диаспоры.
К 1914 году армяне в Турции составляли 10 процентов населения,
но при этом сосредоточили у себя 60 процентов импорта, 40
процентов экспорта, а их доля во внутренней торговле достигла
80 процентов… Иначе говоря, десять процентов пришлого населения
буквально взяло не самую малую страну в экономические клещи,
угрожая ее безопасности в самом прямом смысле. Взяв в свои
руки экономические вожжи страны, армянская диаспора фактически
управляла страной, которая их приютила и обогрела, не задумываясь
над тем, что рано или поздно это может вызвать народный
гнев и возмущение.
По мере того, как росли аппетиты пришлых людей, росло
возмущение местного населения.
Рассуждая о причинах антиармянских погромов в 1915 году,
вице-консул Германии в Эрзеруме писал с тевтонским цинизмом:
«Не думаю, что можно было как-нибудь иначе уничтожить культуру,
которая старше и намного выше турецкой. Кроме того, армяне,
как и евреи, являются расой, обладающей большой силой сопротивления».
Описывая этнический состав одной из центральных областей
Турции, дипломат замечает: «Население Анатолии составляют
турки, армяне и курды… Почти вся торговля сосредоточена
в руках армян…».
Это я не к тому, чтобы оправдать то, что пришлось пережить
армянам в Турции в 1915 году – Боже упаси! Просто хотелось
бы обратить внимание «Армянина» и его соотечественников,
рассуждающих об «исламском терроризме» (в том числе и против
армян в 1915 году), что почти половину внешней и 80% внутренней
торговли в Турции армяне-христиане держали в своих руках
во времена Османских султанов, халифов мусульман, а вот
погромы, резня и все другие беды обрушились на армян после
прихода к власти младотурок – атеистов похлеще большевиков
и верных союзников товарища Ленина. Тем не менее, армяне
сегодня чувствуют себя в Турции достаточно комфортно.
Армянская диаспора в этой стране настолько многочисленна,
что только в Стамбуле имеет 34 армянских церкви, 15 гимназий,
больницы, дома для престарелых, спортивные центры, здесь
издаются армянские газеты, свой журнал издает Патриаршество.
Помимо Стамбула, армянские церкви действуют в Кайсери, Диарбакыре,
Искендеруне. По словам главы Константинопольского патриаршества
архиепископа Казанчяна, «Нынешнее турецкое руководство предпринимает
все возможное, чтобы религиозные меньшинства чувствовали
себя в стране полноценными гражданами».
И все это происходит в стране, которую мой оппонент называет
врагом Армении! Выходит, дело не в Турции и не в геноциде,
а в самих армянах.
«Исследователей армянской эмиграции тревожит то обстоятельство,
что определенная часть уезжающих из нынешней Армении живет
не так уж плохо. Это прежде всего предприниматели, а также
строители, инженеры, учителя, врачи. Причины выезда – не
в материальных и социальных катаклизмах. Высказывается мнение,
будто тут мы имеем дело с каким-то не до конца изученным
нравственно-психологическим явлением, вызванным сумятицей
в головах и душах растерявшихся людей».
Вчитываясь в эту цитату, приводимую из того же русского
журнала «Социологические исследования», я не могу отделаться
от мысли, что мой оппонент явно принадлежит к числу таких
вот «растерявшихся» людей, пытающих перекинуть проблемы
с больной головы на здоровую, забывая при этом, что на чужом,
пардон, пропеллере в рай не въедешь.
И еще: только народ с сумятицей в головах и душах способен
изгнать из своей страны практически всех русских (мирных
граждан), потом напичкать свою страну русскими военными
и русским оружием, а при этом активно манифестировать себя
преданным союзником страны, которая буквально терроризирует
армян на своей территории.
Но тут есть один очень важный нюанс: кремлевские хитрецы
позволяют дурачить себя до поры до времени. Армения нужна
им сегодня как «стратегический» партнер, а как только нужда
в этом отпадет, Еревану не позавидуешь. Особенно если учесть,
что сегодня он, повторюсь, активно предает интересы Кавказа.
Муслим Мамедов, Чеченпресс,
11.10.04г.
|