Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку
   

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ" 
Новости за 5 октября 2004 г.

Продолжение дискуссии: ответ «Армянина» Муслиму Мамедову

Уважаемый Муслим! Хочу поблагодарить Вас за то, что Вы ответили мне и отмечу, что с большинством Ваших утверждений я категорически не согласен. В своем письме Вы очень правильно подметили, что мои заявления являются заявлениями человека, который ничего не понял в сути новейшей истории и это действительно так. Для меня, как для человека, не понимающего в политике Басаев, который пришел на исторически армянские земли – Арцах воевать против моего народа, является агрессором. Армяне, так же как и чеченцы, имеет право на самоопределение в соответствии с международными нормами, и для того, чтобы судить о человеке, принимавшем участие в оккупации наших земель, мне не нужно вдаваться в политические реалии новейшей истории.

Также хочу отметить, что прежде чем говорить о том, что в Арцахе воевали не столько армяне, сколько регулярные российские войска, не стоит забывать, что советские регулярные войска воевали против Арцахского сопротивления.

В ряду известных карательных мер против армянского народа значится операция «Кольцо», проведенная в конце апреля – начале мая 1991 года совместными силами Отрядов милиции особого назначения Азербайджана и МВД СССР. Под прикрытием «проверки паспортного режима» был осуществлен беспрецедентный акт государственного террора, преследующий цель обезглавить Движение, уничтожить национальное единство. Первыми жертвами стали жители армянских сел Геташен и Мартунашен Ханларского района Азербайджана. Мужское население было вывезено в неизвестном направлении, «проверка паспортного режима» сопровождалась насилием, грабежом, разбоем. В трехнедельный срок депортации подверглось население 24 карабахских сел: двух – в Ханларском, трех – в Шаумянском, пятнадцати – в Гадрутском и четырех – в Шушинском районах. В результате этих акций в Карабахе. Также я не как не могу понять – интересно откуда это у азербайджанцев взялась боевая авиация, в которой и по сей день у них превосходство? Наверное, с неба свалилась? Кроме того, публикую свидетельство человека, непосредственно принимавшего участие в боях за свободу Арцаха.

Нагорный Карабах, гористый, некогда цветущий край с мягким климатом, находился в составе Азербайджана с 1923 года. Событиям в Нагорном Карабахе, как считает Роман, предшествовала сумгаитская резня, устроенная азербайджанцами и армянами в феврале 1988 года. Именно Сумгаит обострил до предела и без того непростые, основанные на многовековой вражде, отношения между двумя народами. Наш собеседник привел многочисленные факты разрушения по приказам властей Азербайджана многих армянских религиозных святынь. По его мнению, шла политика насильственной ассимиляции армян. Все это привело к катастрофическому взрыву – к войне, которую наш гость считает национально-освободительной со стороны армянского населения.

Роман участвовал в войне с 1991 года, сначала добровольцем.

«Возраст у меня не призывной, так что я мог отсидеться в тылу, но совесть не позволила это сделать. Сначала отряд находился на армяно-азербайджанской границе. Там было очень неспокойно: регулярно происходили перестрелки – небо по ночам «разрывалось» пунктирами трассирующих пуль. Азербайджанцы, которых армянские боевики называли турками, совершали нападения на армянские села. Убивали людей, захватывали заложников, угоняли скот».

Как признается наш собеседник, ему поначалу было очень тяжело. Сказывалось, что его служба в армии пришлась на вторую половину 70-х годов и многое забылось.

«Но за месяц быстро втянулся. Захочешь жить, научишься воевать».

Отряд, в составе которого был Роман, в разное время насчитывал от 5 до 170 человек. Бойцы называли себя федаинами – освободителями. На вооружении было в основном стрелковое оружие: автоматы, пулеметы плюс противотанковые гранатометы и несколько легких минометов. Сначала у отряда не было централизованного снабжения оружием и боеприпасами. Но потом, когда подразделение хорошо проявило себя в боях, министерство обороны Армении стало поддерживать его необходимым оружием и питанием. Роман отметил, что не все оружие было из арсеналов Советской Армии. Кое-что изготовлялось самой Арменией, в частности, упомянутые выше минометы и боеприпасы к ним.

Через год непрерывных боев отряд Романа, в котором ему удалось дослужиться до заместителя командира, был переброшен в район так называемого Лачинского коридора, который был для карабахцев своеобразной «дорогой жизни», соединяющей их с Арменией. Армянские отряды в течение трех дней вели ожесточенные бои в этом районе. В конце концов, им удалось поставить под свой контроль весь Лачинский коридор. В отместку азербайджанцы начали обстреливать дорогу из установок «Град».

Ситуация на фронте осложнялась еще и тем, что после развала Союза в руки азербайджанцев попала большая часть оружия Четвертой общевойсковой армии. Это сотни танков Т-72, бронетранспортеров, боевых машин пехоты и разнообразных артиллерийских систем. К тому же в Азербайджане остались сотни советских офицеров, по сути, брошенных своим командованием, У многих не было денег, чтобы уехать домой – в Россию или куда-нибудь еще. Азербайджанцы предложили им немного повоевать за доллары. Многие отказались, но было немало тех, кто согласился.

На стороне братьев-единоверцев стали воевать и чеченцы. Говорят, что, в Нагорном Карабахе проходил своеобразную стажировку Шамиль Басаев. Кроме кавказцев там воевали казахи из различных националистических группировок. Сражались за Баку военные советники из Турции и украинские националисты из УНА-УНСО.

Сам Роман после одного из боев, осматривая трупы врагов, обнаружил среди них арабского наемника. При нем были документы на арабском языке. Позже в. Карабах приехали афганские моджахеды.

Больше всего запомнились федаину бои под Келбаджаром. В это время в армянских формированиях уже было достаточное количество бронетехники и артиллерии. На стороне карабахцев стали воевать ребята из Москвы, Питера и Рязани. Приехали также наемники из Прибалтики, спортсмены-биатлонисты, воевавшие снайперами. Кстати, по утверждению Романа, тогда на стороне азербайджанцев было много женщин-снайперов из России, Украины и Прибалтики. Во время боев за одну из деревень женщина-снайпер в течение многих часов одна сдерживала наступление их отряда.

«Стреляла так, что головы не поднимешь. Но нам все-таки удалось ее убить. И мы вошли в эту деревню».

На этой войне не обходилось без казусов. Роман и еще двое федаинов пошли в разведку. На полпути к позициям противника решили осмотреть брошенную ферму, и тут автомат одного из бойцов сделал непроизвольный выстрел. Что тогда началось! Ферму стали обстреливать как с азербайджанской, так и с армянской стороны. Хорошо, что стороны экономили артиллерийские снаряды – все обошлось автоматным и пулеметным огнем. Но все равно ощущение было не из приятных. Да к тому же разведка сорвалась. Один раз армянские зенитчики сбили свой штурмовик, катапультировавшегося летчика долго били, хотя он кричал «я свой» и пытался показать документы.

Тем не менее, несмотря на такие вот неувязки, боевой дух армии Нагорного Карабаха всегда был высоким.

«Конечно, мы воевали за свою Родину. Отступать нам было некуда, позади – наши дома, и если бы мы проиграли, нас бы вырезали, как в 1915 году, когда погибло полтора миллиона армян. И поэтому, как правило, мы побеждали. Тем более после того, как из рядов азербайджанцев сбежало большинство наемников-славян, которых просто-напросто обманули, не заплатив не то что долларов, но и рублей, боеспособность армии противника резко упала. Азербайджанцы стали нести катастрофические потери. Говорили, что мальчишек – вчерашних школьников, отловленных в селах, наспех натаскивали турецкие инструкторы и почти сразу бросали в бой. Чтобы новобранцы не разбежались, позади наступающих находились заградительные отряды азербайджанских омоновцев, стрелявших по любому, кто повернет назад; поэтому на поле боя оставались лежать сотни трупов атаковавших. И как правило, соотношение погибших армян и азербайджанцев было 1:25. О низком боевом духе противоборствующей стороны говорило и то, что в радиоперехватах очень часто можно было услышать, как разные азербайджанские отряды продавали друг другу оружие и боеприпасы, торгуясь из-за каждого снаряда и патрона».

«Врага нужно уважать, недооценивать его очень опасно. Но иногда действия противника было трудно понять – целые части самостоятельно снимались с фронта и уходили в глубокий тыл, например, в Баку для очередного военного переворота».

Еще один эпизод, красноречиво говорящий о подготовке противника. Дозор федаинов из двух человек – Романа и его родственника – в плотном тумане нарвался на большую группу азербайджанцев. Армяне почти сразу же открыли огонь из автоматов и отступили. Когда туман рассеялся, на поле боя лежали 15 трупов. Таких потерь не было бы, если бы азербайджанцы не шли плотной толпой.

По оценке Романа, армяне Нагорного Карабаха потеряли более 6000 убитыми. Потери противоборствующей стороны идут уже на десятки тысяч. Как считает наш собеседник, война в этом регионе может вновь вспыхнуть в любой момент. Власти Баку не смирились с потерей бывшей автономии. Идет усиленная закупка оружия – в России, Турции, странах НАТО. Турецкие военные советники надолго обосновались в этой бывшей советской республике. Так что получается, что Армения остается для России единственным стратегическим союзником в Закавказье.

Армянин.

Чеченпресс, Отдел писем, 05.10.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта "ЧЕЧЕНПРЕСС"
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info