Армения
– это Месроп Маштоц, а не Кочарян
Не смог не откликнуться на материал «Непростые
вопросы, ждущие ответа», опубликованный на сайте
агентства «Чеченпресс» 22 сентября 2004 года. Автор этого
вопросника, скрывающий своё настоящее имя под этнонимом
«Армянин», высказывает категорическое несогласие по поводу
содержания публицистических статей чеченского журналиста
Муслима Мамедова «Армянские власти предают интересы Кавказа»
(07.03.2004), «Бей армян, спасай Россию!» (16.09.2004) и,
почему-то, думает, что чеченцы имеют плохое мнение об армянах.
«Почему Армения предаёт интересы Кавказа, мне не совсем
понятно, - пишет Он. - Я с такой же уверенностью могу сказать,
что Чечня предаёт интересы Кавказа, так как сотрудничает
с врагом одной из кавказских республик» (имеется в виду
«кровный враг» Армении Турция).
«Армянин» выражает своё возмущение и по поводу того, что
чеченцы, якобы, «позволяют себе иронизировать по поводу
смерти его братьев от рук русских нацистов» (имеются в виду
фашиствующие в России скинхеды).
Оставив более подробные ответы на эти и другие вопросы
автору публикаций Мамедову, хотел бы заметить, что чеченцы
не относятся плохо, или же враждебно, ни к одному народу
в мире, тем более к своим братьям и соседям в общем доме
под названием «Кавказ», включая и армян. Чеченцы до конца
не видят врага даже в русском народе, который, как известно,
стал заложником агрессивных амбиций кучки представителей
кремлевской власти на протяжении 400-летнего противостояния,
начиная от правления Ивана Грозного и кончая правлением
Владимира Грязного.
Кстати, название статьи Мамедова «Армянские власти предают
интересы Кавказа» у «Армянина» как бы специально изменено
на следующее: «Армения предаёт интересы Кавказа». Он не
мог не знать, что под словом «Армения» и выражением «армянские
власти» подразумеваются разные вещи, которые можно интерпретировать
как угодно в соответствие со вкусом автора, что и делает
в данном случае «Армянин». Например, «армянские власти»
– это, прежде всего, президенты Тер-Петросян, Кочарян и
иже с ними, которые приходят и уходят, а Армения – это монах
Месроп Маштоц, изобретший кавказские алфавиты, поэт Туманян,
художник Сарьян, композитор Хачатурян и многие другие выдающиеся
люди, которые навечно останутся в памяти народной.
В конце своей «критической работы» этнический «Армянин»
не устоял против соблазна сказать приятное в адрес «старшего
брата» и заявил, что «политика ЧРИ уже давно не зависит
от Масхадова и Басаева, а зависит от арабских «покровителей»,
которые выделяют деньги на закупку оружия и ведения диверсионной
войны против РФ». В таком случае, слова «Армянина» можно
смело перефразировать следующим образом:
«Политика РА уже давно не зависит от Кочаряна и Гукасяна,
а зависит от русских «покровителей», которые выделяют деньги
на закупку оружия и ведения диверсионной войны против АР»
(РА – Республика Армения, АР – Азербайджанская Республика,
Гукасян – так называемый «президент» НКР).
А вот как об армянах думают сами русские, которые всё ещё
называют Армению своим форпостом на Южном Кавказе, можно
узнать, например, из книги известного русского учёного-историка
и журналиста конца XIX - начала XX вв. Василия Львовича
Величко «Кавказ. Русское дело и междуплеменные вопросы»,
считающейся «одной из ценнейших реликвий русской культуры»
(цитируется по факсимильному изданию 1904 года – Баку, «Элм»,
1990):
«Как в природе есть целые разряды предметов и существ,
отличающихся теми или иными резкими характерными чертами,
так есть последние и у человеческих племенных групп, получающих
и в истории, и у своих соседей-современников соответственную
репутацию.
Об армянах издревле сложилось плохое мнение – и это, само
собою разумеется, не лишено основания, так как иначе оно
не могло бы возникнуть у целых народов и притом в разные
времена» (стр. 63-64).
А вот отвечая на вопрос «Кто такие армяне?», В.Л.Величко
пишет буквально следующее (курсивы также принадлежат ему):
«…В жилах у армян есть всякая кровь. Этим и объясняется
то обстоятельство, что у народа, трусость которого в Передней
Азии вошла в пословицу, выдвигаются по временам талантливые
и мужественные полководцы, как яркие исключения на тёмном
фоне: ясно, что в них говорит кровь других, воинственных
народов; нормальный же, чистокровный армянин, согласно обще-кавказской
пословице, имеющейся на нескольких местных языках, «боится
зайцев»» (стр. 67).
Поверьте, уважаемый «Армянин», что чеченцы, в отличие от
тех, кого вы считаете своими «историческими союзниками»
никогда ничего подобного не говорили и не говорят об армянах,
и у нас нет такой пословицы, которую Величко называет «обще-кавказской».
И надписей «Хачи, убирайтесь домой!», вы в Грозном никогда
не увидели бы – ни до, ни во время всех наших войн. В чеченском
языке вообще нет терминов, которые унижали бы чье-то национальное
достоинство, об этом с некоторым удивлением пишет российский
этнолог Ян Чеснов.
И в составе отрядов чеченского Сопротивления против российских
оккупантов действительно сражались армяне, и не только армяне.
Были там представители всех народов, живущих в Чечне, в
том числе и русские. Плечом к плечу с армянами за свободу
Чечни воевали и азербайджанцы. Один из азербайджанцев так
потряс своей храбростью русских (он в одиночку, стреляя
из пулемета, пошел на российскую бронеколонну), что они
привезли его тело в Ачхой-Мартан и попросили местных жителей
похоронить его со всеми почестями, как героя. Это – редчайший
случай. Армянин Артур, бывший до войны капитаном университетской
команды КВН, зная, что идет на верную смерть, попытался
в поселке Войкова вытащить своего тяжело раненого друга
Аслана из-под снайперского огня.
Если уж говорить об отношении чеченцев к армянам, то оно
для всех образованных людей моего поколения определяется
личностью коренного грозненца Левона Бабахяна, блестящего
историка, который всю свою короткую жизнь посвятил поиску
вайнахо-армянских этнокультурных связей. А короткой жизнь
этого одаренного человека оказалась потому, что его убили
в самом начале Первой российско-чеченской войны русские
оккупанты. Избили прикладами, забросили на БТР, провезли
несколько сот метров, застрелили и выбросили на улице Ноя
Буачидзе, недалеко от здания исторического факультета Университета.
Того самого факультета, на котором он в свое время учился.
Всем нам было бы полезно не путать два понятия: Родина
и начальство. Родина для каждого человека священна, и оскорбляя
чью-то Родину, мы оскорбляем живущий на нем народ. А это
– верх духовного убожества, это, прежде всего, позор для
оскорбляющего. Однако это совсем не означает, что мы не
имеем право ругать начальство, тех политиков, которые ради
сиюминутных конъюнктурных интересов подвергают испытаниям
многовековую дружбу кавказских народов.
Когда народ полностью отождествляет себя со своим государством,
он теряет постижение вечных истин и становится заложником
хитрости, жестокости или скудоумия политиков. Когда народ
отождествляет себя со своей Родиной, он становится носителем
всего самого лучшего, что породила его земля, и обретает
то, что присуще достойным и благородным в своем поведении
людям. Такова вековечная мудрость Кавказа. И да сохранит
ее во всех нас Всемогущий Творец!
Шамиль Абуев, журналист,
для Чеченпресс, 23.09.04г.
|