Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку
   

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ" 
Новости за 16 сентября 2004 г.

«Форма последней надежды» Осетии

Статья, частично процитированная в моем предыдущем материале, стоит того, чтобы быть приведённой полностью;

«ДОВЕРИЕ К ПРЕЗИДЕНТУ ПУТИНУ – ФОРМА ПОСЛЕДНЕЙ НАДЕЖДЫ»

Выбор Осетии в качестве мишени террористов, реакция осетинского общества на бесланскую трагедию и возможные сценарии развития ситуации в республике в значительной степени предопределены культурно-политическими особенностями Осетии.

Присоединившаяся к России в XVIII веке Осетия взяла на себя и исправно исполняет роль живого щита российской государственности. Потомки скифов и сарматов, известные в средневековье под именем алан, современные осетины являются единственным, кроме русских, народом индоевропейского корня в России. С Россией их объединяет не только общее происхождение и религиозное единство, но и цивилизационный путь – от скифской платформы древности, через восточно-христианское средневековье и запоздалую модернизацию нового времени.

На подобном культурно-историческом фоне превращение осетин в разделенный народ, грузинская агрессия против Южной Осетии, вторжение в 1992 г. в Северную Осетию бандформирований из Ингушетии, также не получившее адекватной политико-правовой оценки, воспринимаются в Осетии как издевательское пренебрежение. Доверие к президенту Путину - это по сути форма последней надежды.

Не стоит забывать, что в отличие от других конфликтных зон мира Осетия избежала этнических чисток: в Южной Осетии сохранено грузинское меньшинство, в Северной - проведено возвращение вынужденных переселенцев ингушской национальности. Связь недавнего наступления на Южную Осетию с бесланским геноцидом, как и связь последнего с попыткой захвата Пригородного района Северной Осетии в 1992 г., не вызывает сомнения не только у аналитиков, но и у рядовых жителей Осетии.

Политический кризис в Северной Осетии, вызванный бесланской трагедией, по своим масштабам сравним лишь с событиями 1981 г. - восстанием, которое смело тогдашнее обкомовское руководство и положило начало череде открытых народных выступлений, обозначивших неизлечимый кризис советской системы. Общим с 1981 г. является и повод, переполнивший чашу терпения, - пришедший с территории соседней республики терроризм. Таким образом, горький опыт есть, и многое зависит от способности федеральных и республиканских властей его понимать и учитывать. Митинг 8 сентября потребовал от президента Дзасохова отставки вместе с правительством. Однако ни эти отставки, ни новые назначения будут определять ситуацию.

Осетия никогда не выступит источником межнациональных столкновений, для этого нужна хотя бы националистическая идеология, а она отсутствует по определению. Но социальный взрыв перерастет в решение снизу всех назревших проблем, в том числе и межнациональных. Закрытие административной границы не должно стать временной мерой, размежевание с соседней Ингушетией и жесткий контроль за любой миграцией совершенно неизбежны. Приграничные населенные пункты, становящиеся перевалочной базой террористов, должны быть возвращены наконец под контроль североосетинских властей и правоохранительных органов.

Руслан БЗАРОВ, доктор исторических наук, профессор Северо-Осетинского университета, Владикавказ. («Известия», 10.09.04г.).

Комментарий:

Статья могла бы стать образцом, в точности отражающим бытовавший до сих пор фон общественных настроений, как в Северной, так и Южной Осетии. Даже у «властителей дум», как видим, не появлялось повода задуматься, к чему их «обучение» тех же обывателей ведет. Откровенный геноцид, творимый над исконными соседями, поводом задуматься не стал, напротив. Не вдаваясь в дискуссию насчет околонаучных пассажей профессора о «грузинском меньшинстве в Южной Осетии» и «вторжения в 1992 г. в Северную Осетию бандформирований из Ингушетии» (которых за последние два десятка лет в Осетии выпущено на внушительную библиотеку), хотелось бы акцентировать внимание на трех основных, неизбежно возникающих при чтении «профессорской» статьи, вопросах.

Вопрос первый: ЧЕГО РАДИ «Осетия взяла на себя и исправно исполняет роль живого щита российской государственности»? Кто на Россию нападал? И если «исправно», где была, и почему не защитила от монголо-татарского нашествия?

Вопрос второй: Если теракт в Беслане был предопределен, то почему бы и автору этой статьи, уважаемому человеку, профессору, хотя бы сейчас не пойти в Беслан и так и не заявить его жителям: «Уважаемые соотечественники! Мы, Ваши интеллигенты, знали, что ТЕРАКТ ПРЕДОПРЕДЕЛЕН, просто не хотели Вам говорить. Но это же не значит, что Вы не заплатили бы за это ТАКУЮ ЦЕНУ?». После чего послушать, что люди скажут…

И, наконец, вопрос третий: «В кого будет верить Осетия после того, как и «последняя надежда» – умрет?

Ваха Ибрагимов, Чеченпресс, 16.09.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта "ЧЕЧЕНПРЕСС"
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info