Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку
   

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "ПРЕССА" 
Новости за 8 сентября 2004 г.

Потеря дара речи

Только правда оскорбительна.
Наполеон

В обращении к народу после теракта в Беслане президент призвал гражданское общество сплотиться, дабы поставить заслон террору. Призыв отчаянный и непонятно к кому обращенный. Гражданского общества в России нет, и Путин сыграл не последнюю роль в том, чтобы его не было. Независимый бизнес (олигархи то есть) ликвидирован, независимое телевидение тоже, оппозиционные партии не существуют более как реальная сила. На политическом поле остались только силовики. В отсутствие общества население не сплачивается, оно живет и выживает – по мере возможности.

Но даже для простого бытового выживания людям надо понимать, что происходит.

Что смогли объяснить власти после катастрофы ополоумевшему от ужаса населению? Да ничего. Ой-ой-ой, мы не виноваты. Мы столкнулись с исчадиями ада, с дерзким, могучим и коварным врагом, с интервенцией, с мировым заговором. Сплотимся, дадим отпор, люди, будьте бдительны. Возразить тут нечего, но не покидает смутное чувство – сплочение, бдительность и поддержка населения в переводе с языка спецслужб на обычный человеческий язык означает: ответим террором на террор. Это уже проходили. Это не помогает. Террор только усиливает террор – всегда, и особенно когда дело касается Кавказа. И нынешние события тому доказательство.

Вчера там было «все хорошо, прекрасная маркиза». В Чечне и Ингушетии крепли мир и братство народов под руководством демократически избранных правительств, а Северная Осетия так вообще процветала. Если вчера все было так хорошо, почему сегодня все так плохо? Этого нам не объясняют, зато вместо страусиного оптимизма теперь рекомендуют паранойю обитателей осажденной крепости.

Это симптом явной растерянности. Спецслужбы ничего не смогли сделать с террористами. Предвидеть, предотвратить, задержать, ликвидировать. В итоге за три недели страна потеряла убитыми полтысячи мирных граждан. События последних недель были чудовищны, но хуже всего было зрелище бессилия силовиков в Беслане. Вранье, хаос, неразбериха, в итоге бойня.

Два года назад, во время трагедии «Норд-Оста», поведение власти было куда более достойным. Спецслужбы делали свое дело – под огнем критики со стороны общественности. Кажется, это пошло им на пользу. Жертв было много, но такого позора не было. Тем не менее, силовики на критику очень обиделись, и с тех пор их не критикуют.

Информация о терактах последних недель лихорадочно фильтровалась. И о налете на Грозный, и об авиакатастрофах, и о захвате в Беслане. Однако, какая-никакая информация – запоздалая, неполная и тенденциозная – публике все-таки поступала. Именно публике, поскольку если что и объединяет сегодня Россию в единое политическое пространство, то это телевизор. Граждан нет, но телезрители есть.

Так вот, в телевизоре в дни событий были факты и картинки. Но не было их обсуждения. Вместо дискуссий – заклинания в старосоветском стиле: не дадим, не позволим, не сломить, не запугать. Ни на одном из главных каналов по свежим следам события не дискутировались, не анализировались, не осмыслялись. Хотя у любого нормального человека возникало множество вопросов, их некому было задать.

Чего хотели террористы? Чего-то они ведь хотели? Публике об этом не сказали. Почему на переговоры они потребовали Зязикова? Может, все дело в нем, в теперешнем ингушском режиме? Или в новом чеченском режиме? Чем вызвана нынешняя серия терактов? Почему именно сейчас? Что власти делали не так? Почему в Израиле террористы не проникают в самолеты, а у нас запросто? Почему после 11 сентября в США не было ни одного теракта, а у нас по два в неделю? Кто виноват в том, что до зубов вооруженный отряд проехал в школу? Кто за это ответит? В любом нормальном государстве после таких событий руководители силовых ведомств подают в отставку.

Любое нормальное общество после такой беды гудело бы от дискуссий. Все политические ток-шоу, все аналитические телепередачи только это бы и обсуждали. Но в России их больше нет. Закрыты «Свобода слова» и «Намедни», в дни событий по тем или иным причинам не выходили даже благонамеренные «Времена».

Хотя при желании организовать обсуждение – нет ничего проще. Это может любой телеканал, самый бедный. Нужен стол, микрофон и несколько человек, которым есть что сказать. Нужен прямой эфир. Нужна обратная связь. Это именно то, с чего начинается гражданское общество. Это и есть единственный способ сплотить нацию.

Но ни один национальный телеканал этого не сделал. Видимо, кого-то боится. Не террористов.

Марина Колдобская, «Новое Время», 12.09.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта "ЧЕЧЕНПРЕСС"
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info