Путинщина
– последний фарс России
…Философ Гегель все-таки не прав: история случается трижды.
Сначала – как трагедия, затем как фарс, затем – как еще
один фарс, но на фоне… уже новой трагедии.
Именно так происходит в сегодняшней России.
Путинщина – это последний фарс. В ее квази-советской реконструкции
– ложной реставрации нельзя не увидеть фарса. Причем, фарса
совершенно осознанного, глумящегося над теми ценностями,
которые при этом якобы реконструируются (или реставрируются).
Это глумление прослеживается в отношении ко всему, что
попадает в сферу путинского режима, – песен, «старых людей»,
Кобзона (превратившегося в живой труп), армии, геополитики,
государственного строительства. Мнимого возвращения к советским
нормам жизни – старостам подъездов, партсобраний, пенитенциарной
и милицейской системы, патриотизма в школах, и многого другого.
Естественно, больше всего поражает участие в этом молодежи,
которая, казалось бы, не должна участвовать в этом фарсе.
Но… ведь участвует. И кто знает – может, именно оттого,
что это фарс?
Ведь свойством молодежи является участие в любом фарсе.
Когда-то мы глумились над брежневским фарсом, используя
демократические методы. Теперь молодежь глумится уже над
нашими демократическими ценностями, используя для этого
мнимую советизацию.
Фарс на фарсе! Постмодернизм на постмодернизме!
Возможно, мне возразят, что настоящим фарсом была эпоха
брежневизма, который преломлял трагедию коммунистического
общества. Нет, брежневизм – это еще не полный фарс. Там
фарс облекался еще в романтические одежды и был пуповиной
связан с коммунистической эпохой.
Настоящий фарс – это то, что мы видим теперь. Сегодня.
Сегодня начать играть в партсобрания значит совсем не то
же, что тогда, в 70-е годы. Нельзя упрекать тех, кто еще
не вошел в демократию. Нельзя было упрекать прежних советских
людей тем, что они не вышли еще из коммунизма. Но можно
упрекать сегодняшних скотов, которые, имея за плечами демократический
опыт, хотят вновь вернуться к лагерной системе.
Если страна, получившая демократический опыт, возвращает
к додемократическим ценностям жизни, то это уже не фарс.
Это новая трагедия.
Отличие сегодняшнего фарса от брежневского в том, что тогда
люди еще верили во что-то. Фарс тогда был неосознанный.
Теперь он осознанный, политтехнологичный и… не рассчитанный
уже на следующую реконструкцию.
Это, так сказать, выжимание последних соков из советских
ресурсов, причем, с четким пониманием того, ЧТО ДАЛЬШЕ НИЧЕГО
УЖЕ НЕ БУДЕТ. То есть фарс граничит с новой трагедией.
Не удивительно, что путинский фарс развивается, если вникнуть
в него повнимательней, на фоне системного кризиса и распада
страны. Он – последняя патриотическая эпоха, дальше которой
уже будет просто завоевание. Полное исчезновение России:
гиперпатриотизм перейдет плавно в оккупацию. Будет следующая
схема: наемная армия, иностранные полки, иностранцы в роли
граждан России, – то есть полное повторение того, что имело
место в Древнем Рима.
Двадцать-тридцать лет такого существования – и полный
каюк, России не будет.
Сегодняшний патриотизм – это патриотизм людоеда, который
крутит пластинки в Кремле и примеривает то одну, то другую
маску…
Андрей Новиков, политолог,
для Чеченпресс, 24.08.04г.
|