Развитие
пыточного дела в России
Как известно, пытки в России являются не столько способом
узнать о преступных умыслах человека или группы лиц против
власти, сколько функционально выверенным языком общения
государства с народом. Если государство просто лишает своего
подданного свободы или убивает его, то остальные подданные
могут и не почувствовать должного священного трепета перед
государством. А вот если лишить человека и гражданина свободы
или жизни, предварительно заставив его орать и корчиться
от боли, то эффект общения власти с подданными намного возрастает,
и народ становится похожим на ребенка, который рыдает и
при этом любовно льнет к наказывающей его родине-матери.
До эпохи Ивана Грозного пытки в России хоть и применялись,
но какие-то примитивные, без должного размаха и изобретательности.
Битье плетьми, выкалывание глаз, отрезание языков – разве
можно эти действия называть настоящими пытками! Иван Грозный,
как известно, был не только Великим Государем, как почтительно
именовал его Сталин, но и писателем, драматургом, первым
в России композитором и блестящим ученым. Поэтому именно
Иван Грозный, объединив поэтическое вдохновение с трезвомыслием
ученого, внес в российское пыточное дело то, что по праву
может быть названо научной системностью. Помимо этого, безусловной
заслугой этого великого российского исторического деятеля
можно по праву считать то, что он вывел пыточное дело из
затхлых застенков на городские площади и превратил его в
назидательное шоу для своих подданных.
Правда, в начале своей царственной карьеры Иван Грозный
пошел по пути своих предшественников и действовал в традиционном
духе – хоть и с большим размахом, но без должной научной
изобретательности. Поэтому первые подвиги царя в своей стране
можно назвать легкой разминкой перед последующими свершениями
на политическом поприще. Опишем эти разминки царя, привлекающие
наше внимание тем, что в них все же проглядывает недюжинный
ум блестящего государственного деятеля, знающего, как в
России власть должна общаться с обожаемым народом.
В декабре 1569 года, в самый разгар зимы, Иван Грозный
предпринял поездку по подопечной державе, дабы поближе познакомиться
со своими подданными. Первым пунктом по маршруту царя оказался
город Клин, ныне широко известный в России из рекламы пива
«Клинское». Вот как российский историк XIX века описывает
знакомство царя с жителями этого города:
«Опричники по царскому приказу ворвались в город, били
и убивали кого попало. Испуганные жители, ни в чем не повинные,
не понимающие, что все это значит, разбежались куда ни попало,
вплоть до Тихого океана». Познакомившись таким образом с
житьем-бытьем клинчан, Иван Грозный подошел к Твери. Дадим
слово тому же российскому историку:
«На пути все разоряли и убивали всякого встречного. Подступивши
к Твери, царь приказал окружить город со всех сторон. Иван
стоял под Тверью пять дней. Сначала ограбили всех духовных,
начиная с епископа. Простые жители думали, что тем дело
и кончится, но через два дня, по царскому приказу, опричники
бросились в город, бегали по домам, убивали людей, ломали
всякую домашнюю утварь, били окна, рубили ворота и двери,
забирали всякие домашние припасы и купеческие товары: воск,
лен, кожи, – свозили в кучи и сжигали, а потом удалились.
Жители опять начали думать, что этим дело кончится, что,
истребивши их достояние, им, по крайней мере, оставят жизнь,
как вдруг опричники опять врываются в город и начинают бить
кого ни попало: мужчин, женщин, младенцев, иных жгут огнем,
других рвут клещами, тащат и бросают тела убитых в Волгу».
Далее по пути Ивана Грозного оказался город Торжок, там
повторилось все, что до этого происходило в Твери. В летописи
отмечено, что христианнейший царь убил в Торжке 1490 православных.
Плюс к этому были перерезаны пленные немцы и татары, содержавшиеся
в местной тюрьме. «Иван явился прежде к немцам и приказал
убивать их перед своими глазами и спокойно наслаждался их
муками». Безоружные татары оказали яростное сопротивление
и чуть не прикончили явившегося полюбоваться резней царя,
но дело ограничилось тем, что был тяжело ранен знаменитый
опричник Малюта Скуратов.
Далее царь осматривал достопримечательности Вышнего Волчека,
Валдая, Яжелбиц и других старинных русских городов. При
осмотре были перебиты жители не только этих городов, но
и всех окрестных деревень. Царь подошел к Новгороду Великому,
заблаговременно окруженному со всех сторон высланным вперед
конным полком. Вот как описывается знакомство царя с этим
славным русским городом в том же историческом источнике:
«Нахватали духовных из новгородских и окрестных монастырей
и церквей, заковали в железа и поставили на правеж; всякий
день били их на правеже, требуя по 20 новгородских рублей
с каждого. Также были созваны знатнейшие жители и торговцы,
а также и приказные. Их заковали в кандалы, а дома их и
имущество опечатали. 6 января 1570 года, в пятницу, приехал
государь с остальным войском. На другой день было дано повеление
перебить дубинками до смерти всех игуменов и монахов, которые
стояли на правеже…».
Следует отметить, что именно в Новгороде Великом Иван Грозный
впервые опробовал одно из своих научных изобретений в пыточном
деле: «Затем Иван приказал привести к себе тех новгородцев,
которые до его прибытия были взяты под стражу. Это были
владычные бояре, новгородские дети боярские, выборные городские
и приказные люди и знатнейшие торговцы. С ними вместе привезли
их жен и детей. Иван приказал раздеть их и терзать «неисповедимыми»,
как говорит современник тех событий, муками, поджигать их
каким-то изобретенным лично им составом, который у него
назывался «поджар» (Иоанн – один из выдающихся ученых и
писателей своего времени – изобрел состав, названный «некою
составной мудростью огненной»)».
«Потом царь велел измученных и опаленных людей привязывать
сзади к саням, шибко везти за собой в Новгород, волоча по
замерзшей земле, и метать с моста в Волхов. За ними везли
жен и детей. Женщинам связывали назад руки с ногами, привязывали
к ним младенцев и в таком виде бросали в Волхов. По реке
ездили царские слуги с баграми и топорами, добивая тех,
кто всплывал».
«Пять недель продолжалась неукротимая ярость царева, –
говорит очевидец событий. – Начались поездки по монастырям
и окрестным селам, где на глазах царя истребляли огнем хлеб
в скирдах и в зерне, рубили топорами и секирами лошадей,
коров и всякий скот. В Антониевом монастыре царь, отслушав
обедню, приказал убить настоятеля и всех иноков, а монастырь
сжечь».
«Вернувшись в Новгород, Иоанн отдал приказ истреблять купеческие
товары, разметывать лавки, ломать дворы и хоромы, крушить
дома, уничтожать домашние запасы и все достояние жителей.
В то же самое время царские люди ездили отрядами по крепостям
Новгородской земли, по селам, деревням и боярским усадьбам,
разоряя жилища, истребляя запасы, убивая скот и домашнюю
птицу…».
Убитыми жителями Новгорода (по некоторым оценкам их было
не менее 60 тысяч) был запружен Волхов. Истребление хлебных
запасов и домашнего скота привело к лютому голоду и болезням
не только в самом Новгороде, но и во всем регионе. Люди,
по свидетельствам тех времен, поедали друг друга и даже
мертвых, вырытых из могил.
Завершив эту ознакомительную поездку по своей державе,
Великий Государь, полный впечатлений, вернулся в Москву.
Собственно, именно в столице и проявился во всем блеске
гений Иоанна в области пыток и показательных казней. Опишем
со слов современного российского историка, как это происходило.
«В Москве арестовывают князя Вяземского, убивают всех его
родных, а самого подвергают пытке с требованием сдать сокровища.
Несчастного кладут спиной на уголья, и сам царь посохом
подгребает раскаленные угли к голым бокам своего соратника.
Вяземский отдал все, что награбил, дав показания на многих
других. И умер на пытке.
Далее под стражу берутся отец и сын Басмановы (посчастливилось
Малюте Скуратову умереть от раны!), думный дьяк Висковатый,
государственный казначей Фуников и прочие государственные
чиновники числом до трехсот. Массовые казни Иван Васильевич
«любил зело». Они проводились в Москве каждое воскресенье
как своего рода фестивали, где палачи имели возможность
продемонстрировать свое высокое искусство.
Помимо всего прочего, эти мероприятия преследовали цель
идейного воспитания народа, а потому были не только бесплатными,
но и обязательными для посещения жителями, которые часто
под палками сгонялись на «представление».
В разработке процедур этих массовых мероприятий с большим
удовольствием принимал участие и сам царь, ибо был человеком
с повышенным чувством прекрасного. Он же был писателем,
поэтом, Священное писание знал наизусть и, можно с уверенностью
сказать, являлся и первым русским композитором. Поэтому
он строго следил, чтобы казни были разнообразными, экзотическими
и мучительными как для самого казнимого, так и для созерцающего-воспитуемого.
25 июля на Красной площади были поставлены виселицы, столбы,
обложенные смоленым хворостом, и плахи. Стоял частокол с
железными наконечниками… Новинкой была огромная сковорода,
на которой пузырилось кипящее масло, острые железные когти,
прозванные кошками, клещи, пилы, иглы, веревки, специально
предназначенные для перетирания тела, котлы с кипящей водой
и еще какие-то приспособления лично царева изобретения.
Привели осужденных с ужасающими следами пыток, еле держащихся
на ногах.
Царь сделал широкий жест, временно освободив примерно половину
из трехсот человек. Освобожденные вскоре были арестованы
и казнены через две недели. С остальными поступили согласно
расписанной во всех подробностях процедуре. Несколько десятков
посадили на кол, где они умирали в страшных муках часов
по двенадцать-пятнадцать. На их глазах, при всем честном
народе, насиловали, а затем убивали их жен и дочерей. Около
пятидесяти человек бросили на раскаленные сковороды. Опричники
с кольями не давали никому выскочить из сковороды, наблюдая
смертельную пляску в кипящем масле. Иоанн хохотал до слез.
Висковатого повесили за ноги и стали медленно пилить вдоль
тела. Фуникова поочередно обливали холодной водой и кипятком,
а потом сняли с него кожу, как с угря. К каждому был индивидуальный
подход.
Федору Басманову, например, было оказано высокое доверие
лично отрубить голову своему отцу Алексею Басманову, что
сын выполнил мастерски, после чего был посажен на кол. Иван
Васильевич сокрушенно покачивал головой: убить родного отца!
За такое только на кол, ибо отдавать преступные приказы
– это одно, а выполнять их – это совсем другое.
Тела казненных лежали несколько дней, терзаемые собаками.
Жены казненных, подвергнувшись предварительному изнасилованию
и поруганию, были утоплены на следующий день. Впрочем, и
тут был индивидуальный подход. Например, жена Фуникова –
молодая и красивая женщина, приходившаяся сестрой казненному
князю Вяземскому, была посажена верхом на натянутую между
столбов веревку и протащена промежностью по этой веревке
взад и вперед несколько раз, а затем брошена умирать».
По части изобретательности в пытках и казнях, в России
долгое время никто не мог превзойти Иоанна Васильевича Грозного.
Все последующие цари-батюшки, проявляя свою любовь и заботу
к народу, пользовались разнообразными методами, отработанными
Великим Государем. Однако даже в гениальном не бывает ничего,
что нельзя было бы превзойти, когда появляется новый, более
одаренный гений. Таким гением оказался Петр Великий, кумир
и идеал нынешнего российского президента. Но об этом гении
мы расскажем в следующий раз.
(Продолжение следует)
Алхазур Эрбиев, для Чеченпресс,
13.08.04г.
|