Праведная
империя ранних Османов
В XYI веке престиж и влияние османов во всем мире был очень
высок. Как на Востоке, так и на Западе было много поклонников
турок, особенно среди простых людей, которые подвергались
угнетению со стороны местных властей. Как писал в начале
XX века русский историк А. Е. Крымский, на Балканах и в
Венгрии, в Западной Европе и России «отыскивались большие
группы людей, которые, каждая в силу далеко не одинаковых
соображений и настроений, не только без ужаса помышляли
о грозящей возможности турецкого нашествия и завоевания,
но даже прямо желали этого».
В арабском мире народ воспринимал турок аналогичным образом.
В Северной Африке (Магриб) жители сел и горожане относились
к туркам как к покровителям бедняков и их спасителям от
притеснений и несправедливостей. Тунисский историк Ибн Абу
Динар (XYII век) с радостью отмечал каждую победу османских
войск. Анонимный автор XYI века, написавший героическое
повествование «Аль-Газават», и кабильские народные песни
рисуют турок-османов как защитников простых людей, как отважных
и искусных воинов, бесстрашно сражающихся с врагами ислама.
В Северной Африке в то время высшей похвалой для человека
звучало сравнение его с турком. Даже такой мусульманский
историк как Абд ар-Рахман аль-Джабарти (1754 – 1825), потомок
египетских мамлюков, всей душой ненавидевший турок, отдавал
дань их справедливости. «В начальную эпоху своего правления,
– писал он, – османы были самыми лучшими из тех, кто стоял
во главе уммы после праведных халифов».
Везде, где турки еще не дошли, простой народ с нетерпением
ожидал их прихода. С их появлением как на Востоке, так и
в Европе, связывались надежды на устранение гнета феодалов,
на восстановление легендарных времен «золотого века», когда
люди жили свободными общинами, в мире и справедливости.
Мусульмане ожидали от турок, что они, в противовес погрязшим
в роскоши и ничтожестве местным властителям, восстановят
законы Аллаха (шариат). Взятие Константинополя в 1453 году
и дальнейшие повсеместные победы турок над армиями их многочисленных
противников в Европе и Азии народ объяснял Божьим промыслом.
Сами турки так же объясняли свои победы помощью Всевышнего,
который дарует успехи тем, кто сражается за справедливость.
«Турки, – писал христианский историк Дм. Кантемир (1673
-1723), – рассматривают Божественное провидение как единственную
причину своих побед и не придают никакого значения численности,
искусству и доблести своих противников». Накануне прихода
турецких войск в Каир в народе ходили рассказы о вещих снах,
предрекавших скорую гибель мамлюкского султаната. О взятии
Туниса в 1574 году, согласно людской молве, турок просил
сам Сиди Махрез – святой покровитель города, который явился
во сне Селиму II.
Везде победы турок воспринимались народом как кара Божья
нечестивым правителям, как возмездие за их несправедливость
по отношению к подданным. Ибн Йас (1448 – 1524), сам выходец
из богатой аристократической семьи мамлюков, противник турок,
после победы османов над великолепной конницей мамлюков
в битве на Дабикском поле в 1516 году, писал: «И было это
в книге предначертаний. Никто: ни султан (египетский – Авт.),
ни его эмиры не проявляли беспристрастия и справедливости
в делах мусульман. И воздалось им за их поступки и умыслы;
и Бог Всевышний предал их власти сына Османа, чтобы произошло
с ними то, что случилось».
Везде в мусульманском и христианском мире, куда доходила
весть о турках, считали, что они осуществляют некую Божественную
миссию по восстановлению справедливости на земле. О любви
турок к справедливости, об их заботливом отношении к тем,
кто стал жертвой произвола и зла, ходили самые настоящие
легенды. В драме «Турок», написанной Г. Розенплютом в XY
веке, рыцарственный турок защищает купцов и крестьян, «замученных
до последней степени». Этот витязь-турок обращается к христианскому
Западу с обещанием «реформировать и наказать аристократический
мир».
Самым пылким почитателем турок в Европе считался итальянский
монах-доминиканец Томазо Кампанелла (1568 – 1639), философ,
поэт и политик, который взял шариатские порядки, устанавливаемые
турками, за основу идеального общества, обрисованного в
его знаменитом «Городе Солнца». Современник Кампанеллы И.С.
Пересветов, русский писатель-публицист, аристократ до мозга
костей, тем не менее, не скрывал своего восхищения турецким
султаном Мехмедом II, который подвергает суровой, но справедливой
каре продажных судей, притесняющих бедняков. «Без таковые
грозы не мочно в царство правды ввести», – делает он вывод.
Сведения о любви турок к простым людям, притесняемым аристократами
беднякам, об их беспощадной борьбе против князей, дворян
и других угнетателей, заставляли население христианской
Европы видеть в османском государстве идеальное общество.
Как отмечает русский дореволюционный историк Д.Н. Егоров,
в Европе той поры идеализировалось все турецкое: быт, нравы,
обычаи, законы, весь политический строй. Держава Османов,
по его словам, рисовалась европейцам как некая «справедливая
и счастливая страна». «Недаром, – отмечает Д.Н. Егоров,
– Т. Кампанелла, этот философ-утопист, советовал подражать
мусульманам и ввести ряд реформ на турецкий манер». Стремление
переустроить общества по турецкому (шариатскому) образцу
прослеживается также в социальных проектах Ф. Альбергати,
Л. Цукколо и других итальянских реформаторов XYI – начала
XYII веков.
Современный русский историк Н.А. Иванов пишет: «Народные
массы едва ли не большинства феодальных государств Европы
жаждали прихода турок и связывали с ними свои надежды на
избавление от власти феодалов». И приводит слова Мартина
Лютера, немецкого церковного реформатора XYI века: «Многие
требуют прихода турок и их управления». И еще: «Слышу я,
что есть в немецких землях люди, желающие прихода и владычества
турок, которые хотят лучше быть под турком, чем под императором
и князьями». Нетерпеливое ожидание прихода турок была распространена
также в Польше, на Украине и в России.
О веротерпимости и справедливости османов, несмотря на
жестокие репрессии со стороны властей, рассказывали, в первую
очередь, странствующие монахи и купцы. Несмотря на страстные
антитурецкие и антиисламские проповеди русских церковных
иерархов, в частности, Максима Грека (1475 – 1556) русские
крестьяне, беспощадно угнетаемые светскими и церковными
властями, Турцию называли не иначе как «царством блаженства
христианской веры». Как пишет уже упомянутый выше русский
историк А. Крымский, евреи, повсеместно притесняемые в европейских
странах, рассматривали веротерпимую Османскую империю «чуть
ли не как рай на земле».
Все реформаторские и национально-освободительные движения
в Европе описываемой эпохи в той или иной мере искали покровительства
османов. Известно, что после пятого Латеранского собора
(1512 – 1517) турки выступили в роли активных покровителей
Реформации. Они всецело поддерживали протестантов, подвергаемых
беспощадным репрессиям со стороны Римской курии и учрежденной
ею Инквизиции. В своих посланиях («намэ-и хумаюн») к «лютеранским
беям Фландрии и других испанских вилайетов» османские султаны
осуждали репрессивный католицизм, «отвергаемый как исламом,
так и лютеранством», и призывали поднявшихся против испанского
владычества жителей Нидерландов координировать свои действия
с арабами, сражающимися с испанцами на Пиренеях, а также
со всеми, кто борется «против папы и его мазхаба». Варфоломеевская
ночь 1572 года, когда в Париже и других районах Франции
фанатиками-католиками при попустительстве властей были вырезаны
тысячи протестантов-гугенотов, вызвали гнев в Стамбуле и
положили конец франко-турецкому военному союзу против Испании.
На Ближнем Востоке османы пользовались безоговорочной поддержкой
еврейской общины и восточных христиан, в частности, последователей
армяно-григорианской и православной церкви. Сирийские и
египетские христиане также однозначно поддержали турок в
их войне с мамлюками, о которых говорили, что «мамлюки во
главе со своим беззаконным царем Гавриилом (Джабраилом)
только и думают, как погубить церковь». Веротерпимость и
справедливость турок ко всем подданным государства привело
не только к массовому принятию христианами ислама, но и
к тому, что в османских войсках сражались десятки тысяч
христианских воинов, в основном славян.
Мамлюки обвиняли Селима I в том, что «под фальшивым знаменем
ислама» он вел на Египет и другие мусульманские земли свои
«несметные полчища, среди которых много христиан-армян и
других». Как пишет исследователь В. Бартольд, «языком большей
части турецкой армии был славянский». Складывалась парадоксальная,
небывалая ранее в истории ситуация, когда христианские воины
храбро и самоотверженно сражались в составе османской армии
за установление шариата, справедливых законов Аллаха.
Османские сановники и военачальники в своем абсолютном
большинстве были выходцами из крестьянских низов и поэтому
не жалели усилий для того, чтобы защитить бедняков от притеснений
аристократов и богачей. Эту политику в России, из которой
тысячи крестьян бежали в Турции, называли «мехметовой прелестью».
Сами же русские и украинские крестьяне называли политику
османов «крестьянской правдой». И это имело реальные основания.
Так, Сулейман Великолепный (1520 – 1566) от своих пашей
жестко требовал «обращаться с нашими подданными так, чтобы
крестьяне соседних княжеств завидовали их судьбе». Селим
I, вступив в Египет, раздавал мясо народу, освободил угнетенных
мамлюками крестьян-феллахов и городскую бедноту от трудовых
повинностей и других поборов, раздал им земли, отобранную
у феодалов. А свои стихи, высеченные у каирского ниломера,
он смиренно подписал: «Хадим аль-фукара Селим» («Слуга бедняков
Селим»).
Османы непримиримо и жестоко преследовали любые проявления
неуважительного отношения к крестьянам и крестьянскому труду.
Бартоломео Георгевич во время персидского похода 1533 года
«видел спахия, обезглавленного вместе со своим конем и слугой,
потому что конь, оставшись без привязи, забрел на чье-то
поле». Не менее жестоко турки расправлялись с кочевниками,
которые традиционно пренебрежительно относились к крестьянам-земледельцам,
считая их низшими существами и подвергая постоянным набегам
и грабежам. Неудивительно, что во всех арабских странах
крестьяне и городские бедняки безоговорочно поддерживали
османов против своей знати, которая, забыв заповеди ислама,
подвергала их гнету и несправедливостям.
Это же относилось и к европейским крестьянам. Хорошо известно,
что когда турецкий флот вступал в прибрежные воды Греции,
Италии, Франции или Испании, и весть об этом доходила до
окрестных жителей, десятки тысяч крестьян и городских бедняков
поднимались на холмы и кричали османским морякам, чтобы
те пристали к берегу и освободили их от поборов и угнетения.
Стоило турецкой армии приблизиться к границам той или иной
европейской страны, как огромные массы крестьян, забрав
свой нехитрый скарб, переходили на сторону турок и просили
султана принять их в османское подданство. Дело доходило
до того, что безлюдными становились целые христианские провинции.
Алхазур Эрбиев, для Чеченпресс,
11.08.04г.
|