Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ" 
Новости за 16 июля 2004 г.

Записки обозревателя VIII
(Чеченский дневник, часть 8. Седьмая часть здесь)

10 августа

Не совсем понятно, что имеют в виду, когда говорят, что Аслан Масхадов «не легитимный президент» Чечни.

Насколько мне известно, термин «легитимность» означает доверие общества к избранному лидеру. Масхадов был избран в 1996 году в ходе демократических выборов в чеченской республике. Этого достаточно, чтобы считать его легитимным лидером, даже если он трижды террорист.

Пойдём дальше. Если президент Масхадов не контролировал положение в республике, а реальную власть имели люди типа Басаева, то тогда, по логике Москвы, с Басаевым как раз и нужно вести переговоры!

Во время войны переговоры обычно ведут с теми, с кем воюют. Либо не ведут вообще. Как можно воевать с одними, а переговоры вести с другими? Как можно вести переговоры с «народом» (то есть с запуганными стариками, женщинами, детьми), от которого отсекли реальные военно-политические элиты? Как можно вести «переговоры» с людьми, которых согнали в следственные изоляторы или намеренно вынудили эмигрировать? Как, наконец, можно вести переговоры с диаспорами, которые давно живут вне Чечни и которых Москва сейчас пытается выставить «представителями чеченской нации», устраивая для них или при помощи их песни и пляски в кремлёвских дворцах съездов?

Такое ощущение, что из Чечни хотят «новый Биробиджан» сделать, заменить реальную нацию на нацию-артефакт.

Со стороны кажется, что опыт создания государства в независимой Ичкерии потерпел крах. Президент Масхадов действительно перестал контролировать ситуацию. Ну и что? Можно подумать, что все эти годы Ельцин контролировал всё в России! У нас ведь тоже не было никакой президентской республики, но никому в голову не приходило упразднять государственность.

Режим, который утвердился в Чечне перед войной, представлял собой «военную демократию» с полевыми командирами во главе. Это никакой не «бандитизм», а глубочайшая реальность чеченского общества, своего рода «молекулярная решётка», которую и атомной бомбой не разрушить (сбросьте бомбу на море, поднимется облако пара, а молекулярная структура останется: спустя время вода вновь осядет. Только радиоактивная.). Я убеждён, что военного способа решения чеченской проблемы не существует. Ни с каким не с «народом», не с «муфтием Кадыровым», а всё с той же военно-полевой структурой чеченского общества придётся иметь дело федеральной власти после войны. Как бы её ни называли: Шамилем Басаевым или Бесланом Гантемировым.

«Чеченского Биробиджана» не получится. Будет продолжение «военно-полевого романа». С новыми или старыми персонажами. Неважно.

2 сентября

Вошло в трюизм утверждение, что Кремль специально создавал дудаевский режим, концы которого якобы ведут «в Москву».

Честно говоря, я не знаю ничего более тривиального – разве что подобный этому трюизм, будто всё, совершающееся на Северном Кавказе есть следствие сил «международного терроризма» (это читай как раньше говорили: «силы международного империализма»).

Нужно не уважать чеченский народ, нужно считать идиотом Джохара Мусаевича Дудаева, отдававшего жизнь за независимость своей республики, нужно видеть марионеток в чеченских бойцах, героических сражавшихся против русских оккупационных войск, - чтобы вот так упрощённо трактовать события на Северном Кавказе.

Да, маршал Шапошников в 91 году передал новообразованной Чечне военную технику. И что с того? Разве такая же военная техника не передавалась при разделе союзного Министерства обороны армиям других республик (Грузии, Азербайджану, Казахстану, Украине, Белоруссии и т.д.)?

Чеченская национальная революция в сентябре 1991 года – это такое же реальное историческое событие, как и подобные ей революции, происходившие в это время во всех республиках СССР, включая, кстати, саму Россию. Чем национальная революция в Грузии, поднявшая к власти Гамсахурдиа, или в Азербайджане, выдвинувшая полковника Сурета Гусейнова (кстати, очень точного аналога Шамиля Басаева), отличаются от чеченской? Ничем! Но никто ведь не вводил войска в Грузию, в Азербайджан! И нет там давно ни Гамсахурдиа, ни Сурета Гусейнова. «Устаканилось», утряслось. Экстремистскую фазу сменила иная, стабилизирующая, консервативная (насколько она «лучше», это, правда, отдельный вопрос).

Зачем было втыкать иголки в чеченскую революцию? Я убеждён, что дай Россия отделиться Чечне в 91 году, и там не возникло бы таких экстремальных военных героев, как Шамиль Басаев или Хаттаб. До первой чеченской войны о Басаеве вообще никто не знал. Он появился в Будённовске в июне 1995 года уже как реакция на русское вторжение. Вторая война породит второго Басаева, и так будет продолжаться бесконечно, пока Россия не поймёт, что ЧЕЧНЯ НЕ ЕЁ ЧАСТЬ, ЧТО ОНА ТАКОЕ ЖЕ НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО, КАК И ВСЕ РЕСПУБЛИКИ СНГ.

Если Кремль как-то и инспирирует процессы чеченской радикализации, то только одним: продолжая втыкать в Чечню новые и новые иголки. Зачем ему это нужно – можно только догадываться. Но то, что ни о каком долговременном удержании Северного Кавказа в такой стратегии речи не идёт, ясно как дважды два. Путина нужно судить не только за массовый геноцид в Чечне, его нужно судить за ускорение распада государственности. Война, которую он начал, обрушит на Россию лавину, от которой она долго не сможет оправиться. Я убеждён в том, что Владимир Путин проводит антироссийскую, антигосударственную политику. Он – провокатор-псевдогосударственник, и я надеюсь, когда-нибудь в России это поймут.

Следует как можно быстрее разрушить миф о якобы сепаратном характере чеченской революции. Чечня никогда не входила в состав государства, называемого РФ, никогда не подписывала с ним федеративного договора (если не считать марионеточного правительства Доку Завгаева в 95 году). Она – такой же осколок взорванного Советского Союза, как и другие союзные республики. Нельзя переносить на Чечню её участие в составе РСФСР: это разные исторические ситуации, разные правовые системы.

Чеченская национальная революция 91 года – этот факт бессмысленно не признавать. Россия должна пытаться не ликвидировать Чечню военной силой, а находить оптимальные для себя формы существования с ней.

Продолжение следует

Андрей Новиков, для Чеченпресс,16.07.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Мнения авторов могут не совпадать с мнением редакции сайта "ЧЕЧЕНПРЕСС"
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info