Сегодняшняя
чеченская эмиграция – продолжение мухаджирства
В чеченской прессе время от времени дискутируется вопрос:
эмиграция в Европу – благо или беда?
Эмиграция сама по себе не может быть благом для любой страны.
Но тут мы имеем дело с особым случаем.
Речь идет об эмиграции чеченских беженцев, рассеянных в
ближнем от Чечении зарубежье и стремящихся всеми правдами
и неправдами уехать подальше – в сытые европейские страны.
У этого процесса, набирающего, кстати, темпы, есть и защитники
и противники.
В статье Совдат Саламовой «Чеченская эмиграция», опубликованной
в независимой газете «Голос Чеченской республики», отражена
квинтэсенция двух полярных позиций. Вот одна из этих позиций:
«Апологеты эмиграции утверждают, что для органичного развития
и интеграции в мире нам нужно «экспортировать» в Европу
молодежь, чтобы она там набралась профессионализма, знаний
и опыта, а потом-де эмигранты вернутся к родным пепелищам
и начнут здесь жить и учить нас по новым, цивилизованным
порядкам и законам».
На первый взгляд, все вроде бы верно. Но именно «вроде
бы». Казус в том, что в этих рассуждениях совершенно не
учитывается конкретная историческая ситуация и речь ведется
об обычной, заурядной эмиграции, которая есть и будет в
той или иной степени во всех, даже самых благополучных странах.
А ведь, говоря о Чечении, мы имеем дело не с ординарными,
а с экстремальными условиями. Сотни тысяч измученных чеченских
беженцев, гонимых судьбой во всех местах временного проживания,
пытаются «причалить» к более благополучному берегу, даже
если он находится за тысячи километров от Родины. По-человечески
понятно это их стремление. Но при ближайшем рассмотрении
в этом нет ни логики и ни оправданности.
Та же Совдат Саламова, представляя противоположную позицию,
утверждает: «те, кто сегодня уезжает из Чечении за границу,
навсегда потеряны как для народа своего в целом, так и для
оставшихся здесь родственников. Какое-то время после отъезда
они еще будут поддерживать связь с республикой, но потом
окончательно ассимилируются и потеряют свою национальную
идентичность».
В этих рассуждениях сквозит непонимание проблемы в ее историческом
аспекте. Русско-кавказская война вызвала чудовищно огромную
волну мухаджирства – изгнания коренных народов Кавказа с
родных земель. Сегодня по всему миру разбросаны потомки
тех изгнанников, которых закоренелый враг Кавказа генерал
Евдокимов в 1861 году называл «вредным народонаселением»
и самыми варварскими методами либо уничтожал, либо изгонял
коренных кавказцев из родных пределов. И при этом утверждал,
что если даже уйдет все население Кавказа, то это будет
не во вред, а во благо империи.
Сегодня, повторюсь, миллионы потомков мухаджиров разбросаны
по всему миру. И когда лет 15 назад история предоставила
им шанс вернуться на родину, мало кто воспользовался этим
шансом. Вот, к примеру, тогдашний президент Адыгеи Джаримов
прилагал огромные усилия по возвращению черкесской диаспоры
из-за рубежа, но у него практически ничего не получилось.
Короче говоря, ушедший или изгнанный навсегда потерян для
своего народа.
В статье Совдат Саламовой есть такое горькое признание,
касающееся потомков чеченских мухаджиров: «Осевшие в Турции
наши соплеменники по ходу лет ассимилировались и превратились
в полутурков-получеченцев, принявших традиции коренных жителей,
их обычаи и законы, и даже имена и фамилии изменивших на
местный лад».
Таким образом, речь сегодня надо вести не о какой-то «цивилизованной»
эмиграции, а о новой волне мухаджирства, то есть изгнания.
Те, кто сегодня призывает чеченцев к эмиграции в Европу
и далее, способствует добровольному мухаджирству. Мухаджирству,
которое наносило и наносит непоправимый ущерб кавказским
народам, а сегодня в первую очередь – чеченскому. Не будем
лить воду на мельницу наших врагов, которые спят и мечтают
о Кавказе без кавказцев.
Отар Чехеладзе, Чеченпресс, 01.07.04г.
|