"Я однажды спросила,
как можно стать шахидом"
Уголовное дело Зары Муртазалиевой, обвиняемой в вербовке
москвичек в террористки-смертницы, передано из Московской
прокуратуры в следственную службу ФСБ. Это значит, что следствие
будет вестись с особым размахом и, если повезет, вытянет
на свет целое террористическое подполье. Пока что факты
таковы: Муртазалиеву задержали на проспекте Вернадского
4 марта 2004 года со 196 граммами пластита в дамской сумочке.
По версии следствия, она собиралась взорвать эскалатор в
торговом центре под Манежной площадью и готовила в шахидки
двух русских москвичек, которые проходят по делу как свидетели.
Специальный корреспондент "Известий" разыскал
этих девушек. Выяснилось, что с Зарой Муртазалиевой они
познакомились по собственной инициативе, а воевать против
федеральных сил готовы безо всякой вербовки.
"Так мы друг друга и проверяем"
Этим девушкам по 18 лет. В сентябре прошлого года они приняли
ислам. Обе русские. Одну зовут Аня Куликова, она живет в
ближайшем Подмосковье. Год проучилась в Российском новом
университете на лингвиста. Бросила, потому что английский
любит, а латынь нет. Сейчас нигде не работает и не учится,
готовится поступать в РУДН на факультет туризма и гостиничного
бизнеса. Имя другой, коренной москвички, я изменил по ее
просьбе.
- Я в страховой компании работаю, - объяснила она. - Клиенты
меня не поймут. Назовите меня как-нибудь по-другому. Машей,
что ли.
На интервью Аня и Маша согласились сразу после того, как
я их нашел.
- Если нас так запросто можно найти, то какой смысл скрываться,
- сказала Аня. - К тому же мы хотим сказать правду, что
никаких взрывов Зара не замышляла и нас к этому не побуждала,
показаний против нее мы не давали, наши слова на допросе
были искажены, а протоколы мы подписали от растерянности.
Зару Муртазалиеву, 21 года от роду, уроженку станицы Наурская
Чеченской Республики, задержали вечером 4 марта 2004 года
на проспекте Вернадского возле гостиницы МВД "Комета".
Зара приехала в Москву осенью прошлого года и вскоре попала
в поле зрения оперативников ГУБОПа МВД России. Собрав на
девушку достаточное количество информации, ее остановили
на улице и тихо доставили в отделение под предлогом, что
у Зары нет справки о регистрации в Москве. В отделении при
досмотре у Зары было обнаружено 196 граммов "пластита-4",
взрывчатки, почти в два раза превосходящей по мощности тротил.
Дело расследовала Никулинская межрайонная прокуратура. Сначала
Муртазалиевой предъявили обвинение в незаконном приобретении,
хранении и переноске взрывчатых веществ, и грозило ей от
2 до 4 лет колонии. Но 19 мая ей было предъявлено новое,
куда более серьезное обвинение в подготовке теракта (от
5 до 10 лет) и вовлечении в совершение преступлений террористического
характера (от 4 до 8 лет). Последняя статья появилась в
Уголовном кодексе только в июле 2002 года. Сразу после предъявления
нового обвинения Мосгорпрокуратура решила забрать дело себе
для дальнейшего расследования. Официальный представитель
Мосгорпрокуратуры объяснил мне это так: "Дело уникальное,
и оно должно расследоваться без сучка и задоринки. Чтобы
в суд ушло благополучно. И неизвестно, кто еще всплывет
по этому делу и в каком качестве. Может, и новые обвиняемые
появятся".
Пока обвиняемая одна - Зара. Аня и Маша проходят свидетелями.
А уголовное дело теперь взялись расследовать чекисты.
Из обвинительного постановления, вынесенного 19 мая 2004
года в отношении Зары Муртазалиевой старшим следователем
Никулинской межрайонной прокуратуры города Москвы Филипчуком
П.И.: "В период времени с октября 2003 года по март
2004 года Муртазалиева во исполнение своего преступного
умысла осуществляла моральную и психологическую подготовку
Куликовой А.М. и Грачевой М.П. (последняя фамилия изменена.
- "Известия"), которые проживали совместно с ней
по адресу: г. Москва, ул. Б. Галушкина, д. 9, стр. 2, к.
315, к совершению террористического акта путем самоподрыва".
Мы встретились на Пушкинской площади. Сначала пришла Аня,
потом Маша. Девушки поздоровались, приобняв друг дружку.
- Вы, - говорю, - прямо как чеченки здороваетесь.
- Да, - отвечают. - Приятно обнять человека при встрече.
- На самом деле, девочки, это пошло от того, что чеченцы
демонстрировали друг другу, что у них за спиной не спрятан
нож.
- Да?! - удивились они. - Вот, значит, так мы друг друга
и проверяем.
"Мы тогда чеченцами увлекались..."
Из обвинительного постановления:
"Муртазалиева во исполнение своего преступного умысла,
с целью приискания соучастников из числа русского населения
Москвы, исповедующего ислам, в октябре 2003 года, находясь
в помещении мечети по адресу: г. Москва, Выползов тупик,
д. 1, с целью последующей вербовки в качестве террористов-смертников,
вошла в доверительные отношения с двумя гражданами Российской
Федерации - Куликовой Анной Михайловной и Грачевой Марией
Петровной, исповедующими ислам".
- Как так получилось, что вы, крещеные русские девушки,
вдруг приняли ислам?
Аня: - Я всегда верила в Бога, но христианство мне было
непонятно. Вот есть Бог, вот его сын Иисус Христос, а еще
Святой Дух. Вот когда Бог один, тогда всем все понятно.
Или, например, стоит человек перед иконой и молится. Это
вообще идолопоклонство. Короче, я была верующей и подыскивала
себе религию. А в новостях много говорили об исламе, в основном
плохого. Что мусульмане, дескать, настроены агрессивно...
И мне стало любопытно. А, может, думаю, это хорошая религия.
Сидела в интернете, спрашивала, как можно принять ислам...
И в один прекрасный день, 18 сентября 2003 года, мы с Машей
пришли в мечеть. К нам вышел учитель. Иностранец из Бангладеш.
Ну, мы и решили: а что тянуть, давай сегодня и примем...
Маша: - Бабушка моя была очень верующей христианкой, ну
и я тоже была верующей христианкой. Каждый вечер молилась
- "Отче наш", "Троица"... Псалтырь читала
постоянно. Но как-то не находила я в этой религии упоения.
Я думала, вот есть Бог, а вот Христос. Потом я начала думать,
что Иисус Христос и есть Бог. Короче, я окончательно запуталась
- кто Бог. Я ходила в церковь, примерно раз в неделю. Выходишь
из церкви, должно вроде легче стать, а у меня, наоборот,
тяжесть на сердце. Потом как-то так вышло, я тогда еще в
университете училась, что жизнь начала сталкивать меня с
мусульманами. Это были чеченцы. Мы как-то были у них в гостях,
и там они делали намаз. На меня это произвело большое впечатление.
Как это читалось, этот шепот... Мы тогда чеченцами увлекались,
ну, и до сих пор как бы... На "Коньково" в студенческом
городке с кем только не общались, кого там только не было
- индусы, арабы, грузины, армяне, киприоты у нас были знакомые,
негры. Но из всех наций самыми необычными и самыми интересными
нам показались чеченцы. Эта их гордость чрезмерная... Короче,
девушкам нравится. Я уверена, что мы не одни такие...
А.: - Чеченцы не такие, как их по телевизору показывают.
Мне нравится, что у них все строго. Традиции соблюдаются,
обычаи. Они, например, всегда встают, когда кто-то заходит.
Парень при общении с девушкой соблюдает дистанцию. Они могут
общаться, но он ее даже пальцем не трогает. А девушки чеченские
не пьют, не курят. Жена с мужем при посторонних друг друга
по именам не называют, своих чувств не показывают, зачем
другим на это смотреть. Ребенка своего при чужих не приласкают,
не похвалят. Племянника можно приласкать, а своего - ни-ни.
Справедливая такая строгость. И я все это восприняла как
свое. Я просто влюбилась в эти традиции, в эту страну, в
этот народ. Я мечтаю поехать в Чечню.
М.: - Однажды я сидела в чате дома ночью, и ко мне зашел
один чеченец. Я с ним общалась. Он из Каира. А я тогда еще
была христианкой. Мы с ним разговорились про войну, про
религию. Я уж не помню, что он такого особенного про ислам
говорил, но на меня разговор произвел очень сильное впечатление.
- Извините, девушки, а у вас дома все нормально?
А.: - Ну, как сказать... Мама с папой вместе не живут уже
лет десять. Но общаются. Папа приезжает в гости. Никто у
нас не пьет. Нормально.
М.: - У меня тоже все хорошо. Семья благополучная. Мама,
папа, младший брат, достаток. Мама просто верит в Бога,
считает, что верить можно в душе, ну, без обрядовой стороны.
Папа увлекался различными религиями. В Израиль даже ездил,
хотел иудаизм принять. Передумал. А когда я ислам приняла,
дома все докапывались, зачем я это сделала. А я не могла
объяснить и до сих пор не могу. Разговоры были такие, что
вот я отреклась от семьи, от христианства. Хотя ничего такого
христианского никто в нашей семье не соблюдал. Так, иногда
пропостится кто-нибудь. Мама говорила: зачем быть кем-то,
верь в душе, Бог один. Тем более с мусульманами тебе не
светит, другой менталитет, восточные нации, и сколько бы
ты ислам ни принимала... А я отвечала: какая разница, кто
они по нации. Они мусульмане, а значит, мои братья... восточные.
Потом споры утихли, а сейчас вообще все нормально. Спокойно
делаю намаз, никто мне ничего не говорит. Я, кстати, первый
намаз неправильно делала. Косынку надела, а сама в футболке
и шортах... Так что все у меня нормально в семье. Правда,
когда я брату младшему что-то начинаю рассказывать об исламе,
папа говорит: "Стоп! Не надо ничего ему впаривать!"
А.: - И моя мама недовольна. Она не верит, что есть там
рай, ад. Зачем, говорит, тебе все это нужно. Жила бы как
раньше, гуляла бы, веселилась. Я пытаюсь ей объяснить, но
моих доводов не хватает, потому что я сама еще мало что
знаю. Так и остались каждый при своем мнении.
- Вы сказали, что влюбились в чеченский народ. Может, все-таки
не в народ, а в какого-то конкретного его представителя?
А.: - Да нет. Они мне все импонировали. Мне нравилось,
как они танцуют лезгинку, как пошли воевать за родину -
и дети, и мальчики молодые, и мужчины. У нас в институте
парень был такой - чеченец. Мы сидели компанией в столовой.
Он рассказывал, что из Нальчика приехал. Даже не знаю, что
меня в нем заинтересовало. Чеченец - это так необычно. Он
говорил, что никогда не позволит своей сестре куда-то ходить
без него. Мне это было очень интересно.
- Я так понял, чеченцы обратили вас в ислам?
М.: - Да, мы приняли ислам благодаря чеченцам. Они нам
его и преподали. Так получилось, что истинно верующих мы
впервые увидели только среди чеченцев. Как они про Бога
говорят! Он един, он всемилостив, он всепрощающий...
- Так все говорят...
М.: - Не-е-ет. Чеченцы говорят это особенно. Искренне.
От сердца.
"Были такие мысли - стать чеченкой..."
- Вы бы хотели стать чеченками?
А.: - В каких-то вещах я чувствую себя чеченкой. Представляю,
что я как будто бы чеченка. В душе я чеченка. И замуж бы
хотела выйти за чеченца. Но не встретился мне пока никто.
Я бы хотела в горах где-нибудь жить.
- А за православного вы замуж теперь уже не пойдете?
А.: - Ну почему же? Если он примет ислам...
- А чеченский язык вы уже выучили?
А.: - Так, некоторые выражения...
- Хо нохчи юи? (Ты чеченка? - "Известия")
А.: - Ха, ха! Нохчи яц, гаскхи ю! (Нет-нет! Я не чеченка,
я русская. - "Известия")
Чеченцы считают, что для того, чтобы стать чеченцем, совсем
не обязательно им родиться.
Муллой селения Мелчу Хе Гудермесского района Чечни служил
Вилли Вайсерт - чеченец из ссыльных немцев. В 44-м году
14-летний сирота Вилли умирал от голода в Кзыл-Орде в Казахстане.
Его усыновила ссыльная чеченская семья. Лютеранина Вайсерта
обратили в ислам, дали ему новое имя - Магомет, женили на
чеченке. В 1956 году Вайсерт вместе с новой семьей переехал
в Чечню, дважды побывал в Мекке, слыл мудрецом и справедливым
третейским судьей, даже вроде основал новый чеченский тейп
- немецкий. И считался он чистокровным чеченцем, потому
что чеченец - не национальность, но звание.
Заслужить это звание, впрочем, не так просто. Например,
аварцы Хаджиевы переехали из Дагестана в Чечню уже при Советской
власти. Поселились в Шалях. Женились, выходили замуж, обрастали
имуществом и связями, но так и оставались аварцами, местные
не давали им об этом забыть. Есть такой чеченский обычай
- время от времени напоминать чужакам, кто они есть. То
окно в доме разобьют, то в беседе подденут. Чеченцами Хаджиевы
стали в одночасье 23 февраля 1944 года, в день депортации.
Они могли и не ехать в Казахстан - аварцев не ссылали. Но
Хаджиевы сказали, что они чеченцы, и отправились в ссылку
вместе со всеми. С тех пор никаких вопросов по поводу национальности
Хаджиевых ни у кого не возникало. Сейчас это один из самых
знаменитых и влиятельных чеченских кланов.
Что касается Ани и Маши, то им, для того чтобы стать чеченками,
достаточно выйти замуж за чеченцев и родить им детей. Вот
будут наши москвички жить где-нибудь в Итум-Кале, ходить
на базар, торговаться по-чеченски и воспитывать детей-чеченцев
- национальность ребенка в тех краях определяется по отцу.
Сторонникам доктрины "война до последнего чеченца"
следует уяснить - чеченцы никогда не закончатся. В крайнем
случае Ани и Маши нарожают новых.
- Вы мечтаете съездить в Чечню. А как вы себе ее представляете?
М.: - Там различные горы. Ущелья скалистые. Серпантин.
Люди. Я представляю таких старичков всяких, бабушек в платках.
Ходят такие с палочками. Крепкие, чистые. А мужчины... Я
все время себя с чеченцем представляю. Ну, такой мужчина
в черкеске, в папахе. А женщины в таких костюмах - платочки,
прямые платья, а платок длинный, обвязывает как бы. Такие
все красивые, нарядные.
- А мужчины еще и с кинжалами?
М.: - Да-да, конечно, с кинжалами. И в кирзовых сапогах...
- Что еще за кирзовые сапоги?
М.: - Ну такие военные, мягкие сапоги. Кожаные. У меня
есть такая книжка "Чеченские сказки". Там вся
эта их мудрость чеченская. Что настоящий чеченский герой
- он такой гордый.
- Ну, приведите пример их мудрости, героизма, гордости.
Только не из сказок, а из жизни.
М.: - Я знаю одного такого чеченца. Он такой мудрый, его
друзья уважают, за советами к нему обращаются. Прислушиваются.
Он разрешает любые споры. Хотя ему всего 22 года. И был
такой случай. Один чеченец из его компании женился на русской.
И вот он приводит свою молодую жену в дом к этому мудрому
чеченцу. И эта жена что-то такое сделала неправильное. Нагрубила
этому мудрому, что ли. И вот этот молодой муж свою жену
выгнал. За то, что она нагрубила этому мудрому. Совсем выгнал.
О чем это говорит? О том, что этот мудрый чеченец пользуется
большим уважением.
"Я не говорю, что русские сволочи. Но жить я хочу
среди чеченцев"
- А чего вам в русских не хватает?
М.: - У меня были русские друзья - компания целая. И если
бы я продолжала с ними общаться, я бы очень быстро испортилась.
Может, я такой человек, который поддается чужому влиянию...
В общем, были у меня друзья, которые увлекались курением
травки. Ну, я тоже увлеклась курением травки. И так серьезно
увлеклась. Чуть ли не каждый день курила. Потом такие депрессии.
Жизнь казалась поганой. И мне так надоело с ними общаться.
Потом у меня появились друзья, которые увлекались хождением
на дискотеки. Ну, я тоже начала с ними ходить. И контраст
между буднями и выходными стал таким резким, что учиться
было невмоготу. И я уехала за город на дачу, чтобы не видеть
своих друзей с их травкой и дискотеками. А когда вернулась
в Москву, стала общаться с чеченцами, приняла ислам, бросила
университет и всех своих русских друзей. Раздражает эта
их расхлябанность, бесполезность общения с ними.
А.: - В русских нет сплоченности...
- Вот вы чеченцев за сплоченность уважаете. А вас им за
что уважать? От своей религии отказались, от своего народа.
Перебежчики какие-то, ей-богу...
М.: - Я ж не говорю, что русские сволочи. Но жить я хочу
среди чеченцев.
"Мы хотели пожить джамаатом..."
- Давайте поговорим о Заре Муртазалиевой. Как она с вами
познакомилась?
А.: - Не она с нами познакомилась, а мы с ней. Где-то в
начале октября прошлого года мы пришли в мечеть на проспекте
Мира и там на втором этаже, где молятся женщины, увидели
двух девушек. Мы подошли, поздоровались. Одну звали Света,
она, как и мы, была русской и совсем недавно приняла ислам.
А вторая представилась Альбиной. Это и была Зара. У чеченцев
два имени - в порядке вещей.
М.: - Когда мы узнали, что она чеченка, то сразу начали
ее расспрашивать. Мы ж интересовались этим народом. Обменялись
телефонами, договорились встретиться в субботу.
- Следователь пишет, что Зара вошла с вами в доверительные
отношения. Как она это делала?
А.: - Конечно, мы ей доверяли. Договорились встретиться
- пришла. Очень пунктуальная.
- А какое "моральное и психологическое" воздействие
она на вас оказывала?
А.: - О жизни рассуждала по-человечески, о дружбе. Говорила
вещи, с которыми трудно не согласиться. Например, что друзья
познаются в беде. Объясняла нам, как девушке вести себя
с чеченцами.
- И как же?
А.: - Быть скромной. Никаких прикосновений. Не пить, не
курить. В глаза не смотреть. Тему интима не затрагивать.
Разговаривать на отвлеченные темы - о музыке, о фильмах.
Нельзя интересоваться его семьей - сестрами, братьями. Если
ты имеешь на человека какие-то виды, то все это надо узнавать
окольными путями, через кого-то, а напрямую ни в коем случае.
Мы были обычными девушками, ну и разговоры вели соответствующие.
Мода, косметика. Одеваться у чеченцев принято опрятно, красиво.
Никаких коротких юбок, глубоких декольте. Все должно быть
скромно... Но со вкусом. Легкая косметика - ресницы, глаза.
Губы блеском. Никакой красной помады. Чуть-чуть тонального
крема...
М.: - А еще Зара рассказывала про чудеса Корана. Давным-давно
жил в Чечне человек, у которого вот здесь, на руках и на
лбу, было написано "Аллах акбар". Он прямо таким
и родился, с надписями. И когда его фотографировали, самого
человека видно не было, а только эти надписи.
А.: - По-моему, наоборот. Человека было видно, а надписи
нет.
М.: - А еще Зара рассказывала, что в морях находят рыб,
на которых по-арабски написано "Аллах". И даже
на ладонях есть его знак. Вот смотрите, это цифра 1, а это
8, а на другой руке наоборот - 8 и 1. А 18 плюс 81 получится
99. Это 99 имен Аллаха. Вот и доказательство.
- А про войну, про террористок-смертниц Зара вам что говорила?
М.: - Это уже позже было, когда мы все вместе в общежитии
поселились на улице Галушкина в феврале этого года. Там
у нас была отдельная комната с санузлом. Мы давно хотели
пожить вместе, таким мусульманским джамаатом. Вместе молиться,
читать книги исламские, все делать правильно - по-исламски.
- Как проходил день в вашем джамаате?
М.: - Просыпались в шесть-полседьмого. Всех будила Зара.
Делали намаз, зимой его можно поздно делать, часов до восьми.
После намаза Аня опять спать ложилась, она не работала,
а мы с Зарой красились, завтракали, одевались. После работы
мы встречались с Зарой в городе - мы с ней по соседству
работали: она в Китай-городе, а я на Чистых прудах - и вместе
ехали домой. Там разговаривали, смеялись, болтали всякие
глупости. После ужина, часов в 8-9, опять делали намазы.
Нам еще три намаза, пропущенные на работе, восполнять приходилось,
это примерно 15-20 минут дополнительных. Ане не надо было,
она дома сидела.
- За комнату Зара платила?
М.: - А нам ее бесплатно предоставил один чеченец из московского
РУБОПа, его Аслан зовут. Знакомый Зары. Они познакомились
в декабре прошлого года. Зару тогда задержали у метро "Медведково"
без регистрации, а этот Аслан ее вытащил. И потом все время
ей помогал. Например, милиция Зару останавливает, она звонит
с мобильного Аслану, и ее отпускают. А потом он и комнату
нам нашел. Нам, говорим, платить пока нечем. А он говорит:
ну и не надо.
А.: - А комната эта, оказывается, уже прослушивалась милицией.
И все наши разговоры потом повернули против нас.
"Я думала, смогу ли стать шахидкой..."
- И что ж это были за разговоры?
А.: - Мы спрашивали у Зары про войну в Чечне. Она говорила,
что федеральные войска бесчинствуют, а все, что показывают
по телевизору, - это неправда. Потому что когда войско заходит
на территорию другой страны, это уже не войско, а мародеры.
Зара же чеченка, про войну все знает.
- Вообще-то Зара из Наура, там уже лет семь никто не воюет.
А.: - О ненависти к русскому народу Зара не говорила. Только
к солдатам. Но я тоже говорила о своей ненависти к солдатам.
А следователи восприняли это как ненависть ко всему народу.
М.: - Еще мы спрашивали у Зары, джихад ли в Чечне. Она
говорила, что да. Потому что когда на твою территорию нападают,
а ты защищаешься, то это джихад, это законно.
- Зара снабжала вас какой-то литературой?
А.: - Нет, книжки мы сами покупали. "Традиции, обычаи
и культура чеченского народа", "Нахи и священная
история", "Адаты". А книжку "Невесты
Аллаха" про шахидок мне Аслан дал, она у него в машине
валялась. Я спросила: можно почитать? Он: "А зачем
тебе?" "Просто интересно". - "Бери".
- А что вам было интересно в этой книжке?
А.: - Ну столько об этом говорили по телевизору. Теракт,
шахиды. Просто здоровый человеческий интерес. У меня эту
книжку при обыске изъяли.
Из обвинительного постановления:
"Зара Муртазалиева, являясь активным членом бандитских
формирований, ведущих боевые действия с федеральными силами,
пройдя специальную подготовку в лагере террористов-смертников
под городом Баку Республики Азербайджан, в сентябре 2003
года прибыла в Москву для организации террористических актов..."
- А про Баку Зара что-нибудь рассказывала?
А.: - Говорила, что у нее там есть какой-то знакомый по
имени Муса. У него проблемы со здоровьем, не может ходить.
Вроде это как-то связано с боевыми действиями. И деньги
ему нужны на лечение. Вот это мы обсуждали.
М.: - А я однажды спросила у Зары, как можно стать шахидом.
- Вы, Маша, собирались стать шахидом?
М.: - Да нет. Но мне хотелось узнать. Просто интересно
было, как эта система организована. И Зара мне сказала:
едешь в Баку, там лагерь, там тебя подготавливают, а потом
приезжаешь в Москву, ну и вот. А я еще спросила: "А
нам можно так сделать?". А Зара говорит: "Да зачем
вам это нужно, вам еще жить да жить". Зара собиралась
нас в Чечню увезти, с родителями своими познакомить, с сестрами.
Такие планы мы строили.
А.: - Я тоже у Зары про шахидок спрашивала. Просто было
интересно. Вот девушки взрываются. Как это все происходит...
Как вот они. Короче, мне это было интересно, потому что
меня волновали проблемы Чечни.
- У вас шахидки какие чувства вызывают?
А.: - Была такая Хава Бараева, которая взорвала комендатуру
в Алхан-Кале. То, что она совершила, очень похоже на самопожертвование
ради народа Чечни. Во-первых, она взорвалась не в Москве,
она пошла не против мирных жителей, а против вооруженных
солдат. Сколько ей там было - 16 или 14 лет. Видимо, она
очень страдала, что на ее родине происходят такие вещи,
и хотела что-то сделать, чтобы все это прекратилось. И так
выразила свой протест. Она вызывает у меня не то чтобы уважение...
Восхищение!
- А Зулихан Элихаджиева, которая в Тушине взорвалась, вызывает
у вас восхищение?
А.: - Нет. Ее взрыв был против людей. Хава, конечно, тоже
против людей, но то были агрессоры. А здесь просто люди,
которые пришли посмотреть концерт. То же самое касается
и "Норд-Оста". А Хаве Бараевой я сочувствую искренне.
Мне ее жалко.
М.: - Мне тоже Хаву жалко. А Зулихан Элихаджиеву не жалко.
Она и лежала там, в Тушине, как... падаль.
- Вот уедете в Чечню, глядишь, и окажетесь на месте Хавы
Бараевой.
А.: - Не думаю.
- Духу бы не хватило?
А.: - Духу бы, наверное, хватило. Я задумывалась об этом.
Я думала: интересно, смогу ли я стать шахидкой. Но приходила
к выводу, что мне это не нужно. Это ведь ничего не докажет.
Чем больше будет взрывов, тем больше будет притесняться
мусульманский народ.
- Хава Бараева в раю сейчас?
А.: - В раю сейчас никого нет. Судный день будет для всех
одновременно. И все его сейчас ждут. А где они его ждут,
я не знаю. А в раю и в аду пока нет никого.
22-летняя Хава Бараева - то ли племянница, то ли сестра
Арби Бараева, резавшего головы иностранным заложникам, а
также родственница Мовсара Бараева, захватившего "Норд-Ост",
- самая первая и наиболее раскрученная вражеской пропагандой
террористка-смертница. Вражеский бард Тимур Муцураев посвятил
ей такие строки:
К комендатуре мчится грузовик,
Нагруженный пластитом и судьбою,
В его кабине виден нежный лик
Хавы, решившей жертвовать собою...
На самом деле было так. 7 июня 2000 года Хава Бараева и
еще один террорист-водитель прорвались к воротам комендатуры
на "уазике"-таблетке. У ворот на посту стояли
омоновцы из Омска - 23-летний старшина Дима Сафронов и 37-летний
старший прапорщик Анатолий Базылев. Сафронов открыл огонь
по машине и уничтожил террористов, если бы не он, "уазик"
прорвался бы к зданию, и жертв было бы гораздо больше. А
так Хава даже "Аллах акбар" до конца прокричать
не успела. "Уазик" взорвался. Сафронов и Базылев
погибли. У Базылева в Омске осталась дочка. Сафронов еще
не успел обзавестись детьми, дома его ждала невеста. Спустя
неделю в госпитале в Ханкале умер от ран еще один омоновец
- сорокалетний прапорщик Виталий Иванов. У него остались
сын и дочь такого же возраста, что и мои собеседницы. Официально
сообщалось о пятерых раненых, но дежурный по отряду по имени
Олег сказал мне, что их было гораздо больше. "И тяжелых,
и средних, и легких. Меня и самого тогда ранило, теперь
вот память плохая", - пожаловался Олег.
"Зарочка, мы с тобой. Мы тебя не предали..."
- Если я правильно понял, разговоры о войне, о шахидах,
о лагерях по подготовке смертников затевали вы. А Зара вам
только отвечала.
А.: - Да. А милиция все это слушала. И построила на этом
обвинения.
- Подставили вы свою подругу...
М.: - Получается, что так.
- А с чего вы взяли, что вас прослушивали?
А.: - А у следователя распечатка наших разговоров была.
Он некоторые фрагменты нам показывал. Диалоги точь-в-точь.
Так никто рассказать не мог. Все смешки, все ухмылки записаны.
А еще был такой эпизод. Мы с Машей разговаривали, уже часов
12 ночи было. Маша говорит: вот хорошо бы, Аня, выйти замуж,
родить детей, пожить семьей, а только потом пойти на джихад.
А я ей отвечаю: "Ты что, Маш, в 80 лет в шахидки собралась".
И вот все это у них записано.
- Когда вас задержали?
А.: - Через двое суток после того, как задержали Зару.
Мы после ее ареста в общежитии не появлялись, ключ только
у Зары был. Так что за нами приехали домой. Сначала привезли
на обыск в общежитие, потом на допрос в Никулинскую прокуратуру.
М.: - Помню, так было неприятно во время обыска. Я же дневники
веду. Пишу всякие вещи. Они все это открывали, читали, смеялись,
так это было неприятно, это же мои мысли. Какая разница
- про терроризм я пишу или про любовь: это же личные записи.
- И что вы в дневниках про терроризм писали?
М.: - Была там такая фраза: "Я мечтаю воевать в далеком
горном краю". Они читают и смеются. Вот, говорят, размечталась.
Или еще я писала: "Терроризм - это закономерная вещь.
Это месть за то, что творят русские солдаты на территории
Чечни. Кровь за кровь. Чеченцы - народ горячий". Мои
рисунки тоже забрали. Ну, я там рисовала мусульманок, шахидок.
Ну как шахидок... Девушек в хиджабах. Для них это всё шахидки.
Луну там сверху нарисовала. Я этот рисунок, как назло, на
полу оставила. А еще забрали мою фотографию. Рамочка такая
в виде сердечка, и там была моя фотография с паспорта. Я
ее взяла и разукрасила, как будто я в таком хиджабе черном.
Ну, чтоб заметно было, белый же никак не нарисуешь. Еще
фотографии забрали, которые мы в "Охотном Ряду"
делали.
Из обвинительного постановления:
"Получив указание от не установленного следствием
источника об организации и осуществлении теракта - взрыва
эскалатора, расположенного в торговом центре "Охотный
Ряд", с целью подготовки указанного теракта Муртазалиева
осуществляла выезды в торговый центр, где 3 января 2004
года произвела ряд фотоснимков эскалатора..."
- А зачем вы эскалатор фотографировали в "Охотном
Ряду"?
М.: - Да не эскалатор мы фотографировали, а чеченцев. Там
их всегда много тусуется. Фотоаппарат мой, а фотографировала
Зара. Просто потому, что нам нравятся чеченцы.
- А почему вы говорите, что ваши показания были искажены?
А.: - Все эти наши разговоры про смертниц, про войну, про
Чечню можно ведь по-разному повернуть. Можно как болтовню
праздную, а можно как умысел на преступление по предварительному
сговору. И вот следователь так умудрился акценты расставить,
что получилось, будто Зара все это организовывала. И все
это записано с наших слов, подписи наши стоят. А на самом
деле мы ведь не так говорили. Можно было, конечно, не подписывать,
но откуда ж мы знали, что можно, что нельзя. Первый раз
в такой ситуации оказались.
- А почему, как вы думаете, вами заинтересовались правоохранительные
органы?
А.: - Ну, может, тем эфэсбэшникам, которые в мечети сидят,
ситуация показалась подозрительной. Русские девушки приняли
ислам, общаются с чеченкой. Да мало ли. И Аслан этот непонятный
из РУБОПа, чего он с нами возился, может, тоже следил. Тем
более что про него у нас никто в прокуратуре не спрашивал.
- А с вашими друзьями-чеченцами вы связь сейчас поддерживаете?
М.: - Большинство из них после задержания Зары уехало.
Мы же в наших разговорах в комнате многие имена упоминали.
И все они, естественно, попали под подозрение. Одного вообще
подозревали в том, что он хотел на мне жениться, чтоб потом
взорвать. А парень вообще не при делах.
- Когда вы вернулись домой после допроса, что вам родители
сказали?
М.: - Сначала была такая напряженная обстановка. Потом
родители стали следить за каждым моим шагом. Один раз я
с папой поссорилась. Ты понимаешь, говорит папа, что подставила
всю нашу семью? Я ему так грубо ответила, что мне в общем-то
плевать. Мы поругались, неделю не разговаривали, а потом
опять все нормально стало.
А.: - А я дома ни с кем не хотела разговаривать. Родители
нервничали. Потом как-то все забылось. Я все это время думала,
что дала показания против Зары. Там все так было написано,
как будто я против нее, и я переживала, что получилось,
будто я ее предала, и родственники ее подумают, что я такая-сякая.
И Зара во мне разочаруется. Мы сегодня вот эту записку в
тюрьму ей передадим.
Аня протягивает мне квадратик бумаги: "Зарочка! Мы
с тобой, мы тебя не предали. Правда с нами! Айшат и Фатима".
- А кто это такие - Айшат и Фатима? - спрашиваю я.
- Айшат - это я, - говорит Аня. - Это имя я взяла, когда
приняла ислам. Означает - "живущая". Красивое
имя, правда? Почти как Аня.
- А я Фатима, - представилась Маша. - Так звали дочку пророка
Мухаммеда.
"Я бы пошла, но не снайпером. Снайпером - это нечестно..."
Пару лет назад российские журналисты вдруг озадачились
вопросом - что за поколение выросло в Чечне за десять лет
почти непрекращающейся войны? Что это за юноши и девушки,
которым в 1994-м было по восемь-десять лет? Как они относятся
к русским, к России, каковы их ценности и чего от них ждать
в будущем? Я и сам писал заметки на эту тему. Кавказская
война представлялась этаким локальным конфликтом. Выезжая
из Чечни, я кожей чувствовал географические границы этой
войны - мир наступал сразу за перекрестком Ассиновская -
Серноводск по федеральной трассе М-29 Ростов - Баку. Возвращаясь
домой, я видел, что Москва живет собственной жизнью и никому
нет дела до моих впечатлений. Опасался, что мое начальство
почувствует это равнодушие публики и прикроет кавказские
командировки, к которым я уже пристрастился. А вон как вышло...
Локальный конфликт охватил всю Россию. Вошел в сознание
не только тех, кто там побывал, но и тех, кто понятия о
войне не имеет. Теперь, чтобы писать о войне, и ездить никуда
не надо. Достаточно поговорить с Аней и Машей...
- Вы бы могли воевать в Чечне против русской армии?
М.: - Да. Я считаю, что русская армия творит в Чечне беззакония.
Я бы пошла защитницей чеченского народа.
- Против народа своего.
М.: - А я не считаю тех, кто там воюет, русским народом.
Там есть солдатики, а есть контрактники. Вот я бы пошла
против контрактников. Которые ради денег не жалеют никого.
А.: - А я бы хотела помогать раненым чеченцам. Ну, то есть
служить медработником. Воевать с оружием все-таки мужское
дело.
М.: - А я бы воевала в действующей армии. Но не снайпером,
мне кажется, это нечестно - быть снайпером. Простым солдатом.
В руках бы у меня был пулемет, а вот здесь кинжал. Ходила
бы в рукопашную.
А.: - А я вообще всегда на стороне слабых.
М.: - Они не слабые, Аня.
P.S.: Маша: - Они свободные, непокорные вообще. Они взрослые
с детства. В моей семье нет такого мужчины. Главного нет.
Отец - добытчик денег, но мягкий человек. Не то чтоб подкаблучник,
но все равно как-то... Я вот иду по улице и не вижу среди
русских ни одного парня с мужским взглядом. В этих своих
серьгах, татуировках, с пивом и хвостиками. Жалкие все какие-то.
ВАДИМ РЕЧКАЛОВ, "Известия",
18.06.04г.
|