Чеченское "ЛЮБЭ"
- это одна женщина, поющая свои песни по-русски
Никто не знает, как стать популярным. Как родить песню,
под которую будут плакать и мужчины, и дети, и женщины,
передавая и переписывая кассеты, слушая еще и еще, не обращая
внимания на слезы?..
У Лизы Умаровой, бывшей актрисы, а теперь скромной продавщицы
книг, это получилось так. В сентябре прошлого года она ехала
из Грозного в Нальчик, чтобы за сто долларов в тамошней
студии знакомый музыкант записал сочиненные Лизой несколько
песен патриотического, гражданского содержания. Песни нравились
друзьям и родственникам, и, собственно, все… Ничто не предвещало
ничего другого.
ДОСЬЕ
Лиза Умарова родилась и выросла в Казахстане. По профессии
— актриса драмтеатра, закончила Ярославский театральный
институт, но муж запретил играть на сцене. Работала директором
дома культуры в Грозном до начала первой чеченской войны.
Потом превратилась в беженку. Сыну — 14 лет, дочкам — 10
и 8 лет.
Ехать от Чечни до Кабардино-Балкарии два часа, Лиза устроилась
на заднем сиденье трескучей грозненской маршрутки, и та
затарахтела к выезду из города, по «местам боевой славы».
Горы мусора вместо домов, бомбовые провалы в устоявших стенах,
зияющие пустоты «там, где встречались мы с тобой», — грозненский
экстрим, превращенный в будни.
— Я смотрела на эти руины и в сотый раз думала, какой же
ужас нас окружает… После Москвы, например, — рассказывает
Лиза Умарова. — Ну чем наш город — не герой? Если Киев —
город-герой? И Ленинград тоже?.. Думала-думала, и пошли
слова и музыка. Записала их в блокнотик. Приехала в Нальчик.
Начали работать. «Какую первую песню будем писать?» — спросил
музыкант. Я: «Грозный — город-герой». Он: «Но в твоем списке
такой нет». Я: «По дороге придумала». Музыкант послушал
и сразу сказал: «Она будет хитом».
Сегодня «Грозный — город-герой» в Чечне, как газмановские
«Офицеры, офицеры» — в военной среде. Прямое попадание в
самую точку тысяч сердец, измученных фронтовым ПМЖ. «…Грозный!
Ты сегодня — город-герой. Грозный — и все чеченцы гордятся
тобой. Хоть твои улицы развалены и наше детство под завалинами.
Но мы гордимся, столица, тобой. Грозный — город-герой»…
Это — припев. Остальное — про то, как «ты не дрогнул, не
сдался, не пал»... И — многократный гортанный выкрик низким
Лизиным голосом: «Грозный! Ты сегодня — город-герой!». Песня
о том, что каждый в Чечне видит вокруг и чувствует по этому
поводу. И о том, что можно очень постараться и унизить целую
республику, доведя народ до полного молчания, и даже утешать
себя: мол, все сдались на милость победителю. Но песни народ
будет любить только те, которые расскажут о совершенно противоположном:
о неуничтоженной гордости, о недрогнувших сердцах, о стойкости.
В прошлом сентябре, когда Лиза вернулась из Нальчика и выпустила
кассету из своих рук: сначала друзьям подарила, а те еще
кому-то, и далее по цепочкам знакомых, песня о Грозном сразу
заняла первые места чеченских хит-парадов. На базарах, естественно.
Других нет. «Когда-нибудь это будет гимн нашего города,
— говорили мне люди. — Слушай, и ты все поймешь про нас.
Важны слова».
— На «Кавказе» (блокпост на выезде из Чечни в Ингушетию)
меня недавно задержали, — продолжает звезда. — «Это какая-такая
Лиза Умарова? — спросил охранник, крутя паспорт. — Которая
поет?» Действительно, я сама себя слышу, проходя блокпосты,
— федералы крутят. Я очень испугалась, что за мои песни
меня сейчас тут задержат и я пропаду, — ответила: «Нет,
другая. Та, наверное, на «Мерседесе» ездит, а я пешком».
Охранник согласился: «Конечно, на «Мерседесе». Тысячи кассет
продаются».
Лиза — женщина несколько не от мира сего, витает где-то
на своей орбите. ВСЕ ее кассеты расходятся только пиратским
способом, она же не получает ни гроша, не может ни за чем
уследить и что-либо в свою пользу наладить, хотя и мечтает
об этом и по-прежнему живет продажей книг и тем, что присылают
братья из Казахстана.
Сейчас бездомная (дом в Грозном разрушен, документы сгорели)
Лиза с тремя детьми снимает квартиру в Москве — «чтобы детям
дать хорошее образование», — и там у нее полстола на кухне.
Вот и вся тайна творческой лаборатории звезды. Песню «Русские
матери» придумала, стирая в ванной.
— Я терла белье и думала: до какой же степени наши слезы
и наше горе — чеченских и русских матерей — одинаковы? Пришли
строчки… Я все бросила, записала слова на кухне и вернулась
к стирке…
— А о ком песня «Гармонист»? Она людям так нравится… Не
о том ли музыканте, которого все знали, — он играл на центральном
рынке в Грозном и погиб в первую бомбежку в октябре 99-го?
Того гармониста многие помнят.
— Нет, это совсем другая история, это было в прошлом году.
На том же центральном рынке я часто слушала гармониста —
он играл старинные чеченские мелодии, которые и моя мама
исполняла, а она давно умерла. И вот в очередной раз гармониста
на рынке, на привычном месте, не оказалось. Я спросила женщин,
торгующих там, они объяснили, что он убит. Сочинила песню…
Я тоже слышала от людей, что многие считают: эта песня о
гармонисте, погибшем в начале войны. Сколько бы я ни убеждала,
что это о другом, никто не слышит. Ну пусть будет так… Песня
— о всех погибших в войну чеченских гармонистах…
— А к кому вы обращаетесь песней «Вставай, Россия!»?
— Ко всему народу российскому. И к чеченцам, конечно, тоже.
Войну затеяли не только русские, но и чеченцы. Я обращаюсь:
«Люди, опомнитесь! Кричите о том, чтоб война была закончена».
Руслан Аушев как-то говорил, что, когда был «Норд-Ост»,
он шел по Москве и удивлялся: там — сотни людей под прицелом,
а в другой части города — бары, рестораны, казино открыты…
Равнодушия к боли других много вокруг. У каждого — свой
протест войне и равнодушию. Мой протест — в этой песне.
Я все-таки не думаю, что «Грозный — город-герой» — хит.
Очень это спорно. Мужчинам, заметила, почему-то нравится
«Душа моя». Мальчик девятилетний плакал. И старик плакал.
Это песня, которую я сочинила, как только началась вторая
война. В 99-м. «Душа моя… Куда б ни мчали нас мечты, душа
моя, ты лишь в Чечне находишь счастье и покой, душа моя…
О, сколько бед перетерпели мы с тобой, душа моя. О, как
страдали мы с тобой, душа моя, но лишь в Чечне…».
— Вы поете в сборных концертах чеченских артистов?
— Нет. Это пир во время чумы. Да меня и не приглашают, потому
что знают мою позицию, — я не пойду. В Москве меня зовут
в рестораны наши богатые чеченцы. Две тысячи долларов, три
тысячи за вечер предлагают. Иногда: «Приди хоть на час,
спой». Я говорю: «Вы слышали мои песни?». Они: «Да». Я:
«Так вы, наверное, не поняли, о чем я пою. Еще раз послушайте
«Вставай, Россия!», первая строчка — для вас. «Вам — Канары,
казино, рестораны. А в Чечне идет война…». Обычно трубку
положат, и все. Некоторые начинают злорадствовать: что из
себя корчишь. Но я не корчу — это просто моя душа. Я так
живу.
— Но вы бы могли на вырученные деньги сразу записать все
оставшиеся песни!
— Конечно. Но… Не могу.
В Москве тип песенного исполнения, подобный Лизиному, называется
гражданской попсой — с упором на последнее слово. То есть
Умарова — этакое чеченское «Любэ» в одиночку с примесью
Газманова: простые мелодии, повторить которые несложно,
и патриотические духоподъемные тексты.
Заметно лишь одно отличие. В Москве эта разновидность музостихосложения
в прогнозируемые хиты — давно старательский промысел и золотая
жила на фоне неосоветских настроений толпы. Когда Расторгуев
поет по телевизору якобы с чеченской передовой, то ни у
кого нет сомнений, даже у фанаток, что это подделка — рисованные
декорации. Но война, тюрьма — и хит выпечен. Лиза же — действительно
прямиком с фронта, слова ее простые, но настоящие, какие
говорят друг другу, вылезая после обстрелов из подвалов.
Она с той стороны фронта, где столпились люди, попавшие
под колесо и не знающие, что еще придумать, чтобы уцелеть.
Собственно, Умарова и запела только потому, что сама попала
под то же колесо и терпеть мочи больше не осталось. Что
же касается «звездизма», то он пришел случайно, Лиза ни
на что не рассчитывала, поэтому и пользоваться не умеет.
Другие чеченские исполнители, работающие сегодня, поговаривают
о песнях Умаровой: мол, примитивно, непрофессионально…
Конечно, аранжировки не киркоровские. Но где взять другие,
если по сто долларов за восемь песен, а «новые чеченские»
— богатая диаспора, предпочитает спонсировать Алену Апину
и Авраама Руссо?.. Звук плывет, басы недотягивают, голос
дрожит.
А люди — плачут. Учителя, кандидаты наук, крестьяне, министры,
матери погибших… Все.
И тут еще раз об одном феномене, связанном с Умаровой. Она
— самая популярная певица и на блокпостах в Чечне. Офицеры,
не выходящие за пределы Ханкалы, главной военной базы на
окраине Грозного, просят сегодня тех, кто бывает в Грозном,
обязательно вернуться с кассетой Умаровой. Чеченская гражданская
лирика перебивает «Давай за»…
Получается: хотя в Кремле не верят ни единому слову о чеченской
войне, которое было бы произнесено вне контекста борьбы
с международным терроризмом, — те, кто находится непосредственно
в эпицентре этой «борьбы», уже думают иначе. Не все так
примитивно, как кому-то легче предполагать.
— Почему вы пишите и поете песни по-русски? Чтобы военные
вас услышали?
— Нет. Просто это мой язык, я выросла на нем.
— Как проходит ваш день — самой популярной чеченской певицы
2004 года?
— В ожидании звонка, что мне кто-то сделает заказ на книги.
— А заказ на песни ждете?
— Нет. Предложений о поддержке я не получала.
Анна
ПОЛИТКОВСКАЯ, 24.05.2004
P.S. Некоторые песни в исполнении Лизы Умаровой можно послушать
здесь
|