"Этот
жестокий молодой ислам"
Даже наиболее благожелательно настроенные по отношению
к мусульманским народам западные и российские аналитики,
как бы нехотя признав, что да, ислам чрезмерно "воинственен"
и "радикален", ищут ему оправдание в "молодости".
Напомнив, что исламская религия получила свое распространение
в VII веке, на шесть столетий позже христианского вероучения,
эти благожелатели мусульман говорят: мол, что поделать,
ведь и раннее христианство в свое время было не менее воинственным
и радикальным, нетерпимым к иноверцам, чем нынешний ислам.
При этом аудитории напоминаются времена крестовых походов
и судилищ инквизиции. И формулируется вывод: чем "моложе"
религиозная система, тем меньше в ней лояльности к инакомыслию,
к другим религиям. И наоборот: чем "старее" религия,
тем она смиреннее, тем меньше в ней нетерпимости и жестокости.
Не будем вдаваться в малопонятные непосвященным богословские
постулаты, в соответствие с которыми вообще нелепо ставить
вопрос о "молодости" или "старости"
монотеизма, поскольку не только исламские заповеди, но простое
здравомыслие показывают, что ислам (что означает "покорность
Богу") возник одновременно с верой в Единого Бога,
Творца всего сущего. А вера эта была присуща уже нашим первым
прародителям Адаму и Еве (мир им!).
Правда, как свидетельствуют Писания всех трех религий монотеизма,
не во всем наши прародители были покорны Господу. Но эпизод
с запретным плодом, который они вкусили, показывает не отсутствие
ислама ("покорности Богу") как такового в самом
начале человеческого бытия, а частичное нарушение этой покорности,
за что наши прародители поплатились изгнанием из Эдема.
Одним словом, мусульмане, в отличие от представителей других
конфессий, понимают, что ислам не является ни "старым",
ни "молодым" - он был всегда, даже до сотворения
людей, ибо все живое и неживое покорно тем законам, которые
Создатель установил для всех элементов и явлений сотворенного
Им мироздания. Лишь человеку и таинственным духам ("джиннам")
дана свобода выбора, возможность быть покорным заповедям
Господа по своей воле, и когда человек становится добровольным
исполнителем священных установлений, он и получает право
считать себя покорным Богу, мусульманином, членом исламской
уммы.
Сделав эти оговорки, все же условно согласимся с тем, что
ислам "моложе" христианства более чем на шесть
столетий. И посмотрим, так ли он враждебен к представителям
других религиозных систем, в частности, к христианам. И
для этого обратимся к исламу того периода, когда он был
наиболее "молодым", буквально "новорожденным",
то есть к исламу времен пророка Мухаммеда (с.а.с.).
В 632 году по христианскому летоисчислению, в Мекку к пророку
(с.а.с.) явилась делегация от жителей христианского города
Наджрана (северный Йемен), которые согласилась признать
над собой суверенитет мусульман. Был составлен и подписан
договор - первый официальный договор, регулирующий отношения
между исламским правительством и его христианскими подданными.
Русский (советский) ученый А.И.Колесников в книге "Завоевание
Ирана арабами", изданной в Москве в 1982 году, отмечает:
"Для христиан одним из наиболее важных можно считать
договор Мухаммеда (с.а.с.) с населением Наджрана, города
и его округи в северной части Йемена. Содержание договора
Мухаммеда (с.а.с.) с Наджраном сохранили мусульманские авторы
VIII-XII вв. Ибн Саад, Абу Юсуф, Йакуби, Балазури, Ибн ал-Асир
и др. Историки приводят текст копии договора или же дают
его пересказ. Тексты копий в разных сочинениях имеют незначительные
разночтения, и есть основания предполагать, что все они
восходят к общему первоисточнику".
Приведем текст этого договора, столь же "молодого",
как и сам ислам, чтобы читатель сам судил, насколько, "жестоким"
и "нетерпимым к иноверцам" была исламская религия
в наиболее "юном" своем состоянии. Оговорив в
преамбуле строго фиксированные размеры государственного
налога, который жители Наджрана должны отныне платить (2
тысячи укийа в год) пророк (с.а.с.) декларирует права христианских
граждан руководимого им государства:
"Наджрану и его округе - покровительство Аллаха и
защита пророка Мухаммеда, посланника Аллаха, в отношении
их жизни, их веры, их земли и имущества, их отсутствующего,
их присутствующего, караванов, церквей и обычаев.
Не будет изменено положение, в котором они находились,
не будет изменено ничего из их прав и обычаев; не будут
отстранены ни епископ от своего епископства, ни монах от
своего монашества, ни священник от своего дела со всем,
что в их руках из малого и великого.
Наджранцы не несут ответственности за проступки в прошлом
и за кровь, пролитую во времена джахилии. Они не будут платить
десятину, войско не будет топтать их земли. Если кто-то
из них заявит о своих правах, вопрос будет решаться между
ними по справедливости, не будет в Наджране ни обижающего,
ни обиженного.
А кто из них, начиная с этого дня, будет заниматься ростовщичеством,
то лишится моей защиты. Никто из них не будет схвачен за
проступок другого.
Им, как указано в этом документе, будет покровительство
Аллаха и защита пророка Мухаммеда навечно, до тех пор, пока
не поступит приговор Аллаха, пока они искренни и выполняют
то, что на них возложено, не обременяя себя дурными поступками".
(А.И.Колесников, указанное сочинение, стр. 204)
Для сравнения, приведем еще один документ - на этот раз
христианский, составленный в 1526 году, то есть в тот период,
когда христианство достигло - в отличие от рассмотренного
выше "младенческого" ислама - почтенного возраста
в полторы тысячи лет. Это декрет христианнейшего короля
Испании Карла V, изданный в отношении его подданных-мусульман.
Того самого Карла V, от жесточайших налогов которого много
раз восставали даже его христианские подданные:
"Строго воспрещается маврам говорить и писать на арабском
языке как публично, так и у себя дома. Предписывается говорить
и писать только по-кастильски, выдать свои арабские книги
для сожжения, отказаться от всех обрядов, костюма, имен
и обычаев мавританского происхождения, равно как и от пользования
горячими банями, сделавшимися необходимостью в их жизни.
Свадебные обряды у мавров должны совершаться по христианскому
обряду. Мавританские женщины должны ходить по улице с открытым
лицом". ( Из книги А.Арну "История цивилизаций",
С-Пб, 1995 год).
Сравните беспристрастно эти два документа, которые регулируют:
в первом случае жизнь христиан под покровительством мусульман,
а во втором - жизнь мусульман под "покровительством"
христиан. Только имейте в виду, что под "арабскими
книгами" подразумевается, в том числе, и Коран. Но
если ненависть к Корану еще можно понять, то чем, интересно,
помешали испанскому королю "горячие бани"? Тем
более, что его-то самого никто не заставлял купаться! Еще
раз напоминаем, что приведенными документами представлены
очень ранний ислам и очень зрелое христианство.
Если же кто-то возразит, что нынче на дворе уже другие
времена, и у "христианской цивилизации" совсем
другое отношение к мусульманам, то я бы посоветовал вспомнить
даже не повсеместную оккупацию западными и российскими войсками
мусульманских земель, не жестокости Чернокозово и Абу Грайба,
а недавно принятые в ряде европейских стран законы, запрещающие
мусульманкам появляться в определенных местах в хиджабе.
"Мавританские женщины должны ходить по улице с открытым
лицом". Что это - "взросление"? Или блуждание
по кровавым кругам истории?
М. Висаитов, Чеченпресс, 19.05.04г.
|