Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 05 мая 2004 г.

«Мы не сепаратисты и не мятежники»

Уважаемый председатель!
Уважаемые дамы и господа!

Я очень рад, что имею честь выступить перед Вами. Я присутствую здесь как представитель официального, законно избранного руководства Чеченской Республики в лице Президента А. Масхадова. Позвольте мне именно в этом качестве высказать мнение о ситуации в Чеченской Республике, и о российско-чеченской войне в контексте войны с международным терроризмом.

Мне, как и Вам, наверное, доводилось слушать очень оригинальные вещи про Чечню и чеченцев. Например, что Чечня – это центр международного терроризма, а сами чеченцы, при незначительном участии наемников из некоторых мусульманских стран, задумали установить в мире новый порядок. Очень любопытно было узнать, что чеченцы, которых едва насчитывается один миллион, при том, что ведут жесточайшую войну против ядерной державы России, умудрялись еще тысячами оказывать ожесточенное сопротивление войскам международной антитеррористической коалиции, возглавляемой США в Афганистане и Ираке. Я об этом вспоминаю с сожалением, потому что знаю, что ничего более оригинального не скажу.

Я хочу рассказать Вам коротко историю русско-чеченского конфликта в новейший период с 1990 г.

27 ноября 1990 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики по официальной указке или, можно сказать, требованию Верховной Власти СССР, принял Декларацию о государственном суверенитете, которая означала выход республики из состава РСФСР, России. Дело в том, что советская власть того периода во главе с президентом Михаилом Горбачевым задумала преобразовать СССР путем уравнивания в правах союзных и автономных республик, т.е. включив в состав подписантов нового обновленного союзного договора наряду с союзными республиками бывшие автономные республики. За все время существования СССР вопросы определения государственно-правового статуса и границ национально-территориальных образований находились в исключительном ведении верховной власти СССР. Например, Чечено-Ингушская автономная республика была ликвидирована в 1944 г. и вновь воссоздана в 1957 г. именно Верховной властью СССР в лице Верховного Совета СССР. Также, следующий пример, в 50-е годы Крымская автономная республика решением Верховного Совета СССР была из состава РСФСР (России) передана в состав Украины. Именно Верховный Совет СССР в свое время передал в состав РСФСР захваченные во вторую мировую войну Кенигсберг и ряд японских островов.

По непонятной нам логике, российские власти после развала СССР сочли возможным ревизировать именно только то решение бывшей советской власти, восстановившее чеченскую государственность. Не требуют возвращения Крыма, а Кенигсберг и Курильские острова считаются исконными русскими землями.

Я это все говорю, чтобы вы понимали, что в Чечне никакого мятежа, никакого вооруженного захвата сепаратистами власти не было. Как я говорил выше, суверенитет Чеченской Республики был продиктован принятием СССР ряда новых законов в апреле 1990 г. и был провозглашен абсолютно легитимной, с точки зрения тогдашнего советского и российского права, властью Чечено-Ингушской Республики в лице Верховного Совета во главе с Докку Завгаевым, который в то время возглавлял еще республиканский комитет КПСС.

Название «Чеченская Республика» появилось в октябре 1991 г., когда из состава Чечено-Ингушской Республики выделилась ее ингушская часть, которая решением съезда ингушского народа вошла в состав России, получив статус субъекта России.

В конце октября 1991 г. Чеченская Республика избрала парламент и президента. В первых официально принятых документах и парламент, и президент Д. Дудаев подтвердили приверженность Декларации о государственном суверенитете, провозглашенной 27 ноября 1990 г. Верховным Советом Чечено-Ингушской Республики.

Интересно отметить, что с 27 ноября 1990 г. народ Чечено-Ингушской Республики (с октября 1991 г. Чеченской Республики) ни в каких общероссийских выборах и референдумах не участвует. Например, Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики в преддверии общероссийского референдума в марте 1991 г. о вводе в России должности «Президент» официально заявил о невозможности участия республики в референдуме, так как она не является более частью РСФСР.

Таким образом, к развалу СССР в декабре 1991 г. Чеченская Республика год с лишним существовала в качестве суверенного государства, признанного законодательством СССР с апреля 1990 г. равноправным субъектом СССР, и наряду со всеми союзными республиками (Россией, Грузией и т.д.) готовилась подписать обновленный союзный договор.

Кстати, недвусмысленно равнозначный статус Чеченской Республики правительство России признало в 1992 г. при официальном разделе оружия и имущества бывшей советской армии, остававшихся в Чеченской Республике. Как известно, такой же раздел оружия и имущества советской армии произошел между Россией и другими бывшими субъектами СССР.

1992г. для Чеченской Республики знаменателен еще двумя событиями: первое, в этом году была принята наша Конституция, закрепившая статус Чеченской Республики в качестве демократического суверенного светского государства; второе, в России ее субъектами был подписан федеративный договор, в котором Чеченская Республика, несмотря на грубое давление, не приняла участие.

В принятую в декабре 1993г. Конституцию России, в нарушение всех мыслимых норм правопорядка, была вписана Чеченская Республика как субъект федерации. Мало того, что Чеченская Республика ни под каким видом не приняла участие в референдуме по Российской Конституции, в этой же конституции, оказывается, есть статья, которая гласит, что Российское государство есть федерация, состоящая из субъектов, добровольно подписавших федеративный договор. Авторов российской конституции не смутило, что Чечня такой договор не подписывала.

Уважаемые дамы и господа!

Позволю себе в хронологическом порядке перечислить дальнейшие важнейшие события и факты.

В 1994г. Россия, после трех с лишним лет шантажа, подрывных и террористических акций, не заставивших Чеченскую Республику капитулировать, развязывает против чеченского народа широкомасштабную войну с применением всех родов войск и всех видов оружия, в т.ч. запрещенного, кроме ядерного. Захватническую войну Россия лицемерно окрестила «Наведением конституционного порядка», хотя фактически эта война олицетворяла собой грубейшее нарушение всех основополагающих норм права.

В 1996 г. война заканчивается, все российские войска выводятся из Чеченской Республики. В январе 1997 г. в Чеченской Республике при активной методологической и материальной поддержке ОБСЕ, и в соответствии с конституцией ЧР от 1992 г., проходят выборы Президента и Парламента ЧРИ, которые официально признаются Россией и Советом Европы, приславшим своих многочисленных наблюдателей.

12 мая 1997 г. происходит подписание важнейшего в истории российско-чеченских взаимоотношений документа – Договора о мире и принципах взаимоотношений между Россией и Чеченской Республикой Ичкерия. По мнению независимых экспертов, этот документ и по форме, и по содержанию является договором между равнозначными субъектами и носит явный международный характер.

В духе Договора о мире были выдержаны подписанные позже договора и соглашения по взаимодействию между банками, министерствами внутренних дел, генеральными прокуратурами, министерствами юстиции, таможенными службами и другими профильными ведомствами обеих стран.

Непростой, но бесспорно перспективный процесс налаживания взаимоприемлемых межгосударственных взаимоотношений между Россией и Чеченской Республикой был прерван в 1998 г., когда на смену руководству Совета Безопасности России во главе с Иваном Петровичем Рыбкиным пришли представители ФСБ (КГБ), реанимировавшие идею силового решения чеченского вопроса. Весь переговорный процесс окончательно прекратился, когда Совет Безопасности возглавил Путин, одновременно являвшийся Директором ФСБ РФ.

В российском обществе после первой российско-чеченской войны господствовали антивоенные настроения. В Думе даже поднимался вопрос об импичменте Борису Ельцину за развязывание антиконституционной войны против Чечни.

Чекисты за подготовку к новой войне взялись основательно. Против Чечни была развязана жестокая подрывная террористическая война, сопровождавшаяся взрывами, убийствами и похищениями людей, преимущественно иностранцев и журналистов. Многие известные российские политики прямо заявляли, что надо довести Чечню до такого состояния, чтобы она на коленях просилась обратно в Россию.

С учетом опыта первой войны готовилась законодательная база под будущую агрессию. Я имею в виду закон о борьбе с терроризмом, принятый в июле 1998 г. У кого-то заранее не было сомнений в том, что террор будет

После развала СССР российские державники жаловались, что нет более объединяющей идеи, что и остаток от великой российской империи – РФ – может распасться. Чекисты такую идею нашли. Не Марксову идею борьбы с капиталом, но идею борьбы с терроризмом. Преимущество новой идеи заключалось в том, что в области теории и практики террора Россия на протяжении всего 20-го века безраздельно господствовала во всем мире на всех континентах.

Вы знаете, в первую войну нас называли бандитами, сепаратистами, фашистами, но никому в голову не пришло называть нас фундаменталистами, исламскими террористами и, тем более, международными террористами.

У чекистов есть опыт увязывания чеченского вопроса с международной проблемой. Например, решая чеченский вопрос в 1944 г., т.е. поголовно депортируя чеченцев в Казахстан и Сибирь, Сталин обвинил чеченский народ в сотрудничестве с немецкими фашистами. Мотивы Сталина могли быть понятными тогдашнему демократическому миру. И на этот раз представить Чечню в виде основного рассадника международного исламского террора представлялось удобным как перед собственно российским обществом, так и перед Западом, давно являющимся мишенью для атак со стороны ближневосточных террористов.

Удивительно, но планы Путина и его команды блестяще сработали. Я знаю, говорить о заговорах – это свидетельство дурного тона.

Позвольте мне быть столь наивным, чтобы утверждать, что за террором в Чечне, России и за очень известными террористическими атаками против США стоит режим Путина. Незабвенный авторитет и учитель большевиков и чекистов Владимир Ленин учил, что в политике важно не то, что и кто говорит, а важно, кому это выгодно. Чекисты заимели в России неограниченную авторитарную власть, сверхприбыли от повышения цен на нефть вследствие нестабильности в арабском мире. Редко кто из лидеров стран пользовался такой любовью и уважением, какими пользуется Владимир Путин. Поочередно лучшим своим другом называли Путина Ариэль Шарон и Ясир Арафат. Не является секретом любовь Джорджа Буша к Путину. А Саддам Хусейн накануне вторжения сил коалиции в Ирак весной прошлого года через российские СМИ призывал чеченцев «сражаться не против друзей ислама, а против врагов ислама». Рискну предположить, что вплоть до своего ареста Саддам испытывал чувства глубокой благодарности «другу ислама» Путину.

Оружие массового уничтожения в Ираке, наверное, не найдут, но его более чем достаточно в России. При желании Москвы ОМУ может оказаться где угодно и в чьих угодно руках. Об этом Путин ясно дал понять накануне своего последнего визита в США во время встречи с американскими журналистами. Он напомнил, что к нему обращаются с предложением о совместной борьбе против коалиции. Российский президент не удержался от угроз, намекнув на непредсказуемые для коалиции последствия, если он, не дай Бог, в ущерб своим личным отношениям с Бушем примет данное предложение.

Я смею предположить, что он эти предложения принял, и что российский генералитет, конечно, не счел бы возможным пожертвовать своими стратегическими интересами в угоду личным привязанностям своего молодого ставленника!

Уважаемые господа!

Многие наблюдатели усматривают в действиях Путина попытки реанимировать сталинскую диктатуру. Может быть, так оно и есть. Но у нас, чеченцев, возникают другие ассоциации. Полтора года назад мне довелось встречаться с госпожой Карлой Дель Понте, председателем Гаагского трибунала по бывшей Югославии. Мы обсуждали с ней возможности создания аналогичного международного Трибунала по военным преступлениям в Чечне. Я очень благодарен г-же Дель Понте за ценные консультации. Она внушила нам оптимизм и в довершение пригласила в зал, где на скамье подсудимых сидел Слободан Милошевич. Кажется, Милошевичу инкриминируется убийство трех тысяч гражданских лиц. В античеченских войнах за последние десять лет убито более двухсот тысяч мирных чеченцев. Я хочу сказать, Путин для нас – это Милошевич, но во сто крат преступнее. По приказу Путина разбомблены и сожжены города и села Чечни, вспороты животы беременным женщинам. Реальность такова: Милошевич заслуженно посажен на скамью подсудимых, а Путин пользуется всевозможными почестями.

Сегодня о ситуации в Чечне говорят в контексте борьбы с международным терроризмом. В определенном смысле это абсолютно правильно. Чеченский народ стал первой жертвой нового глобального наступления международного терроризма. Это наступление означает собой попытку реванша за утраченные десятилетия назад позиции. Создававшаяся в течение всего прошлого столетия террористическая сеть вновь почувствовала возможным переделать мир по своему усмотрению. Вы знаете, начинать и заканчивать войны в Чечне всегда была прерогатива России. Надо отдать должное, КГБешная система оказалась достойной последних достижений информативных технологий. Преследуя банальную цель повторной колонизации Чечни, она добилась и понимания, и сочувствия, а то и поддержки как российского общества, так и большинства стран мира. Созданный Кремлем виртуальный образ вездесущих чеченских террористов отвлекает внимание от реальных источников террора.

Под шумок борьбы с чеченским терроризмом Путин задушил свободу слова в России, прибрал к рукам весь бизнес, установил абсолютную авторитарную власть. Выдавая себя за союзника антитеррористической коалиции, Путин делает все возможное, чтобы не угасло пламя террористической войны против стран Запада. Повышение цен на нефть, приносящее сверхприбыли путинскому режиму, существенным образом должно сказаться на экономике стран-потребителей нефти, не говоря уже об огромных затратах коалиции на ведение антитеррористической войны.

Хотел бы обратить внимание на то, что против интересов России за рубежом, несмотря на десятилетия жесточайшего насилия в Чечне со стороны российских военных, никто из т.н. исламских террористов не предпринимает какие либо атаки. О тех террористических акциях, которые периодически проводятся в России, могу сказать, что за ними стоят российские спецслужбы. Об этом свидетельствуют независимые расследования, проводимые мужественными российскими журналистами, правозащитниками и депутатами. На проверку оказывается, что каждый раз после своевременного теракта пошатнувшийся было рейтинг Путина вновь поднимается. Это не мои домыслы, я опираюсь на информацию моих российских друзей.

Законно избранный президент Чеченской Республики Аслан Масхадов многократно делал заявления, осуждающие терроризм во всех его формах, обращая при этом внимание на терроризирование чеченского населения российскими войсками. Я с удовлетворением говорю, что ни в Афганистане, ни в Ираке не нашли ни одного гражданина Чеченской Республики, хотя после фантастической рекламы чеченского международного терроризма их следовало там обнаружить сотнями. Как мы узнавали у американцев, не оказалось чеченцев и в Гуантанамо.

Жестокий опыт прошедшего десятилетия показывает, что российско-чеченский конфликт не имеет военного решения. Кремлевский режим не в состоянии сломить волю чеченского народа к свободе, а чеченские вооруженные силы не могут разгромить постоянно подпитываемую двухсоттысячную группировку российских войск. По нашему убеждению, прекратить насилие в Чечне можно только путем международного вмешательства. Политический фарс типа проведенных в Чечне т.н. референдума и выборов президента не имеют ничего общего с реальным политическим процессом и только отдаляет перспективу мирного урегулирования.

Наши призывы к международному вмешательству, в т.ч. военному, говорят и о нашем отношении к проблеме терроризма.

Дамы и господа, большое спасибо, что Вы терпеливо выслушали меня.

Выступление вице-премьера чеченского правительства,
спецпредставителя президента ЧРИ Ахмеда Закаева в парламенте Дании 25.02.04г.

Чеченпресс, 05.05.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info