"Лучше
быть безумным храбрецом, чем расчетливым трусом!"
Возможно, чрезмерное изобилие портретов на стенах и даже
в сортире родного дома и повлияло на впечатлительное воображение
ребёнка, но то, что "устами ребёнка глаголет истина",
лишний раз подтвердил четырёхлетний сын Зязикова, Миша,
на вопрос корреспондента НТВ "кем работает папа?",
звонко откликнувшийся: "Путиным!".
"Он хочет сказать, как Путин в России, так и я в Ингушетии",
неловко постарался замять детскую непосредственность ребёнка
"папа", однако вряд ли это уже помешает появлению
в национальном фольклоре ингушей нового шедевра - про род
Зязиковых, прославивших себя наличием в своих рядах "ингушского
Путина", и, в верноподданническом порыве целующего
оригинал в одно мягкое место его седобородого отца - старца.
До такого в вайнахской истории не докатывался даже Кадыров.
Спрашивается, для воюющего чеченца какая тогда разница
между всеми этими персонажами? Есть ли она? Не обманывайтесь,
есть. Если с Путиным всё ясно, то Кадыров с Зязиковым -
ещё и лицемеры.
Не могу сказать точно, но, наверное, был какой-то предел,
за который не мог перешагнуть бывший президент Ингушетии
Аушев. Этим пределом могла быть реальная угроза войны, потому
что в канун первой войны был момент, когда, то ли под влиянием
своего вице-президента Агапова, подкреплённого видом бронированных
армад, нескончаемым потоком текущих в маленькую республику,
то ли в силу каких-то других причин, но Аушев настойчиво
пытался убедить Джохара Дудаева "вскинуть лапки".
Терминология была, конечно, другая, говорилось, что это
безумие, а не храбрость, воевать в одиночку против целой
империи, что это самоубийство, бросать народ под гусеницы
целой советской армии.
Терминология была другая, но суть от этого не менялась.
Упругой походкой расхаживая по кабинету из одной стороны
в другую, Джохар мрачно слушал. Он тоже ни словом не обмолвился
о том, что говорить в такую минуту для вайнаха было бы естественным
нечто другое, но на словах "это безумие, а не храбрость!",
резко остановился перед собеседником, вскинул голову и похлопал
собрата по плечу: "Русланчик! Лучше быть безумным храбрецом,
чем расчётливым трусом!".
Справедливости ради надо отметить, что подобные объяснения
происходили не только на "высшем" уровне. Некоторые
предприимчивые ингуши не раз попрекали чеченцев: "Ну
и глупый же Вы народ! Сами зарезали корову, которую доите!",
а наиболее продвинутые, типа Микаила Гуцериева, хоть и заявляли:
"Нам даже сто оффшорных зон не надо, если будут убивать
наших братьев-чеченцев!", но дальше громких заявлений
не шли. Федеральный центр всё понимал правильно, он дал
тысячу оффшорных зон, он озолотил Ингушетию и Дагестан (когда
ещё в Первомайском могли появиться белокаменные дворцы с
золочёными крышами, если бы не "помощь" чеченцев?)
- скрепя зубами, "старший брат" пускал пыль в
глаза, чтобы, пока не пришло время, "чурки" не
увидели, что доят "свинью", а не "корову".
Время пришло, и вот уже власть, как говорят чеченские старцы,
"позволившая наполнить мешок, отбирает его содержимое
вместе с мешком". А зачастую вместе с жизнью лучших
сынов этого народа, взять хотя бы похищенного российскими
бандформированиями прокурора Оздоева, одного из лучших среди
ингушей. Так что, ошибается тот, кто рассчитывает обмануть
этого искуснейшего из шулеров - российское государство.
Первая война, в ходе которой настроение Аушева менялось
в прямой зависимости от ситуации, закончилась известным
образом, Джохар Дудаев пал смертью шахида, да примет Всевышний
его Джихад! Уверен, на истинно вайнахский менталитет Аушева
его гибель произвела неизгладимое впечатление, выразившееся
в жёсткой и бескомпромиссной позиции в ходе второй войны,
снискавшей Аушеву, а в его лице и всему ингушскому народу,
искреннее уважение. Этого федеральный центр, для которого
чеченцы должны были быть изолированными от мира изгоями,
не мог допустить. Ингушский народ требовалось унизить, но
унизить так, чтобы виною всему выглядел народ чеченский
- его ведь сегодня легче всего обвинить.
Эту роль на себя добровольно взял ингушский, если не по
крови, то по духу, "путин" - Зязиков, и эта роль
- унижение собственного народа, ему вполне удалась. Но,
во-первых, эта война тоже закончится, и что же Зязиковы
собираются делать тогда? Во-вторых, "можно долго обманывать
часть народа, можно какое-то время обманывать большинство
народа, но невозможно постоянно обманывать весь народ"
- долго ли сами ингуши будут терпеть своё униженное состояние,
тоже вопрос далеко не бесспорный?
Что касается чеченцев, то по отношению к ним первый и второй
ингушские президенты разнятся настолько, что Аушеву, например,
Басаев на день рождения подарил флягу мёда собственного
производства с трогательным пожеланием: "Чтобы отношения
между нашими людьми (вайнахами) были такими же сладкими",
а Зязикову - прислал шахида. И то правда. Какая нам, собственно
говоря, разница, ингушский "путин", или русский?
Ваха Ибрагимов, Чеченпресс, 15.04.04г.
|