"Казачий
магазин"
На улице Суворова в городе Краснодаре есть "Казачий
магазин". Любой из граждан может войти сюда в обыкновенном
европейском костюме, а выйти из него в красочной одежде
казака. Летом - это черкеска из сукна с газырями, бешмет,
башлык, а зимой вдобавок еще бурка, папаха и сапоги. Тут
же можно приобрести и украсить свой наряд саблей, кинжалом
и плеткой, а также погонами почти всех казацких воинских
отличий. При этом ни одна из продавщиц не спросит у вас:
Вы - казак или член какой-либо секты? Здесь действует закон
рыночной экономики: деньги - товар.
Экипированных в таких магазинах мужчин, торжественно разгуливающих
с плетками в руках, можно встретить на улице Красной по
уик-эндам. Это - главная улица города Краснодара. Казаки
Северо-Западного Кавказа (Краснодарский край и Республика
Адыгея) называют этот город своей столицей.
Они считают себя обязанными наводить порядок во всех населенных
пунктах, используя свои, особые методы.
"Меня три раза ударили плеткой за то, что я забыл
дома паспорт", - говорит краснодарский торговец Артур
З-ян.
З0-летний беженец из Абхазии Георгий Бениа рассказал автору
этих строк: "В Сочи меня окликнули три казака, назвав
черномазым. Я им ответил, что они сами черномазые. Они оскорбились
и средь бела дня стали избивать меня плетками и ногами.
Из прохожих остановилась только одна женщина и криками прекратила
избиение. После этого я три недели пролежал в больнице и
вскоре уехал из Сочи".
В беседе с автором этих строк учитель истории из г. Майкопа
Асланбей Схалахо сказал: "Казаки в черкесках не могут
вызвать положительных эмоций у адыгов, черкесов, кабардинцев,
балкарцев и других коренных жителей Северо-Западного Кавказа.
Раньше у казаков была своя форма одежды, не имеющая ничего
общего с черкеской. В 1861 году император России Александр
II повелел казакам носить черкески как военную форму, а
нам, коренным народам, было запрещено одевать ее. Царизм
не только покорил, но и "раздел" коренные народы.
Это до сих пор служит сильным раздражителем для нас".
"А еще сильнее раздражает, - добавляет учитель, -
что казаки здесь, на Кавказе, называют всех кавказцев "инородцами",
а коренным населением считают только себя. Это прямое разжигание
межнациональной розни".
По мнению краснодарского писателя Валерия Кузнецова, Кубань
охвачена казакоманией: представители национальных меньшинств
подделываются под казаков и вступают в их ряды. Тем самым
они стараются оградить себя от произвола казаков. В повести
этого писателя "Факультет дуристики" созданы сатирические
образы "оказаченного еврея", "оказаченного
армянина" и т.д.
"В официальных документах, - рассказывает психолог
Сергей Кирьянов, - казаков называют культурно-этнической
общностью. Было бы правильней назвать их социально-этнической
общностью. От славянских народов они отличаются именно в
социальном отношении - укладом быта, подчиненного военным
требованиям, умением быстро организовать оборону своих жилищ,
постоянной готовностью нападать и преследовать неприятеля,
навыками походной жизни".
"Именно эти качества казаков учла Екатерина II, когда
Манифестом от 30 июня 1792 года пожаловала им весь Таманский
полуостров и правобережные земли реки Кубани. Поселившись
здесь, казаки вели постоянные войны с адыгскими, черкесскими
и другими аборигенными племенами Северо-Западного Кавказа.
В годы Советской власти казаки подверглись репрессиям. Их
агрессивный воинский менталитет сильно пострадал, но за
последние 15 лет он возрастает в геометрической прогрессии".
Борис Ельцин восстановил казаков в правах. Это послужило
сигналом к возрождению воинской психологии казаков. Не случайно
казаки активно участвовали во всех межнациональных конфликтах
на постсоветском пространстве и даже на Балканах.
Особую активность кубанские казаки проявили в соседней Абхазии,
воюя на абхазской стороне. Сам губернатор Краснодарского
края Александр Ткаченко до сих оказывает абхазцам всевозможную
моральную и материальную поддержку. Среди казаков бытует
мнение, что Абхазия фактически уже находится в составе Краснодарского
края, а не Грузии. Автору этих строк не раз приходилось
слышать мнение казаков: "Империя существует до тех
пор, пока она воюет и развивается".
Во всех станицах, поселках и городах созданы высоко дисциплинированные
казацкие военизированные структуры на общественных началах.
Их возглавляют атаманы.
Практикуемое в населенных пунктах так называемое патрулирование
казаков, якобы в помощь милиции, носит откровенную форму
межнационального противостояния. На рынках, вокзалах, телефонных
переговорных пунктах и в других местах скопления людей казаки
задерживают и подвергают досмотру в основном "лиц кавказской
национальности". При малейшем сопротивлении такие проверки
документов заканчиваются экзекуциями.
Если последние 7-8 лет так называемые казацкие патрули
в массовом порядке подменяли собой милицию, то сейчас тактика
несколько изменилась.
Атаман Кубанского казачьего войска генерал Громов велел
своим подчиненным "не казаковать". На вопрос журналиста
радиостанции "Маяк Кубани", что это означает,
генерал ответил: "Это значит - не отвлекаться на мелкие
дела, не выставлять себя на показ и быть всегда в боевой
готовности". Как выяснил автор этих строк в беседе
с рядовыми казаками, недалек тот день, когда им предстоит
"гнать с Кубани черных", так называемых инородцев.
В том же интервью генерал Громов безо всякой дипломатии,
прямым текстом заявил, что "казакам уже негде ступить
ногой на кубанской земле".
В результате межнациональных столкновений в Ферганской
долине Узбекистана, Баку, Сумгаите, Карабахе, Абхазии, Цхинвали
и других местах постсоветского пространства в Краснодарский
край хлынул поток беженцев, однако численность их на фоне
почти 6-миллионого населения края весьма невелика. Так,
армян здесь зарегистрировано всего 30 тысяч человек. Столько
же турок-месхетинцев из Ферганы. Грузин-беженцев - около
10 тысяч человек. А представителей других народов и того
меньше. Утверждать, что "инородцы" преобладают
в крае, было бы большим преувеличением.
"Армянские купцы появились на Кубани задолго до казаков,
- говорит преподаватель Арменак С., - а сегодня нас считают
чужаками. Мой земляк хотел купить участок земли в районе
Дубинок г. Краснодара. Но местные жители-казаки устроили
митинг протеста и вынудили местную власть отменить акт купли-продажи.
"Мы здесь находимся вне закона, - говорит активист
турко-месхетинской общины Дурсун З., - нас не прописывают
ни в селах, ни в городах края. Мы бесправны, и нас могут
выселить в любой момент".
Если иметь в виду, что РФ считает себя правопреемницей
СССР, такое положение нельзя считать нормальным. А вот казачий
генерал Громов гордится тем, что кубанские казаки сумели
"отстоять свои права" и не допустить прописку
турок-месхетинцев в Краснодарском крае.
Донские казаки в Ростовской области, - говорит генерал,
- сделали ошибку, разрешив властям прописать на своей территории
турок-месхетинцев, а нам удалось избежать этого". Может
показаться, что генерал преувеличивает свою роль, но это
сущая правда.
Кубанское казачье войско в крае фактически дублирует силовые
органы и в большинстве случаев, когда дело касается межнациональных
отношений и миграционных процессов, действует гораздо жестче
их. Можно утверждать, что в этих случаях казаки контролируют
правоохранительные и административные органы. В большинстве
случаев, когда дело касается межнациональных отношений и
миграционных процессов, казаки действуют гораздо жестче
этих органов.
"Атмосфера вседозволенности для казаков была создана
в бытность губернатором края известного в России националиста
и антисемита Кондратенко, - говорит писатель Сергей С.,
- Казаки по-прежнему называют его "батькой", то
есть атаманом".
Нынешний губернатор Края Александр Ткачев - его ученик.
По убеждениям он ничем не отличается от своего предшественника.
Он также открыто оказывает помощь абхазским сепаратистам,
потворствует казацким националистическим настроениям.
Из конфиденциальных источников мне стало известно, в частности,
что губернатор края Александр Ткачев выделил из бюджета
многомиллионную сумму (в рублях) полулегальному казачьему
подразделению "Волчья сотня". Главное ее назначение,
как и в царские времена, усмирять "инородцев".
На эти деньги подразделение обучается по программе, близкой
к диверсионно-террористической.
"Мне часто приходится бывать во всех республиках и
краях Кавказа - сказал ученый из Майкопа Али Т., - нигде
я не наблюдал такого шовинизма и национализма, как в Краснодарском
крае. Размышляя над этим, я пришел к выводу, что это - синдром
страха. Казаки, по-видимому, боятся мести кавказских народов,
которых уничтожали на протяжении трех столетий. Другого
объяснения я найти не могу".
На улице Красной, в самом центре Краснодара, рядом с кафе
"Зимний сад" выведена надпись несмываемой краской:
"Чурка, убирайся домой, я сегодня злой!". "Чурка"
- на босяцком жаргоне - нерусский. В городе можно увидеть
и такие надписи на стенах и заборах: "Смерть хачикам!",
"Смерть инородцам!". На улице Коммунаров давно
красуется надпись на бетонной ограде: "Русь восстань!
Враг на земле". Кто враг, думается, объяснять не надо.
Картину дополняют регулярные сборища членов местного отделения
общероссийской шовинистической партии "Русское национальное
единство". Они собираются в центре Краснодара у кафе
"Зимний сад", раздают прохожим листовки и брошюры
с антисемитским и националистическим содержанием. Излюбленная
тема их агитационных бесед - замена республик и автономных
областей губерниями. Надо сказать, что Путин планомерно
реализует эту задачу, аннулировав уже два автономных образования
в России.
Эдуард Сергиенко, для Чеченпресс, 05.04.04г.
|