Сказ
про то, как Чхьевриг повесил своих сыновей
24 марта 2004 года на сайте агентства "Чеченпресс"
было опубликовано моё письмо под названием "Герои
и антигерои русско-чеченской войны" с редакционным
комментарием. Через три дня после этой публикации на сайте
газеты "The
Chechen Times" появилась статья Хусейна
Сулейманова "Будет ли расследование?" о "громком
скандале" в МИДе ЧРИ, в которой уделено внимание и
моему письму. Приведу цитату:
"…Государственное информационное агентство напечатало
"письмо читателя", в котором "сдача в плен"
Магомеда Ханбиева называлась предательством, а позиция его
старшего брата, Умара, генерального представителя президента
Масхадова - малодушной. Правда, "Чеченпресс" попыталось
"заступиться" за Умара Ханбиева, но реальный background
данного "письма читателя" был совершенно понятен".
Довожу до сведения автора данной статьи: "письмо читателя"
- реальное, "сдача в плен" Магомеда ХАМбиева -
тоже реальный факт. Так что, Сулейманову не стоило тратить
лишних чернил на ненужные кавычки, как и в слове "заступиться"
в выражении: "Чеченпресс" попыталось "заступиться"
за Умара Ханбиева". Дело в том, что в этом принципиальном
вопросе ("сдача в плен") "Чеченпресс",
наоборот, даже сильно заступился за генпредставителя президента
ЧРИ в зарубежных странах. Это, во-первых. А во-вторых, в
моём письме позиция министра здравоохранения ЧРИ и представителя
чеченского государства за рубежом нигде не названа "малодушной"
- ему всего лишь даётся товарищеский совет, а именно: "Известный
в Ичкерии государственный деятель, доктор Умар ХАНбиев,
который является живой легендой Чеченского Сопротивления,
не должен даже в лёгкой форме защищать своего брата-антигероя".
В связи с этим приведу здесь небольшой рассказ об одном
известном историческом эпизоде времён Русско-Кавказской
войны, который опубликовал в своей книге "Топонимия
Чечни" (Нальчик, издательский центр "Эль-Фа",
1997) именитый однофамилец "автора статьи" на
сайте газеты "The Chechen Times" - замечательный
чеченский поэт, историк и краевед Ахмад Сулейманов. Называется
рассказ так: "Чхьеврига шен кIентий ирхоьхкина кхоьрнаш"
("Груши, на которых Чхьевриг повесил своих сыновей"):
"…В личной охране имама (Шамиля) служили четыре брата,
четыре сына члена Совета улемов - Чхьеврига. Тайная разведка
русской крепости, располагавшаяся в крепости Ведено, завербовала
сыновей Чхьеврига и через них получала секретную информацию
о готовящихся боевых действиях имама и, кроме того, за большие
деньги покупала у них порох и пушечные ядра, которые выносились
за крепостную ограду под видом зерна для помола. Предательство
было раскрыто тайной службой имама, преступники были брошены
в яму.
На Совете улемов имам обратился к отцу сыновей и попросил
определить меру наказания преступникам. Чхьевриг объявил
самой подходящей мерой наказания - смертную казнь через
повешение и вызвался привести в исполнение приговор. Совет
улемов и имам согласились с предложением отца и в тот же
час вывели преступников из ямы, связали им руки и подняли
на скамейки. Отец сам набросил петли на шеи своих сыновей
и сам выбил из-под ног их скамейки. Груши эти сохранились
до наших дней" (стр. 268-269). (Говорят, что эти груши,
по крайней мере до начала Второй русско-чеченской войны,
всё ещё стояли у самого подхода к черте, где когда-то проходила
стена военного укрепления (крепости) имама Шамиля - на живописной
поляне у северного подножья горы Горга-лам на юго-западной
окраине селения Дышне-Ведено, на высоком мысе, заключённого
с двух сторон быстрой горной речушкой.).
К чему этот рассказ? Мы, конечно, не "кровожадные",
как имам Шамиль, и не просим Умара ХАНбиева повесить своего
брата-предателя на живописной поляне в окрестностях селения
Беной-Юрт по примеру Чхьеврига или умертвить его более современным
способом. Но как государственный руководитель такого высокого
ранга он просто обязан хотя бы публично отказаться от своего
брата-преступника или же подать в отставку. Ведь, улему
Чхьевригу тоже было нелегко повесить сразу всех своих сыновей.
Я даже не знаю, почему после этого он не сошёл с ума.
Хочется процитировать здесь ещё один документ - на этот
раз небольшая заметка Т. Нанаева "Съезд чеченского
тейпа Бено осудил национал-предателя Кадырова" почти
полутора годичной давности ("Чеченпресс", 21.12.2002):
"Участники подпольного съезда тейпа Бено, прошедшего
на днях в окрестностях селения Шуаны Ножай-Юртовского района
ЧРИ, осудили действия национал-предателей Кадырова, братьев
Ямадаевых, Сайдуллаева и Дошукаева. Перечисленные выходцы
самого крупного тейпа в Чечне позорят славные имена Байсангура
и Солтамурада Беноевских, геройски сражавших против российских
колонизаторов, подчеркнули они.
На съезде было зачитано предсмертное завещание известного
чеченского историка и военачальника Далхана Хожаева, геройски
погибшего от рук российских оккупантов и национал-предателей.
В завещании-обращении Далхана Хожаева подчёркнута ответственность
представителей тейпа Бено за происходящие военно-политические
события в Чеченской Республике Ичкерия. Д. Хожаев призывает
своих однотейповцев всеми силами бороться против российских
захватчиков.
В своём обращении чеченский историк Д. Хожаев призывает
беноевцев осудить действия национал-предателей Кадырова
и братьев Ямадаевых, подчёркивая, что те своими преступными
действиями позорят героическое прошлое их тейпа. На съезде
приняли участие министр обороны ЧРИ Мохмад Хамбиев, а также
ряд известных представителей тейпа Беной, которые в целях
своей безопасности просили нас не называть фамилий. Делегаты
съезда приняли обращение к Президенту ЧРИ А.Масхадову, в
котором выразили полную поддержку действиям чеченских бойцов
по защите конституционного строя Чеченского государства".
Я стопроцентно уверен, что многие чеченцы строго "осудили
действия национал-предателей Кадырова, братьев Ямадаевых,
Сайдуллаева и Дошукаева", а также примкнувшего к ним
недавно "оборонного министра" ХАМбиева, так как
"перечисленные выходцы самого крупного тейпа в Чечне
позорят славные имена Байсангура и Солтамурада Беноевских,
геройски сражавших против российских колонизаторов",
а также бессмертные имена замечательного учёного-историка
и военачальника Далхана Хожаева, известного амира алхан-юртовского
джамаата Рамзана Цакаева и многих других представителей
этого действительно славного и многочисленного чеченского
тейпа, ставших бессмертными шахидами на пути Аллаха в начале
Второй русско-чеченской войны.
В свою очередь, мне тоже "реальный background"
вышеназванной "статьи журналиста" Хусейна Сулейманова,
опубликованной на сайте газеты "The Chechen Times",
"совершенно понятен".
И последнее. Уверяю вас, что данное письмо никак не приурочено
к историческому выступлению Умара ХАНбиева на 60-й сессии
Комиссии ООН по правам человека, которая проходила в Женеве
2 апреля 2004 года. Этого действительно мужественного человека
и прекрасного специалиста я по-прежнему считаю "живой
легендой" Чеченского Сопротивления, то есть героем
русско-чеченской войны.
Хочется надеяться, что редакция "Чеченпресс"
и на этот раз без купюр опубликует моё письмо, выражающее
точку зрения многих участников движения Чеченского Сопротивления.
Аллаху Акбар!
Муслим Чеченский, для агентства Чеченпресс, 05.04.04г.
|