Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку

  ,

eng | rus  
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 16 марта 2004 г.

Пришло ли время?

"Взойдите на самую высокую вершину и посмотрите в сторону Чечни. Если там спокойно, значит, и на всём Кавказе спокойно", - писал в своих мемуарах Анастас Микоян. Если, исходя из этих слов, мы согласимся, что обстановка на Кавказе более чем взрывоопасная, мы должны согласиться и с тем, что для того, чтобы она взорвалась, нужна только искра. И признавая события вокруг Аджарии как потенциальную "искру", из которой, да, да, может, "возгорится пламя", мы должны рассматривать её в свете завязанных вокруг Кавказа интересов.

Думаю, что, позиционируемому как явно проамериканский, грузинскому президенту очень хотелось разрушить этот устоявшийся стереотип в ходе своего первого же визита в Россию. То есть, иными словами, несколько пустить пыль в глаза страдающему от комплекса неполноценности северному соседу проверенным способом - уступкой в чеченском вопросе. В чём, надо признаться, он был далеко не оригинален. Уступка, неожиданная не только для чеченских беженцев в Грузии, но даже для самого грузинского общества, была продемонстрирована в полной мере; трёхчасовая беседа с глазу на глаз Саакашвили и Путина обернулась выдачей троих и бесследной пропажей ещё двоих чеченцев.

Грузинский президент показал себя вполне способным учеником Шеварднадзе, имеющим полное право встать в ряд огромного числа мировых политиков, делающих на чеченском вопросе неплохой бизнес. В ответ на такие широкие жесты Саакашвили не без основания рассчитывал, что Россия пойдёт на встречные уступки в аджарском вопросе, принципиально важном для него прежде всего по личным мотивам. Потому что по всем вопросам с "аджарским львом" можно договориться, кроме вопроса власти - религии Аслана Абашидзе.

Однако чутьё подвело молодого грузинского лидера, привыкшего брать нахрапом. Уступка в чеченском вопросе была воспринята как слабость, а слабость противника для России, как справедливо замечал Джохар Дудаев, всё равно, что красная тряпка для быка. Сам же "договор" с Россией, тем более в лице Путина, и тут уже вступает в силу озвученный другим матёрым политиком закон - не стоит даже той бумаги, на котором он написан. Саакашвили закономерно получил то, чего добивался: мнимая дружелюбность Россию не обманула, и вместо "ненадёжного" Саакашвили предпочтение ею было отдано своей проверенной марионетке - Абашидзе. По принципу, лучше уж синицу в руках. Не спрогнозировать подобное поведение было верхом наивности со стороны Саакашвили, однако главный вопрос встаёт за его сегодняшними, тоже, впрочем, вполне прогнозируемыми действиями.

Прекрасно понимая, что "революция роз" на улицах Батуми российскими танками будет раздавлена также, как в своё время на улицах Тбилиси, Саакашвили прихватывает с собой до пятисот, до зубов вооружённых дюжих молодцов на случай, если в дело вмешается российский спецназ в Аджарии, и, пользуясь предвыборной суматохой в России, видимо, твёрдо намерен раз и навсегда решить проблему Абашидзе. При том, что подоплёка ясна всем - надеется-то Саакашвили, на самом деле, не на эти пятьсот человек, а на заокеанского "дядюшку", на то, что как для самого Саакашвили стал принципиален вопрос Аджарии, так и для этого "дядюшки" в отношениях с Россией будет принципиален вопрос Грузии.

Выходит, если, вопреки собственным заявлениям, что он не позволит превратить Грузию в арену столкновения великих держав, Саакашвили намеренно ведёт именно к этому, он или близорукий политический авантюрист, во что верится с трудом, или его действия санкционированы на самом высоком, "заокеанском уровне". Не отдавать себе отчёта в том, что вопрос Кавказа, где Ичкерия с Грузией играют ключевую роль, это не региональный вопрос типа среднеазиатского (Афганистан), или ближневосточного (Ирак и Палестина), что кавказский вопрос - ключевой для Евразии, а для России - вопрос жизни и смерти, он не может. Значит, если, рискуя не только политической репутацией, но и собственной жизнью, Саакашвили намеренно идёт на обострение, надо ли это понимать так, что где-то решили - ВРЕМЯ ПРИШЛО? "Вот в чём вопрос!?"

В обстановке, когда в полной мере вступает в силу другой закон политики - "нет вечных друзей или вечных врагов, а есть вечные интересы", Саакашвили не может не понимать, что войну Америка России из-за него не объявит, значит, по дальнейшему развитию событий вокруг Аджарии мы увидим - ПРИШЛО ЛИ ВРЕМЯ? Или Саакашвили просто подставили. Как Шеварднадзе, в отличие от которого у Саакашвили нет перед Западом никаких заслуг.

Ваха Ибрагимов, Чеченпресс, 16.03.04г.

 

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.info