История
национально-освободительного движения чеченского народа
ЧАСТЬ 1.
Вступление.
Почти вся история чеченцев - это постоянные войны за свободу
и независимость. Начиная с монголо-татарских захватчиков
и кончая российскими агрессорами, чеченскому народу с оружием
в руках приходилось отстаивать свободу, дарованную Аллахом.
Построение русскими централизованного государства в XVI-XVII
в.в. обернулось для чеченцев новыми войнами, которые периодически
продолжались и продолжаются четыре столетия.
Проникновение русских колонизаторов на Кавказ, а потом
на Северный Кавказ, способствовало появлению у границ Чечни
сильного, могущественного и коварного северного соседа в
лице России, которая порабощала кавказские народы один за
другим. Многие народы Кавказа сопротивлялись российским
захватчикам, стараясь отстоять свою свободу и независимость,
другие подчинялись более сильному и могущественному государству.
Кавказские народы - черкесы, дагестанцы, шапсуги, адыгейцы,
убыхи, кабардинцы, кумыки, ногайцы и другие, с оружием в
руках сражались с российскими войсками. Русские колонизаторы
огнем и мечом прокатились по стране, дотла сжигая деревни
и села и безжалостно убивая всех, не щадя стариков, женщин
и детей. Некоторые народы - шапсуги, адыгейцы и другие,
потеряли более половины своей численности, другие, как,
например, убыхи, были полностью уничтожены. Те же, кому
удалось спастись от геноцида русских, вынуждены были покинуть
свою историческую Родину.
Наиболее сильное сопротивление российские агрессоры встретили
в Чечне, народ которой организованно выступил против российских
захватчиков. Первые вооруженные столкновения чеченцев с
русскими колонизаторами отмечены в конце XVI - начале XVII
вв. Сначала Борис Годунов посылает на Северный Кавказ два
войска, которые были разгромлены объединенными отрядами
чеченцев, дагестанцев и кумыков, а потом наступление возобновляет
русский царь Петр Великий. Первое серьезное столкновение
отмечено у села Эндери, здесь чеченцы наголо разбили российские
войска.
"То было первое столкновение регулярного русского
войска с этим племенем в его родных лесах, ставшее зловещим
предзнаменованием того, что имело место в бесчисленных случаях
на протяжении последующих 130 лет", - писал английский
историк Джон Бадли.
Со смертью императора Петра I в 1725 году его намерения
почти на четыре десятилетия оказались забытыми. Только царица
Екатерина Великая продолжила начатое Петром I продвижение
Российской Империи на юг. Коварство и жестокость российских
колонизаторов не знали предела. Историк Бадли описывает
безжалостную резню российскими солдатами ногайских кочевников
в 1783 году. Ногайцев, которые присягнули на верность императрице
Екатерине, российские власти решили переселить с их родных
мест на земли между реками Волга и Урал. Несогласные с этой
акцией ногайские кочевники решили сражаться. Русские, ожидавшие
этого, зажали повстанцев в болото. И там, не имея возможности
спастись, ногайцы убивали своих жен и детей, и сами шли
на смерть. Это типичная картина, которую можно было наблюдать
во время Кавказской войны.
Шейх Мансур
В эти же годы чеченский народ ведет ожесточенные войны
против царских войск. Антиколониальное движение возглавляет
великий сын чеченского народа Ушурма (Шейх Мансур), который
родился в 1760 году в ауле Алды в семье чеченского крестьянина
Шаабаза. Он был четвертым из сыновей. В юности пас скот,
затем занимался хлебопашеством. С юношеских лет он завоевал
авторитет народа высоконравственным образом жизни, гибким
и проницательным умом, твердым характером, сильной волей.
Ушурма был сильным психологом и, несмотря на неграмотность,
стал прекрасным оратором. Он выступал с проповедями среди
народа, выдвигая идеи равенства и социальной справедливости.
Очень скоро у него появились сторонники в аулах Чечни, Кумыкии,
Дагестана, Северного Азербайджана, среди кабардинцев, ингушей,
осетин, ногайцев, закубанских черкесов.
Шейх Мансур задался трудной, но благородной целью: на принципах
демократического Ислама объединить все горские народы Кавказа
в единое государство, в царство пророка. Боязнь объединения
горских народов Кавказа в единое государство было главной
причиной обеспокоенности русского командования. Были разосланы
прокламации, с угрозами и требованием не верить проповедям
"лжепророка". Но когда это не возымело успеха,
генералом П. С. Потемкиным была послана в Чечню военная
экспедиция для разгрома чеченских селений по реке Сунжа
вокруг аула Алды и захвата Шейха Мансура. Отряд полковника
Де Пиери был отправлен в Чечню для выполнения этой задачи.
Предупрежденные об опасности жители аула Алды были выведены
оттуда в лес, более безопасное место. Русский карательный
отряд, разграбив село, сжег его, убив оставшихся в селе
несколько человек. Возвращавшегося после карательной операции
полковника Де Пиери в засаде ждали чеченцы во главе с Мансуром,
которые полностью уничтожили столь многочисленное войско
неприятеля. Значение этой победы было велико - резонанс
в других областях Кавказа не заставил себя ждать.
Вскоре при большом стечении народа и посланцев со всего
Северного Кавказа он единодушно был провозглашен имамом
Кавказа. В конце 1785 года силы горцев составили до 10 тыс.
бойцов, главным образом чеченцы, кумыки и дагестанцы. О
популярности шейха Мансура в горской среде писал русский
писатель Л. Н. Толстой в своей повести Хаджи-Мурат: "Это
был настоящий святой. Когда он был имамом, весь народ был
другой. Он ездил по аулам, и народ выходил к нему, целовал
полы его черкески, каялся в грехах и клялся не делать ничего
дурного. Старики говорили, тогда все люди жили как святые
- не курили, не пили, не пропускали молитвы, прощали друг
другу обиды, даже кровь прощали. Тогда найденные вещи и
деньги люди привязывали на шесты и ставили на дорогах".
После этого Шейх Мансур одерживал еще ряд блистательных
побед над русскими. Для координации своих действий с турецкими
войсками в 1790 г. он перебирается в Анапу. 8 июня 1791
года войска генерала Гудовича переходят в наступление. 22
июня после яростного штурма Анапа была взята русскими войсками.
После неудачной попытки взорвать погреб с порохом, раненого
Шейха Мансура взяли в плен. 13 апреля 1794 года заключенный
в Шлиссельбургскую крепость Шейх Мансур скончался. Первое
массовое вооруженное выступление народов Северного Кавказа
против российской империи в 1785-1791 г.г. под предводительством
имама Мансура имело огромное историческое значение. В этой
войне за независимость кавказские народы фактически одержали
победу над русскими войсками. Эта освободительная война
на целое десятилетие остановила военную колонизацию Северного
Кавказа.
(продолжение следует)
Ильяс Мусаев, кандидат исторических
наук, 15.03.04г.
|