Хамзат Гелаев: «Остановить
зло!»
Хамзат Гелаев, да примет Аллах его Джихад, был одним
из тех людей, кто в силу своей скромности не любил ни позировать,
ни давать интервью. Тем интересен человек, его внутренний
мир и неизвестные страницы жизни, когда, к сожалению, его
уже нет в живых. Те, кто знал Хамзата, характеризуют его
как благородного, мужественного, в высшей степени благочестивого
и богобоязненного мусульманина. Возможно, некоторые тезисы
интервью Хамзата послужат полезным уроком нашим командирам.
Хамзат был одним из тех, кто искренне и до конца был
предан чеченскому народу и беспредельно любил свою родину
– Нохчийчоь, потому что он был ее частицей, плотью от плоти.
Именно эти прекрасные качества чеченского командира,
дивизионного генерала Хамзата Гелаева раскрываются в интервью,
взятом 30 июня 1999 года, в трудное время между двумя войнами,
когда российские спецслужбы сеяли раздор, убийства и похищения
людей в Чечне.
Редакция «Кавказский Вестник»
- Насколько известно, вы не были участником
президентской гонки, почему? Ведь у вас было не меньше шансов,
чем у остальных?
- Человек, выдвигающий свою кандидатуру на пост президента
государства, прежде чем сделать этот шаг, должен составить
для себя программу, чтобы знать, куда он идет и зачем. Он
должен помнить о том, что ему досталось страшное наследие.
Прошла разрушительная война, народ остался без крова, пищи.
Большое количество инвалидов, больных и детей-сирот. Тот,
кто решается на этот шаг, должен быть человеком, стремящимся
решить все перечисленные проблемы и помочь своему народу
залечить раны, поддержать его физически и морально, и несмотря
ни на какие трудности, неукоснительно следовать идее построения
независимого государства. Руководитель государства должен
быть лоцманом флагманского корабля, хорошо знающим фарватер
и за которым, без колебаний последуют остальные суда.
Для того чтобы соответствовать этим требованиям, лидер
должен быть человеком с высоким иманом, означающим честность,
благородство, мужество, терпение, доброту, человечность.
Многими качествами должен обладать мусульманский лидер.
Его трудолюбие должно служить примером для окружающих. Он
должен быть готов с улыбкой встретить утреннего посетителя,
даже если не спал всю ночь. Это не просто слова. Мы знали,
какую тяжелую ношу взваливает на себя будущий президент,
и надеялись на то, что все претендующие на этот пост также
понимают, на что идут. Наши надежды основывались еще и на
том, что воевали мы именно за эти идеи. Других планов не
было ни у кого из нас.
Мои братья по оружию и я до последнего момента перед выборами,
ежедневно встречались с основными претендентами на этот
пост и просили не делить на пять частей несчастный народ
и выдвинуть единого кандидата. В последний раз мы собрали
вместе всех, пятерых, кроме Зелимхана Яндарбиева. Он был
травмирован и вместо него там присутствовал его доверенный
человек. На этой встрече были также религиозные авторитеты,
уважаемые в народе, те, которые во весь голос заявили, что
это не просто война, а священный Газават, но все оказалось
напрасно. Аллах свидетель, что мы сделали все, что было
в наших силах и упрекнуть нас не в чем.
- Почему среди наших некоторых лидеров такое
несоответствие слов с реальной жизнью, иначе говоря, почему
идет беззастенчивая спекуляция исламскими ценностями, –
ведь это похуже безверия, и именно это обстоятельство гневит
Аллаха?
- На этот вопрос Аллах нам и отвечает. Он говорит: «Вы
уверуйте в Меня, а я покажу вам свет, но уверуйте в Меня
до конца». Мы постоянно говорим об Аллахе, но в сердцах
наших мы не осознаем до конца Его Силу, Могущество и Милосердие.
Осознав это в полной мере, мы не совершали бы неугодных
Ему поступков. Под словом «свет» подразумевается наше сознание,
наш ум, благодаря которым мы сможем жить по Законам Всевышнего,
станем людьми с высоким уровнем знаний во всех сферах жизни.
- Каждый человек подбирает себе людей по своему
образу и подобию. Если бы вы были президентом, по каким
критериям вы подбирали и расставляли кадры?
- Почему-то бытует мнение, что президент хороший, а вот
его окружение плохое, и именно они являются виновниками
всех бед. Это ошибочное мнение. Не может быть у хорошего
президента плохого окружения. Ведь он сам подбирает себе
команду. Другое дело, когда, слепо доверяя одному или двум
из своих приближенных, он также слепо подписывает указы
о тех или иных назначениях. Но отвечать-то за деятельность
каждого члена своей команды должен президент – и перед народом,
и перед Аллахом. Не осознавая всего этого, мы и находимся
«у разбитого корыта».
Нас разделили по тейповым и клановым признакам, у нас появились
десятки всевозможных движений и партий. А это признаки распада
единства народа, его ослабления и его низкого имана. И сегодня
очень трудно собрать всех вместе и приобрести доверие народа.
Мы должны четко уяснить себе одно: государство строит, оберегает,
развивает, укрепляет народ, а не отдельных личностей или
кабинет министров. И именно уважение и доверие народа нужно
завоевывать власть предержащим, а не отгораживаться от него
блоками, колючей проволокой и автоматчиками, как это у нас
зачастую происходит.
Народ воевал и выстоял в прошедшей войне. Хотя мы и говорим,
что воевали 800 воинов, 3 тысячи воинов, и так далее, —
это в корне не верно. Воевал народ: одни на митингах, другие
шили одежду для воинов, третьи пекли хлеб, четвертые лечили,
а наши немощные старики чтением доIа просили у Аллаха победы.
Умаляя роль народа в этой победе, мы умаляем то великое
дело, которое сделали.
Вы вспомните, — как вели себя наши дети при виде нас. Двухлетний
ребенок вскидывал вверх кулачки и кричал Аллаху Акбар! Мы
специально спускались с позиций и заходили в села, чтобы
увидеть этих детей. Они поднимали наш боевой дух, и мы обретали
еще большую уверенность в своей правоте и победе, а также
в том, что это Священный Газават, что всем этим руководит
Всевышний Аллах. Но даже, несмотря на то, что была жесточайшая
война с кафиром, этот Газават считается малым. Как сказал
наш Пророк (с.а.с.) — «теперь мы должны перейти к Великому
Джихаду».
К сожалению, не все понимают значение этого. Великий Газават
– это не война с видимым противником, а война внутренняя,
с самим собой, за свое усовершенствование и познания, за
удаление от себя всего того, что противоречит требованиям
Творца. Например, если хочешь передать смысл какого-либо
хадиса, ты должен сам, всем своим существом, сначала понять
его смысл, иначе ты не сможешь убедить собеседника в его
правоте.
Сегодня очень важно активное участие народа в Великом Газавате.
Если народу этого не объяснить и, если он сердцем не прочувствует
всю его важность, никто – ни Масхадов, ни Басаев, ни Гелаев
не смогут ничего сделать. Нужно поднимать народ на высший
уровень. И поднимать его нужно, устанавливая справедливость
и порядок в соответствии с требованиями Священного Корана.
Механизмов для осуществления этого нам придумывать не нужно.
Всевышний все сделал сам. Нам лишь нужно неукоснительно
следовать Его пути. К сожалению, многие из нас преподносят
законы Аллаха, начиная с жестких требований и наказаний
за ошибки, в то время как мы должны сначала привить любовь
к исламу и полное доверие к законам шариата. Этого можно
добиться лишь великим терпением, высоким иманом, своим благородством
и добротой. Для этого необходима идеологическая база, которая
находится на пути, указанным Всевышним.
- Когда вы принимаете ответственные решения,
советуетесь ли с кем-нибудь?
- Конечно. Хочу привести пример из своей жизни. Прежде
чем решиться на какое-то мероприятие, будь-то поездка за
рубеж, или работа, предоставленная мне, я собираю своих
товарищей и спрашиваю у них не сиюминутного совета, а даю
им срок для обдумывания. За неделю они приходят к наиболее
верному ответу. Ведь они все это время общаются со своими
родственниками и знакомыми и узнают, что говорят в обществе.
И, конечно же, узнают мнение людей в отношении меня и моих
планов. Достаточно узнать мнение десяти товарищей, чтобы
сделать верный шаг.
- Чем объяснить то, что вы не приняли участие
в Совете Командующих?
- Я вхожу в Совет Командующих и по многим вопросам наши
позиции схожи. Но я не согласен с созданием новых структур
власти. По сути дела — это двоевластие в республике, что
недопустимо, ибо никак не служит единству и стабильности
в нашем общем доме. В государстве должна быть одна власть,
опирающаяся на поддержку народа, а не отдельного клана или
движения. Если кто-то заявляет, что Масхадов слабый президент,
то мы не должны еще больше ослаблять нашу власть. Это неверно.
Мы должны помогать власти строить государство, конечно,
если власть стремится к этому, и ее действия не противоречат
законам Всевышнего.
Праведный халиф Умар, обращаясь к своим асхабам сказал,
что они должны поддерживать его в любом вопросе. На что
асхабы (соратники) ответили, что будут поддерживать его
только на праведном пути, но, если он пойдет не по тому
пути, тогда вместо них «заговорят их сабли». Омар заплакал
и сказал: «альхьамдулиллах, я рад, что у меня есть вы, способные
поддержать меня в делах справедливых и не позволить мне
совершать дела неправедные». Если руководитель государства
следует законам Всевышнего Аллаха, его нужно поддержать,
помочь ему. Это наш долг как мусульман. Но и остановить
руководителя, если он не прав, тоже наш святой долг. Я сторонник
такого подхода к данному вопросу.
Нельзя делать шагов, ведущих к расколу, к розни, в тупик.
Как я говорил выше, нам выдумывать здесь ничего не надо.
Аллах говорит нам о том, что Он Создатель всего сущего на
свете, Он создал нас, создал все необходимое для жизни,
создал день и ночь, тепло и холод, Солнце и Луну. Так кто
же, спрашивает Он, мудрее и могущественнее? Кто знает лучше
все и вся: Он или мы – существа созданные Им? И Сам отвечает:
«Я знаю лучше! Я указал вам путь Истины, следуйте ему. Я
уготовил вам Рай и Ад. Оберегайтесь Ада!».
Если создаем шуру (совет), мы неукоснительно должны следовать
и дальше законам шариата. Отклонений не должно быть. Мы
не имеем права вносить какие-то коррективы в эти законы.
И Аслан, и Шамиль, и остальные обязаны следовать шариату.
Если мы уверены в себе на 100%, нужно подходить к этому
не спеша. Только так мы сможем сохранить наше единство и
наш народ. Нам нужно строить государство, где ежедневно
будут расти иман, благосостояние народа, возрождаться и
укрепляться наши прекрасные обычаи.
Причиной существующей нестабильности и хаоса в нашей республике
– и я считаю это одной из главных ошибок – являются попытки
дискредитации одним религиозным течением другого в глазах
народа. К примеру, возьмем группу «джамаат» (сообщество).
Как только они взялись наводить жесткий порядок в стране,
тут же началась кампания по их дискредитации, что чуть было
не вылилось в катастрофу для нашего народа. Я говорю своим
товарищам, что сегодня народ возлагает на нас надежду, как
на мусульман. Поэтому мы, как никогда, должны критически
подходить к каждому своему шагу, следить за каждым произносимым
словом. Эмоциям сейчас не место. Все силы, если понадобится
и жизнь, каждый из нас должен быть готов отдать своему народу
и государству. Мы должны анализировать каждый прожитый день,
задавая себе вопрос: «А все ли я сделал, что было в моих
силах сегодня?». Только так мы сможем добиться успеха в
деле обуздания преступности при построении государства.
- В условиях, когда не расследованы кровавые
события в Гудермесе, не состоялся шариатский суд, не наказаны
виновники и организаторы трагедии, вы, Хамзат, вдруг воссоздаете
шариатскую гвардию? Насколько логичны и правомерны ваши
действия как командира исламского подразделения? Ведь в
сложившейся ситуации ваш долг мусульманина обязывает вас
добиваться справедливого расследования и наказания виновных.
Вас, к тому же, считают в республике очень справедливым
человеком, но этот ваш шаг, по крайней мере, не понятен.
И еще, где гарантия того, что Гудермес не повторится, и
что с вами и вашими ребятами не обойдутся так же, как с
Абдул-Маликом Межидовым и джамаатами?
- Я очень благодарен за этот вопрос, поскольку он сегодня
просто необходим, как необходим и четкий на него ответ.
Прежде чем ответить, хочу вспомнить некоторые моменты из
жизни моих мусульманских братьев. В 1997 году мы поехали
в Пакистан. Встретившие нас люди плакали, пытались к нам
прикоснуться, обнять нас, будто бы мы являлись асхабами
Пророка (с.а.с.). Можете ли вы эту картину себе представить?
Одно дело это рассказывать, но совсем другое дело – видеть
это все своими глазами. Большое уважение к нашему народу
было вложено в сердца мусульман Аллахом. Добиться такого
признания непросто.
Наши мужественные предки в течение 400 лет вели борьбу
за свою Веру и Родину. Многие на этом пути стали шахидами
(иншаАллах). Видя, с какой самоотверженностью Его рабы отстаивают
Веру и Свободу, Аллах смилостивился и послал нам победу
над кафирами, и этой же милостью Он вселил в сердца мусульман
всего мира надежду на победу Ислама на земле.
Другой пример — 1998 год. В Пакистане проходит джума (собрание
мусульман), в котором участвуют представители 170 стран.
Были приглашены туда и мы. Количество приехавших составило
4 миллиона человек. К этому форуму было закончено строительство
величественного комплекса-зиарата выдающемуся ученому-алиму
Абдул-Кадиру Гилани.
Самые верующие и уважаемые алимы во главе с человеком,
почитаемым среди них как авлиа, в течение часа решали, представителям
какого народа будет предоставлена высокая честь идти первыми
к зиарату, возглавив колонну людей. Когда они объявили,
что это право предоставляется чеченцам, наступила мертвая
тишина. Все внимание было приковано к нам. Мы пытались пробираться
между плотно стоящими людьми. Это было очень сложно. Я обратился
к своим товарищам с просьбой поблагодарить их за проявленные
к нам уважение и такт.
Все братья правильно поняли то, что я сказал и, вернувшись,
мы заняли свои места. Мы ощущали какую-то легкость и радость
за это внимание к нам. Мы возблагодарили Аллаха за то, что
Он дал нам возможность прочувствовать признание и уважение
мусульман со всех концов света. К нам подошли шейхи и поинтересовались,
почему же мы вернулись назад. Я их поблагодарил за оказанную
честь и сказал, что мы, в свою очередь, проявляем гIиллакх
(уважение), предоставляя первенство другим, возможно, более
достойным чем мы. И то, что они проявили такое большое уважение
к нашему народу, нам более чем достаточно. Но они сказали,
что им этого недостаточно и удалились посоветоваться с остальными.
Минут через 10 нам устроили живой коридор с помощью бамбуковых
палок, за которые держались по два человека, и пропустили
наш джамаат вперед. Когда мы завершили первый круг вокруг
зиарата, наша группа из 80 человек стала увеличиваться.
К нам стали присоединяться чеченцы из многих стран, в том
числе из России, те, которые в разные времена покинули свою
историческую родину, хотя многие из них даже не говорили
на родном языке. Это был зов крови. Большое количество выходцев
из Кавказа также влились в нашу группу. Кроме того, к нам
примкнули мусульмане, фанатично преданные исламу. Таким
образом, наш Джамаат увеличился более чем на триста человек.
Это напомнило картину о трехстах спартанцах. Один шейх сказал
тогда. «ВаллахIи, ва-биллахIи, если бы эта группа пошла
по Земле, ничто бы не cмогло ее остановить и осилить». Настолько
возвысился наш авторитет в мире.
А вот 1999 год. Опять мы за пределами нашего государства.
Встречающие нас мусульмане задают вопрос: «Что же вы делаете?
Благодаря вам Аллах поднял дух мусульман всего мира, а вы
таете как снег на глазах. Мусульманский дух начинает ослабевать.
Вы хоть понимаете, что вы делаете? Вы разделились на группы
и готовы вцепиться друг в друга и устроить у себя Афганистан».
Я им ответил, что все, иншаАллах, скоро поймут, что мы делаем.
Я уверен в том, что все станет на свои места, и мы оправдаем
надежды, возлагаемые на нас мусульманами всего мира. Мы
в этом уверены так же, как были уверены в своей победе во
время войны. Аллах нам в этом поможет. Мы, иншаАллах, покажем
своим примером, что Он не зря нам даровал победу и уважение
к мусульманам. Это, конечно, вызвало радость у наших собеседников
и они со слезами на глазах благодарили Всевышнего за то,
что не ошиблись в нас.
Насчет вопроса об Абдул-Малике Межидове и о нашей совместной
работе. Я хочу задать вам всем встречный вопрос: «А имеем
ли мы право сидеть сложа руки, когда уничтожается наш народ,
наша вера?». Имеем ли мы право давать и дальше волю преступникам
и предателям чеченского народа чинить беспредел? Ведь на
наших глазах гибнет народ, его мораль. Люди бегут куда глаза
глядят, спасая жизни своих близких, своих детей. Мы же это
видим. Ведь мы не имеем права отталкивать их от себя только
потому, что они убежали отсюда, нам этого не позволяет Аллах.
Все они должны вернуться домой. Это наш народ, который мы
не уберегли от преступников. Вместо того чтобы их всех собрать
на Родине, мы равнодушно взираем на их бегство.
Создающиеся сегодня вооруженные группировки представляют
собой наибольшую опасность для государства. Нет необходимости
командующим, прошедшим войну, сегодня завоевывать авторитет
у своих подчиненных. Он и так достаточно высок. А вот новоявленным
командирам, чтобы удержать свое лидерство, нужен авторитет
любой ценой. А эта цена — деньги, которые нужно доставать
всеми правдами и неправдами, обманом, угрозами, оружием.
Вот кто опасен. Такие «командиры» бегают от Масхадова ко
мне, называя меня своим амиром, потом бегут обратно, делая
то же самое и, пользуясь нашей доверчивостью, проворачивают
свои черные дела.
Сейчас опять начали делить нас на тейпы, кланы и движения.
Мы это уже проходили, и к чему пришли – видим. Опять те
же люди, те же лица нагло навязывают нам путь, ведущий в
никуда. И что же получается? Знамя Свободы, поднятое нами
в 1991 году, сегодня удержать не можем. Почему? Потому что
мы разделились на всевозможные группировки по религиозным,
тейповым, клановым признакам. Этим мы открыли широкое поле
деятельности для ГРУ, ФСБ и прочим спецслужбам. Это как
раз то, чего они от нас хотели. Поэтому я опять спрашиваю
у вас у всех — имеем ли мы право сидеть сложа руки, делая
вид, что ничего не происходит?
Если все, что здесь творится, не запланированная и не завезенная
сюда вражеская программа по уничтожению нашего народа, кто
может лучше нас самих знать, что нам подходит, а что – нет,
и как нам идти дальше. Никакому другому народу не дано лучше
знать это. Это знаем только мы. Я готов подчиниться решению
уважаемых алимов. Если бы у нас были другие, более грамотные,
я обратился к ним, но лучше и честнее своих, я здесь не
нахожу. И государство нам нужно строить всем вместе: и с
Масхадовым, и с Басаевым, и с Яндарбиевым, и с Арсановым,
и с остальными. Больше некому делать это.
Я никогда не предлагал себя на ту или иную должность.
Те, кто меня знает, подтвердят это. И на сей раз это не
моя идея. Сегодня мне предложена та же должность, которую
я занимал еще в 1993 году. Только тогда она называлась командир
полка специального назначения. О том, что я назначен Указом
Джохара Дудаева командующим Юго-Западным фронтом, я узнал
только после назначения.
А теперь я попытаюсь ответить на главный вопрос о том,
есть ли гарантия того, что не повторится Гудермес, и что
со мной не поступят так же, как и с Абдул-Маликом Межидовым.
Я иду на эту должность именно для того, чтобы «Гудермес»
больше не повторился. Тем более, кому-то очень хочется этого
повторения. Кто-то же должен взять на себя эту тяжесть и
предотвратить беду. Времени у нас нет. В своих действиях
я полностью полагаюсь на Аллаха и уверен, что Он поможет,
инша Аллах.
- Хамзат, вы выбрали очень трудный, но правильный
путь. Дай вам Аллах побед над преступностью и злом. И все
же, самым мощным оружием является Слово, — это оружие, которое
без взрывов, грохота, убийств, крови, завоевывает страны
и континенты. Почему этому оружию не придается должного
внимания?
-Есть такие слова в Коране: «Держитесь за вервь Аллаха
и не разделяйтесь». И мы должны задуматься над этими словами.
Что это значит? Это значит, что Аллах указывает нам путь,
по которому мы должны идти. Если мы все будем следовать
этому завету, то никогда не разделимся. Ведь если мы, очутились
в лесу, и оставив проторенную тропинку, будем искать другие
пути, то мы заблудимся и можем просто погибнуть. Вот об
этом говорит нам Аллах: «Если каждый из нас будет следовать
по пути Аллаха и жить по Сунне Пророка (с.а.с.), никаких
противоречий не может быть».
Если же ваша газета отражает интересы мусульман, приносит
пользу и повышает их иман, я готов оказать посильную помощь.
Также должен поступать каждый мусульманин, имеющий возможность.
Аллах говорит: «Я люблю справедливость и люблю людей, которые
ее любят». Всевышний призывает нас говорить только правду.
И лидеры, и пресса должны говорить правду. Поэтому, если
вы стоите на праведном пути и своими публикациями несете
людям истину, как бы вам не было сегодня трудно, то ваше
завтра будет прекрасным.
- Мы желаем вам стойкости, выдержки и терпения
на этом пути: Дала аьтто бойла шун! Дала шу доккха Г1азот
къобал дойла, иншаАллах! Дела вайца ву, толам а вайгахь
хир бу!
Нур ад-Джана ХИДУ, газета «Кавказский Вестник» №9, 30
июня 1999 года. Перевод с чеченского.
Kvestnik.org,
08.03.04г.
|