Запад ополчился на Восток
Триумф третьего "Властелина колец"
покажется в этот раз наиболее адекватным. Тем более что
третий "Властелин" стал вторым в истории фильмом,
который (вслед за "Титаником" и аккурат на этой
неделе) преодолел отметку в $1 млрд кассовых сборов. Проблема,
однако, в том, что "Властелин", осознанно или
нет, демонстрирует агрессивную реакцию Запада на угрозу
с Востока. Это надо наконец понять.
Придуманное Толкиеном выражение "тьма с Востока"
стало крылатым не так давно. Долгое время трилогия "Властелин
колец" интересовала лишь оголтелых толкиенистов, прыгающих
с картонными мечами в Нескучном саду, знающих по именам
добрую сотню персонажей весьма заунывной саги и умеющих
к месту употреблять красивые слова "Ривенделл"
и "Мория". Однако созданный Питером Джексоном
голливудский блокбастер популяризовал и саму книгу, и заложенные
в ней геополитические идеи. Надо признать, что классические
- довольно зловещие - признаки противостояния Добра, олицетворяемого
Северо-Западом, и Зла, олицетворяемого Юго-Востоком, в романе/фильме
"Властелин колец" с каждым годом становятся все
более актуальными.
Еще недавно западно-восточная подоплека "Властелина"
казалась подспудной, второплановой и почти полностью растворялась
в нагромождении сюжетных линий, людей, коней, хоббитов,
гномов и эльфов. И вдруг проступила настолько недвусмысленно,
насколько это вообще возможно в полудетской (пусть и суперкрупнобюджетной)
сказке-фэнтези. Причем если в первых двух частях картины
перемещения героев по горам и долам Средиземья в направлении
страны зла Мордор являлись чисто географическими и не имели
отчетливого идейно-политического смысла, то в третьей части
он проступил с такой определенностью, что киноакадемики,
выдвинувшие фильм на 11 "Оскаров", просто не могли
этого не заметить.
"Дадим достойный отпор врагу, люди Запада!" -
патетически восклицает гарцующий на коне Арагорн, бросая
войска людей (белокурых светлокожих воинов, более всего
ассоциирующихся в сознании зрителей с викингами - не говорим
уж "арийцами") на орды разношерстной нечисти.
Надобно заметить, против отважных всадников выступают не
только орки (которых давно трактовали как "нецивилизованную,
третьестранную нелюдь"), тролли и гоблины. В армию
могущественного злого властителя Саурона затесались и люди
(в книге они назывались "свирепые южане"), выглядящие
весьма красноречиво: они одеты в черные одежды вполне узнаваемого
покроя, смуглы, черноглазы; их головы украшают тюрбаны,
а нижние половины лиц закрыты - это классические мусульманские
экстремисты. Когда же гигантский тролль кидает в белую башню
Гондора обломок скалы - удивительной красоты сооружение
рушится, в точности повторяя падение одной из башен-близнецов
в Нью-Йорке: вначале огненный взрыв разносит среднюю часть
здания, затем обрушивается верхушка, и только потом вся
башня оседает и рассыпается в пыль.
С юга же "к нашим" подбираются по воде корабли
противника. В лучах заката они выглядят невероятно живописно:
точь-в-точь китайские джонки. Тех, кто плывет на джонках,
нам не показывают, но в сражение с этими врагами позволяют
вступить союзническому войску призраков: хоть они зеленые,
прозрачные, а вместо лиц у них черепа, но они тоже когда-то
были белокурыми и тонконосыми - и в голову не приходит в
этом усомниться.
Вообще все, что касается союзников, продумано до мелочей.
Объединенные силы людей и еще более прекрасных эльфов (у
которых и волосы побелее, и оружие помощнее) - это, несомненно,
силы Европы и США. Развеселые хоббиты-полурослики, которые
могут и набедокурить, и что-нибудь своровать, но в решающий
момент осознают свой долг перед Западом и грудью встают
на его защиту - это страны Восточной Европы. Гномы с их
хитроумной плутоватостью, тягой к возвышенному мифотворчеству
и строительству каменных дворцов - наверное, греки, из шинелей
которых мы все некогда вышли. Даже гигантские деревья-онты
выглядят вполне цивилизованно, хотя в фильме скорее похожи
на некое одушевленное биологическое оружие - в книге они
были куда одухотвореннее и романтичнее.
А вот представители сказочного "лесного народа"
- маленькие полуголые дикари под предводительством своего
царька Ган-бури-Гана (оказавшие, кстати, в книге большую
услугу воинам Арагорна) - в фильме оказались лишними. Эпизоды
с ними либо были сняты, но вырезаны при монтаже, либо их
лишь намеревались снять (на американских киносайтах можно
найти имя актера, якобы исполняющего роль Ган-бури-Гана).
В любом случае, в экранном варианте их не оказалось. Действительно,
зачем людям Запада в своих военных действиях прибегать к
помощи каких-то пигмеев с копьями и барабанами? И даже если
эти дикари на "нашей" стороне, то как их классифицировать?
Возможно, именно по этой причине из окончательного варианта
картины и выпал эпизод с гибелью злого колдуна Сарумана
(это выпадение Сарумана - тема продолжающихся дискуссий
в западных кино-СМИ. - "Известия"). Почтенный
седовласый старец (в исполнении почтенного английского актера
Кристофера Ли), перешедший на сторону врага, а позже заколотый,
как собака, являл собой не самый хороший пример для европейско-российского
подражания. Безотчетный порыв, в котором сплотились все
хорошие персонажи европеоидной расы, блестя глазами и сжимая
в длиннопалых руках сверкающие мечи, - суть соцреалистический
пропагандистский ход, и портить общую картину единения патриотов
присутствием провосточного предателя было несвоевременно.
Что же касается малышей-хоббитов, то в книге они после
победы над Черным властелином возвращались - к своему ужасу
- в разрушенную и опоганенную Хоббитанию, до которой тоже
добралась война. Многие их друзья погибли, дома были разграблены,
поля сожжены. Четверым героям пришлось приложить немало
сил, чтобы выставить из родных осин всякую нечисть и восстановить
там нормальную жизнь. Но в Америке подобной разрухи не было
уже 140 лет (со времен Гражданской войны), а в Европе -
почти 60. Актуально ли напоминать? И кинохоббиты, вернувшись
в свои нетронутые чистенькие домики, сразу же направляются
в паб, где веселятся ничего не знающие о далеких битвах
человечки, пиво льется рекой, и пляшут румяные девочки.
Да и сами герои, через мгновение забыв о пережитом и не
рефлексируя (чего не было и не могло быть в романе!), немедленно
выпивают по кружке и, полные здорового оптимизма и веры
в будущее, пускаются в пляс с хоббитянками.
Картина выдвинута на премию "Оскар" в том числе
и за лучшую песню, которая называется Into the West. Жирная
точка.
«Известия.Ру»,
26.02.04г.
|