По
"страницам" памяти и скорби
(неюбилейные размышления в канун "юбилея")
Уверен, что вряд ли кто из людей моего возраста думал
вновь оказаться на чужбине. Сегодня, по прошествии 60-ти
лет с той памятной для всех чеченцев даты, невольно мысленно
«листаешь» страницы истории своего народа: что-то сопоставляешь,
о чем-то задумываешься уже в который раз, а в целом переживаешь
все. Переживаешь то, что когда-то, в далеком Казахстане,
с момента рождения, еще с колыбели, был объявлен врагом
народа. Только неизвестно, за какие преступления.
Действовал сталинский принцип: сын врага народа – враг
народа. В четырехлетнем возрасте был реабилитирован – вернулся
на родину. Такова была участь моих сверстников, друзей украденного
детства и, теперь, зрелого возраста.
Еще долго, после 1957 года, клички «бандит», «враг народа»
нет-нет, да и можно было услышать в школьные годы. Время
от времени муссировали в студенческих аудиториях, особенно
на лекциях по истории КПСС, термин «реабилитация», толкуя
его как «помилование», но никак не «оправдание» народа.
Это были годы, когда в общественном транспорте на тебя враждебно
косились «старшие братья и сестры», стоило заговорить на
родном языке. Это были годы, когда, вернувшись из ссылки,
чеченцы мыкались по разным углам, не имея возможности выкупить
дома своих отцов, насильно отнятые у них в 1944 году.
Много чего сохранила память, как и рассказы старших о пути
следования в Неизвестность: как люди умирали без воды и
пищи, как живые не имели возможности хоронить умерших, как
люди, в скотских условиях, в товарных вагонах в одночасье
были депортированы в безжизненные степи Казахстана и Средней
Азии.
Все это известно: речь не столько об этих общеизвестных
фактах, сколько о событиях и реалиях дня сегодняшнего: Нынешний
геноцид – это продолжение геноцида 1944-1957 годов, который,
в свою очередь, явился продолжением геноцида предыдущих
лет и столетий. Многое из того, что происходит теперь в
Чечне, «расшифровывается», если взглянуть на все это сквозь
призму исторического прошлого. А прошлое нашего народа –
это непрерывная борьба за сохранение своей самобытности,
культуры, борьба за свою духовную и политическую свободу.
Борьба, на разных этапах крутой истории периодически переходящая
в открытое военное противостояние.
Весь многовековой опыт борьбы с Чечней ничему не научил
Россию. Доказательства налицо: Кремль не знает, как развязать
«чеченский узел»: вывести войска – значит, признать свое
бессилие, капитуляцию. А этого, как огня, боится руководство
России. Продолжать войну – тоже накладно: это обременительно
для обнищавшей экономики империи. Да и Запад вкупе с доморощенными
правозащитниками допекает, призывая к переговорам, мирному
диалогу с воюющей стороной. База для этого подготовлена
мирным планом Президента А.Масхадова. Но этот план не вписывается
в планы военно-промышленного комплекса (ВПК) России, имеющего
колоссальные прибыли от войны и грабежа наших природных
богатств. Получается замкнутый круг.
Многие чеченцы, рассуждая о первопричинах и истоках нынешней
трагедии, невольно обращают взор к далеким от нас событиям
25-летней Кавказской войны времен имамата Чечни и Дагестана:
много перекличек, повторов ситуаций, ошибок. Постоянным
остается лишь «почерк» врага, его извечная ненависть к свободолюбивым
народам Кавказа и, особенно, к чеченскому. Но тут уж, как
говорится, ничего не попишешь: бывают болезни неизлечимые…
Война всех сделала «политиками»: стоит встретиться двум
чеченцам – и начинается долгий разговор об опостылевшей
всем бесконечной войне, о новостях СМИ, о том, кто повинен
в том, что, с приходом к власти генерала Дудаева в Чечне
все пошло «не так» и т.д. Чеченцы в ком угодно ищут виноватого,
но только не в самом себе... А виноваты мы все: от тракториста
колхоза «Путь коммунизма» до генерала, от самого заядлого
двоечника до академика. Думаю, особая ответственность, если
хотите, вина, лежит на нашей творческой интеллигенции: писателях,
ученых, деятелях культуры.
Ведь изначалъно наша революция провозгласила лозунги, которые
не могли оставитъ равнодушным ни одного чеченца, болеющего
за судьбы Родины и Народа. Вспомним хотя бы один лозунг,
красовавшийся на улицах Грозного накануне первой русско-чеченской
войны: «Раб, не стремящийся освободитъся от рабства, заслуживает
двойного рабства!». Была всеобщая эйфория от обретенной
Независимости. Но к роковому 1994 году ситуация резко измениласъ:
в окружении Президента Дудаева начали появлятъся люди, далекие
от Идей Свободы и Независимости, тесно связанныие с криминалом
и русскими спецслужбами. Сюжеты на эти темы не раз демонстрировалисъ
по ТВ из Москвы накануне первой русско-чеченской войны.
Вот тут-то, видимо, Джохар Дудаев и стал заложником этих
мастеров закулисных дел и грязных авантюр, подтолкнувших
в своих корыстных, преступных интересах наш народ к военной
катастрофе. Именно тогда, вероятно, был упущен нашей творческой
интеллигенцией, всей сознателъной частъю общества момент
«хождения в народ», чтобы переломитъ ситуацию в пользу мирного
разрешения векового спора с Россией.
Писатъ обо всем этом, докапыватъся до истин – удел наших
ученых-историков. Думаю, наш народ заслуживает своей подлинной,
правдивой истории, какой бы горькой ни была ПРАВДА. Трудно
бытъ пророком в родном Отечестве, да и неблагодарное это
дело. Как известно, История каждому воздаст по заслугам:
и националъным героям, и национал-предателям, и тем, кто
в ленивой позе обывателя оставался в тени, наивно теша себя
вопросами: «А я-то причем?», «А мне зачем это нужно?», «Что
мне, болъше всех нужно?» и т.д.
Не претендуя на лавры героя, грудью закрывшего вражескую
амбразуру, хочу вспомнитъ того «премудрого» Пескаря, о котором
великий русский сатирик М.Е.Салтыков-Щедрин писал: «Жил
– дрожал, умирал – дрожал...». Оппоненты могут съязвить:
очень легко, сидя в сытой и ухоженной Европе, рассуждатъ
о том, что мы испытываем здесь, дома. Автор этих строк всю
первую войну пробыл в Грозном, видел заживо сожженных людей,
обглоданные собаками трупы русских солдат, ГЛАЗА русских
женщин-матерей из России, не утративших надежду найти в
живых своих сыновей, которых, они же отправили на убийство
чеченского народа. И, наконец, автор этих строк шесть раз
ставился на расстрел русскими оккупантами и смотрел в дула
нацеленных русских автоматов...
В те считанные секунды вся жизнъ с невероятной космической
скоростью как одно мгновение, проносилась в голове, и меньше
всего думал о том, что останусь жив. А виноват был в том,
что чеченец, что молюсъ не тому Богу, что эти выродки, что
дышу еще одним с ними воздухом. Виноват был в том, что ученый
и преподаю студентам, в том числе и русским, их же русскую
литературу. Все это приводило в неописуемое бешенство «бравых»
солдат и офицеров Грачева.
Но мир не без добрых людей: один раз жизнь мне спас старик-армянин,
другой раз – русская женщина-старушка, знавшие меня со школьных
лет, прикрывшие меня собой и, наверно, меньше всего думавшие
в тот момент о том, что автоматная очередъ этой осатаневшей
военщины могла сразитъ и их...
Возможно, все пережитое и многое другое, дает мне моральное
право на некоторую «смелость». Не лирические рассуждения
или приукрашенные воспоминания нужны сегодня людям. Книги
о пережитом, выстраданном, еще ждут своего часа. Чеченцам,
живущим впроголодь в холодных палатках беженцев, подвалах
Грозного, среди руин родных сел и городов, нужен, как воздух,
ответ на один вопрос: КОГДА ВСЕ ЭТО КОНЧИТСЯ?! Абсолютное
большинство нселения не приемлет русской власти – свидетелъство
тому нежелание вернутъся в республику беженцев из Ингушетии,
Дагестана, Грузии, Азербайджана, стран дальнего зарубежъя.
Потому что все новые потоки беженцев рассказывают об ужасах,
происходящих дома: о беспределе и произволе вооруженных
формирований неизвестной ведомственной принадлежности, об
исчезновениях и пытках людей. Хотя нет секрета: там, где
хозяйничают эскадроны смерти, всегда находят груды трупов.
Однозначный ответ на все эти «почему?», «когда?», «за что?»
находится в ведении Всевышнего, которого мы, как говорят
старцы, видимо, прогневили... Подобные вопросы ставят нам
и здесъ, на Западе. Не так давно на заседании Научного Форума
Института Политических Наук ученые из Германии, в том числе
и военного Института Бундесвера, ученые из Болгарии, Польши
тоже интересовалисъ перспективами завершения войны в Чечне,
допытывалисъ: как это получилосъ, что мы не уберегли нашего
первого Президента, как это мы допустили рейд Басаева на
Дагестан, ведь известно было, что Россия обязателъно восполъзуется
этим для развязывания очередной войны и т.д. Вопросы эти,
может бытъ, и не по адресу, но я был на том Форуме единственным
чеченцем, «лицом кавказской национальности».
Примечательно, что на этом научном собрании присутствовали
двое ученых из России, с подготовленными докладами, выдержанными
в античеченском духе (об этом мне позже сообщил профессор
из Болгарии). После перерыва их след простыл – ушли «по-английски»,
не выступив и не попрощавшись даже с хозяевами и организаторами
Форума. Возможно, мое выступление не «состыковыволосъ» с
подготовленными ими сообщениями о событиях на Кавказе.
В университетах Геттингена, Вены, Мюнхена и Мюнстера мною
обнаружены удивительные книги о чеченцах и о нашем крае,
некоторые даже с иллюстрациями – ниги, изданные в 18, 19
и начале 20-го веков! О существовании этих книг я не слышал
даже от своих друзей, ученых-историков Грозного. Считаю
своим долгом осуществитъ перевод и публикацию их для будущих
поколений чеченских студентов. Ведь наши знания – это то
оружие, которого наши враги боятся пуще ядерной кнопки!
Каждый, кого каким-то хотя бы краем коснулась трагедия
1944 года, трагические события последних десяти лет, тот
поймет, как трудно логически и хрнологически выстраивать,
заново переживать все то, что знаешъ и лично пережил. Знаю,
что есть тысячи и тысячи моих земляков, в чьи дома война
принесла горе и слезы, знаю людей, ставших жертвами бесчеловечных
пыток и истязаний – это их первоочередное право донести
до своих современников и будущих поколений всю правду о
нашем жестоком, бесчеловечном веке, в котором смертъ, пытки,
торговля трупами, отрезанные головы в застенках оккупантов
стали обыденным явлением! Все это принесла нам фашиствующая
армия страны, именуемой «демократической» Россией! А нас
еще упрекают в том, что мы за три года независимости не
построили в Чечне демократическое государство. А то, что
Россия, начиная со времен первого московского князя и по
сей день этого не сделала – об этом ни слова!
Она, Россия, сегодня так же далека от демократии, как наша
грешная Земля – от самой отдаленной планеты Галактики. На
разных этапах своей кровавой истории Россия использовала
террор как государственный инструмент для достижения своих
преступных целей: доказателъством тому теракт, совершенный
на днях в столице эмирата Катар. Теракт, унесший жизнь замечательного
человека, патриота своего народа, одного из лидеров чеченского
национально-освободительного движения, стоявшего вместе
с Дхохаром Дудаевым у истоков нашей революции – Зелимхана
Яндарбиева. Дала геч дойла цунна, Дала гIазот къобал дойла!
Кощунственно прозвучало на фоне происшедшего заявление Службы
Внешней Разведки (СВР) России о своей непричастности к этому
преступлению. Как говорится, комментарии излишни: на воре
шапка горит!
Во все времена русский народ искал ответы на вопросы: «Что
делать?», «Кто виноват?». Чеченцы знают ответы, русским
еще предстоит (уже в который раз!) их найти. «План обусловленной
независимости» Президента А.Масхадова – это своеобразный
свет в конце туннеля, из которого Россия не может (или не
торопится!) выбраться. Но хорошо бы поспешитъ – плохо дело,
если этот свет окажется огнями встречного поезда! Это тот
случай, когда не к месту пословица: «Спешка к добру не приводит!».
Тем более что спешка в данном случае отвечает жизненным
интересам и русского, и чеченского народов.
Ахмед Хусиханов, член Научного
Форума «Восток-Запад» Института Политических Наук Вестфальского
Университета имени Кайзера Вильгельма, академик, доктор
филологических наук, г.Мюнстер, ФРГ.
Чеченпресс, 23.02.04г.
|