Зелимхан
Яндарбиев как зеркало чеченской революции
Есть люди, знакомством с которыми гордишься по праву. Зелимхан
Яндарбиев один из них. Про таких сказано: «Восстань, поэт!
И виждь, и внемли. Исполнись волею Моей. И обходя моря и
земли, глаголом жги сердца людей».
Согласитесь, и ситуация с ним уникальна. Вопреки всем нормам
права, логики и здравого смысла поэт, писатель, то есть
заведомый гуманитарий, объявлен террористом. И это понятно,
с точки зрения Зла гуманитарий – носитель враждебной идеологии,
«враг», в распоряжении которого самое опасное из всех видов
оружия – Слово. Однако если подойти к его вопросу с точки
зрения международного права, то действия США настолько абсурдны,
что Яндарбиев вполне мог бы подать в суд, и громко выиграть
этот процесс. Почему он не сделал этого, почему не использовал
столь заманчивый вариант, который в любом случае следовало
бы рассматривать как запасной?
Как человек, чуждый популизма, Яндарбиев понимает, что,
во-первых, в интересах дела важнее не захлопнуть перед противником
двери, чем выиграть у него громкий процесс. Во-вторых, как
хороший литератор, отдаёт себе отчёт, что на видимой части
сцены играют только марионетки, а сценарии пишутся совсем
другими людьми и совсем в другом месте.
В кульминации яндарбиевского дела активы сторон таковы:
1) Ничего не значащий жест в сторону России принёс Штатам
огромные дивиденды, а значит, оправдал себя; 2) Не изменил
долгу гостеприимства эмир Катара, а это в глазах не только
Арабского, но и всего Исламского мира дорогого стоит; 3)
Зелимхан Яндарбиев, пока, остаётся при своём; 4) Россия
скулит, жалуясь, что старший партнёр по «антитеррористической»
коалиции не выдаёт «отъявленного террориста», единственного
в своём роде, чьё местонахождение всем известно. И в этом
смысле уникального.
Действительно, почему? И вопрос интересный, не правда ли?
Тем более, что ответ очевиден, потому что данный факт может
свидетельствовать только об одном: в «вечных интересах»
прагматичного «дядюшки Сэма» ждёт своего часа чеченский
вопрос. А в этом вопросе Яндарбиев всегда играл в главных
ролях. В чём и отдают себе отчёт все заинтересованные стороны.
Без исключения. А это значит, что, несмотря на всю кажущуюся
хрупкость равновесия вокруг его имени, положение Яндарбиева
прочно, как никогда. И не в последнюю очередь потому, что
в его системе ценностей личное всегда было глубоко вторично.
Возможно, полученные от него стихи вписываются в контекст
сказанного нами. Поэтому, с согласия автора, предоставляем
их вниманию наших читателей:
Ваха Ибрагимов, Чеченпресс, 11.01.04г.
Реквием демократии
Вот новые снова идут фараоны,
Ироды, немроды и нероны…,
Мельче былых – первых,
Но всё же на тронах…
Вернее – фараончики,
Немрудики, иродички и нерончики,
Фюреры и наполеончики
И прочие пончики:
Всякие там …уши, …утины и …роны,
И их сородичи –
По плоти и крови –
И пролитой,
И пропитой,
Перед каждым победным бокалом шампанского
Или граненого стакана водки…
Идут по земле
В респектабельном обличии,
В галстуках и без,
По барски хамски
Улыбаючи,
Твердо ступая по душам трепещущим
И трупам
Детей, стариков, женщин,
И мочатся, и «мочат» играючи
Любого, кто не понравится,
Без эмоций и обиняков
И в первую очередь, конечно,
Как бывало присно и вечно,
Моджахедов Всевышнего –
Единого и Единственного Творца всех миров,
А прочих – заодно.
Шествуют победно фараончики,
Ироды всякие и нерончики,
Фюреры и наполеончики,
У которых космические зонтики,
Вместо пирамид и лестниц в небо,
Что были у египетского идола…
Которые пророков
Всевышнего на костер ещё не возводили
И головы им не рубили,
Как идолы Ура и Иерусалима, –
Не додумались ещё,
Потому что нет пророков уже…
Идут – которые Рим ещё не сожгли,
Даже третий,
Но дома уже взрывают –
Многоэтажные –
Своих же граждан, вместе с ними,
Чтобы за них «мстить…»,
Но уничтожили, до основания,
Грозный, уже и
Вновь разбомбили Багдад… -
Чем не Сталинград сорок второго?
Или Хиросима и Нагасаки августа сорок пятого?..
Чем, кроме как,
Ещё не сброшены на них атомные бомбы?..
Чувствуете запах газовых печей
Освенцима и Бухенвальда
В газовой атаке «Норд-Оста» в Москве?
Чувствуете запах свинца и крови
Лидице, Бабьего Яра и Хатыни,
Как пахнет напалмом Сонгми –
В Сабре, Шатилле, и в Самашках
И по всей Чечении…?
Чем не холокост?
Или забудем его и всё остальное?
А потом?..
По делам их – узнаете их!
Идут победно новые
Фараончики, ироды и нерончики,
Фюреры и наполеончики,
И отцы народов, которые тоже хотят
Нового порядка:
«Кто не с нами – тот против нас!»
Которые также,
Как и два тысячелетия назад,
Из-за страха уже нового пришествия
Христа, Мехди…,
Убивают младенцев,
Умерщвляют матерей, вместе с детьми
И стариков, с ними заодно,
Лишь бы было – где и кого,
И разрушают целые города и государства,
Как и Рим Нерон,
Чтобы прикрыть её пеплом
И убийство матерей,
И детей,
И чтобы потом восстанавливать,
И целостность абсолютно не целого…
Идут –
Которые ещё не называют себя богами,
Но мнят
И не только они сами…
Которые не создали ничего,
Но разрушают,
Но делят и мир, и человечество «на…» и «на…»,
Потому что у них «права…» -
Ядерные, химические, бактериологические,
Ядреные бомбами, ракетами, танками –
Армиями многотысячными,
И потому им вечно хочется
Убрать с дороги кого-то,
Забрать у кого-то,
Стереть кого-то в порошок
Или с лица земли,
Особенно
Тех, которые не боятся их власти
И реалии,
Что сильнее их маний,
Смерти их масти,
Застенок лефортовских,
Тишин матросских
И гуантанам.
И потому новые фараончики.
Иродики и нерончики,
Фюреры и наполеончики
Придумали себе ооны,
Словно ГУЛаг и зоны,
И начинили их всякими «…безами»,
Которые оперируют «дезами»…
Где вовсе не заседают нации,
А только титульно значатся,
Вернее – притульно
И чувствуют очень приторно…
А те идут, идут и идут,
Вернее несут их,
Не просто несут,
А на руках поднятых,
По крови растерзанных,
В кровь размятых,
По трупам распятых
И ещё с креста не снятых…
По сердцам, вырываемых российскими
И прочими вояками
Из живых грудей,
И бросаемых им под ноги,
Живых ещё комочков,
Бьющихся в последних конвульсиях,
И в надеждах, что не успели их покинуть…
Несут идолов идолопоклонники –
Все те, кто насилие сеют и смерть,
Все те, кто изящно колени им гнет,
И мзду почтения им воздает,
Кого они гонят на эшафот…
Но не на тот,
Где умереть – это честь,
А тот, где людей забивают, как скот!
Или:
«Оставь надежду, всяк –
В сей мир входящий?..»
Свободен лишь тот,
Кто свободен духом –
И смеет таковым быть,
А не тот, на ком нет ещё кандалов!
Зелимхан Яндарбиев
|