Брак
по-чеченски
По существу у чеченцев два основных варианта женитьбы:
обычное сватовство и так называемое "похищение невесты".
До сих пор случаются и настоящие похищения, против воли
девушки. Но это считается оскорблением рода и чревато серьезными
последствиями вплоть до крови. Поэтому крайне непопулярное,
осуждаемое исключение из правил.
В обычном варианте "похищения невесты" никакого
похищения нет, потому что нет никакого насилия, какое подразумевает
русский глагол "похитить". Поводом для этого,
наверно, послужил тот факт, что девушку, как правило, увозят
тайно, ночью. Да тайна шита белыми нитками. Правильнее было
бы сказать, что девушка сбежала замуж. Примерно так переводится
с чеченского название поступка девушки. Все происходит по
обоюдному согласию и сговору молодых людей. Это ритуальный
спектакль. Все всем известно заранее. Когда ухаживание перерастает
в серьезное намерение, молодые сами, без родителей, определяют
срок, когда пожениться. День, точнее ночь, (тайна все-таки!)
до последнего момента знают только самые близкие друзья.
Наиболее счастливыми считаются ночи со среды на четверг
и с воскресенья на понедельник. Если выбор дочери одобрен,
для ее удобства отец, старшие братья в тот вечер нарочно
уходят из дома. Выбрав удобный момент, она выходи к назначенному
месту, где ее ждут друзья и родственники жениха, выходит
одна или в сопровождении одной-двух подруг. Чаще это кузины,
сноха, которым сторона жениха обязательно делает подарок,
как правило, деньгами якобы за то, что вывели невесту. Если
мужчин, приехавших за невестой, замечают посторонние люди,
они понимают, в чем дело, желают удачи им, счастья молодым.
(Злоумышленников так просто не обнаружишь, да и от собственного
дома девушку похищают чрезвычайно редко). Невесту увозят.
В этой группе жених может и не быть.
Этот вид женитьбы считается престижным для жениха, мол,
девушка сама выбрала его и вышла за него по любви. Вопреки
расхожему мнению, любовь у чеченцев ценится высоко. На следующий
день родителям сообщают, что их дочь вышла замуж за их человека.
Приход такого вестника означает, что надо ждать послов от
родителей жениха.
Невесту привозят не в дом жениха, а его друга или родственника.
До совершения официального бракосочетания жених не может
прикоснуться к ней. Там она и находится некоторое время,
которое нужно, чтобы уладить необходимые формальности, чем
и занимаются представители жениха. Бывает, родители категорически
против выбора дочери, но она последовала зову сердца. Тогда
ее родителей приходится долго уговаривать на мир.
После достижения согласия, на повестку становится вопрос
размера так называемого "калыма". В русской литературе
его понимают как выкуп за девушку, что совершенно неверно.
Возможно, в далекие времена это действительно была компенсация
семье за потерю рабочих рук. Но это время прошло. Чеченский
термин "там" имеет другое содержание: сделать
приятное, доставить радость, удовольствие. Есть, наверно,
еще один смысл. Брак дорогостоящее событие. Для чеченцев
выдача дочери дороже женитьбы сына. Все расходы по обеспечению
невесты ложатся исключительно на ее семью, помочь могут
только ближайшие родственники, но обязанности такой за ними
нет. Тогда как в женитьбе молодого человека принимает участие
весь его род, кто как хочет и может. Поэтому, чтобы помочь
родителям невесты, помимо вещевых подарков родственникам,
сторона жениха приносит определенную сумму денег. И все
же "там" (калым) в последнее время носит чисто
символический характер, он скорее дань обычаю, традициям.
Рождается новый союз, обретаются новые родственники. Эти
связи надо подтвердить, закрепить. "Там" - это
подарки родственникам невесты. В старину братьям девушки
дарили коней или кинжалы дорогой отделки, сестрам - "габли",
национальные платья, тоже отделанные золотом и серебром,
драгоценные украшения, родственникам других степеней - подарки
не такие весомые. Все зависело от состоятельности жениха.
Сегодня все изменилось, коней и кинжалов не заменили автомобилями
и автоматами Калашникова. Сегодня на вопрос о размере или
номенклатуре "там" сторона невесты чаще отвечает:
"Ничего не нужно. Но если настаиваете, что принесете,
то и будет "там".
Сам брак освящает мулла примерно так, как это делает христианский
священник. Но муллу может заменить любой человек, умеющий
задать нужные вопросы и получить ответы. Во всех случаях
должны быть свидетели. Жениха и невесты на обряде не бывает
вместе, чтобы лишний раз не смущать их. Отвечая на задаваемые
вопросы даже в отдельности, они не могут отделаться от смущения.
Любовь и все, что связано с ней, - дело сугубо личное, поэтому
у чеченцев, при всем их темпераменте от природы сдержанных
людей, публичное проявление каких-либо чувств считается
недостойным воспитанного человека. Даже отвечая на вопросы
муллы, молодые чувствуют стыд.
Прежде всего, официально согласие на брак получают у отца
невесты или ее опекуна, потом мулла приходит к невесте и
спрашивает ее, только потом у жениха. Обычно все это происходит,
пока девушка находится как бы на нейтральной территории,
куда ее привезли сразу. У чеченской невесты нет приданого
в обычном смысле слова. Просто при замужестве полностью
обновляется ее гардероб, приобретаются необходимые личные
вещи. При заключении брака определяется размер компенсации
невесте на случай развода. После этого брак считается официально
заключенным, и молодые объявляются мужем и женой. Потом
начинаются торжества, играют саму свадьбу. Это своеобразное,
красочное шоу, не похожее на свадебные торжества других
народов. Если читателю интересно, мы опишем ее отдельно.
Здесь только отметим, что на свадьбе нет никого со стороны
невесты. Их пригласят потом, после свадьбы, для отдельного
угощения и более близкого знакомства.
Празднично разодетая кавалькада выводит невесту из ее временного
жилья. Хозяева могут потребовать выкуп. По пути в дом жениха
кортеж также может остановить любой человек и потребовать
откупиться. Это чисто символические подарки на счастье молодым,
их размеры не имеют значения. От детей откупаются даже просто
конфетами.
В доме жениха невесте приготовлен, драпированный прозрачными
тканями, угол с видом во двор, где проходит свадьба. Там
она стоит все время торжеств, которые могут длиться от одного
дня до недели. Разумеется, ей время от времени дают отдохнуть.
Но стоит молча. Она молчит с того момента, как попала в
руки родственников жениха. Это знак скромности и покорности.
Родственники жениха специально просят ее нарушить молчание,
по-чеченски - "развязать язык". При этом ей дарят
деньги. Размеры этих подарков зависят от степени родства
с женихом. Самый большой подарок делает свекор. Раньше это
была корова, а то и две, теперь это может быть отдельное
жилье или крупная сумма денег.
У некоторых чеченцев, в частности, проживающих по Тереку,
это обычай несколько иной. Там невесту в разгар свадьбы
выводят во двор и представляют всему обществу. Ее ведут
по кругу, все присутствующие делают ей денежные подарки.
При этом громко объявляется имя дарителя, его род, отношение
к жениху, если таковое имеется.
Жениха на свадьбе нет, он празднует ее с ровесниками отдельно.
Поэтому можно сказать, что чеченская свадьба для невесты.
Примерно через месяц после свадьбы, невеста едет к родителям.
Ее сопровождает старшая сноха или другая женщина, которой
поручат эту почетную миссию. С невестой едет кто-то из братьев
жениха. Они тоже везут многочисленные подарки родственникам
невесты. В свою очередь семя невесты одаривает их. Из родительского
дома невеста тоже возвращается с подарками родственникам
мужа, среди которых обязателен полный комплект постельных
принадлежностей для свекра. Остальные подарки не имеют особого
значения. Среди них бывает костюм, дорогой перстень зятю.
Потом зять в сопровождении друзей едет к родителям жены,
и тоже с подарками и угощением. Теперь он должен стоять
в углу, не абсолютно молчаливым, как невеста, но предельно
малословным, и обслуживать гостей дома. Тут уж родственники
невесты изощряются в шутливом издевательстве над зятем.
Никто не имеет права обижаться на шутки, как бы они ни были
грубы, на грани оскорблений. Эти атаки в меру своего остроумия
отражают друзья жениха. Лучший способ защиты в таких случаях,
принимать иногда сторону хозяев и вместе пошутить над собратом.
Тогда в лагере противника обязательно найдется кто-нибудь,
кто его защитит.
Свекровь едет к родителям невесты отдельно с кем-нибудь
из младших детей, тоже не с пустыми руками. И здесь взаимные
подарки, другие любезности.
Первейшая обязанность чеченца - это уважение к родственникам
снохи и матери, как к ним самим. Все члены рода зятя в любое
время должны быть готовы оказать им помощь. Но они не несут
ответственность за поступки их людей, тогда как в своем
роду существует коллективная ответственность. Именно поэтому
среди чеченцев были редки правонарушения.
При втором варианте - официальном сватовстве - в группу
сватов специально включают самых почетных и уважаемых людей,
которым родителям девушки бывает трудно отказать. В группе
может быть кто-то из родственников жениха, но не его родители.
Этот вид бракосочетания считается почетным для невесты и
ее дома, поскольку выражает все знаки уважения. Бывают отказы,
как бывает и выдача девушки против ее воли, по согласию
родителей. И тогда девушке придется покориться воле родителей.
Такие случаи теперь чрезвычайно редки. Если стороны хотят
сократить некоторые формальности бракосочетания, в группу
сватов включают муллу, который тут же испрашивает согласие
отца на брак дочери. Это сокращает свадебные мероприятия
во времени. Сваты сразу оговаривают перечень предметов и
сумму денег так называемого калыма. Остальные действия,
как в первом варианте.
Мусульман часто винят в страшной с точки зрения христианства
дикости - многоженстве. В России такими грешниками считают
и чеченцев, они мусульмане. Причем обыватели считают, что
у нас это чуть не поголовное явление. Это неправда. У собственно
чеченцев причиной многоженства являются объективные обстоятельства:
болезнь жены или ее бесплодие, отсутствие наследника мужского
пола, без которого дом заканчивает свою историю. Дочери
не являются наследницами. Если отец, допустим, оставил землю,
выйдя замуж, они теряют на нее право, они могут получить
часть ее стоимости. Земля - неотъемлемая собственность рода.
Мужчине нужен сын, но он не хочет бросить женщину. Выйти
замуж вторично ей будет очень трудно. Конечно, никакая женщина
не хочет соперницы, делить мужа с кем бы то ни было. Чеченка
не исключение, но она понимает мужа, и вековой обычай помогает
ей пережить обидную долю. Тогда мужчина с согласия жены
берет вторую. В истории много случаев, когда инициатива
исходила от жены, иногда она даже рекомендовала кандидатуру.
При этом жены живут отдельными домами, и мужчина обязан
содержать обе семьи. И не дай ему Бог кого-то обделить,
кого-то предпочесть. Равенство и справедливость - гаранты
мира.
Конечно, есть такие случаи, когда один мужчина имеет и
три, и четыре жены, религия это позволяет, но они чрезвычайно
редки, единичны. Это не только не приветствуется, но осуждается.
Если причиной не послужили вышеназванные обстоятельства,
такое количество жен считается блажью, говорят, что мужчина
бесится с жиру. В песне поется, что многоженцу не нужна
собака, то есть в его доме лая и так будет больше чем достаточно.
Остается добавить, что для чеченцев важна родословная невесты.
Кому она не важна? Это естественно. В старину интересовались
даже болезнями в роду. Дом, род, которым принадлежит невеста,
имеют большое значение, они гарантируют определенные параметры
будущей жены - здоровья, воспитанности, характера, способности
к продолжению рода. Девушка должна быть девственницей, это
вопрос чести и морально-нравственных основ. Разумеется,
молодой человек может жениться на вдове и разведенной женщине.
Это личное дело. Главное - любовь. Есть браки по расчету,
браки по сговору родителей. Всякое бывает. Такие браки тоже
достаточно устойчивы. "Стерпится - слюбится".
Вот и все.
Саяд Гуно, «The
Chechen Times», 13.12.03г.
|