Чеченское кино во Львове
10 декабря во Львове, в рамках программы,
приуроченной ко Дню Защиты Прав Человека, состоялся показ
фильмов о Чечне. Режиссёр Мурад Мазаев, специально приглашённый
организаторами, представил два кинопроекта: документальный
– «То, что я помню», снятый чеченскими журналистами и смонтированный
поляками в Кракове, и уже успевшую получить мировую известность
художественную ленту «Маршо».
Показ начался в 14:00 по местному времени в галерее «Дзыга»
с анимационной картины, в которой перечислялись 30 статей,
декларирующих Права Человека, после чего был представлен
документальный 15-ти минутный фильм «То, что я помню». Фильм
составлен из хроник второй русско-чеченской войны. Зрители
были ошеломлены тем, что увидели; многие говорили, что ещё
никогда не видели войну настолько откровенно, настолько
неприкрытую, страшную правду. Спрашивали у Мурада, неужели
в Чечне действительно происходит события, которые они только
что видели на экране, и делают ли что-то по этому поводу
правозащитные организации.
В 16:00 состоялась встреча с журналистами в редакции журнала
«Ї». Были заданы вопросы как касающиеся съёмок первого чеченского
художественного фильма, так и общей ситуации в республике.
Большой интерес вызвал новый проект, который планируется
снимать на Украине. Это фильм об украинце, попавшем на русско-чеченскую
войну, о том, как меняется его сознание и восприятие под
влиянием пережитого там.
После официальной части к режиссёру подошёл молодой журналист,
чтобы выказать своё восхищение стойкостью народа в его многовековой
борьбе за свободу.
«Чеченский менталитет близок нам, западным украинцам»,
- сказал он. – «Поэтому это большая честь для меня говорить
с представителем такого непокорного народа».
В 18:00 в клубе «Лялька» начался вечер, посвящённый чеченскому
кино. Открыл его фильм «Маршо», после чего была показана
документальная работа. По окончанию просмотра состоялась
встреча с Мурадом Мазаевым. Прозвучало много тёплых слов
в адрес всего чеченского народа и кинорежиссёра в частности,
неоднократно высказывались пожелания скорейшего прекращения
войны и обретения долгожданной свободы, – «того, чего хотите
вы, и чего хотим мы…»
Присутствующих заинтересовал вопрос, надеются ли чеченцы
на помощь западной общественности, на что Мурад ответил:
- Во время первой и в начале второй войны мы действительно
думали, что вмешается ООН, правозащитники, Америка… Но сейчас
поняли – помощи ждать не от кого. Нужно рассчитывать только
на свои силы. Чечня – это разменная карта в мировой политике.
Государства, способные оказать ощутимую поддержку и помощь,
занимаются этим, только когда им это выгодно. Поэтому те,
кто сейчас находиться дома… им не на кого больше надеяться,
кроме как на Всевышнего.
В контексте вышесказанного режиссёр подчеркнул, что его
народ продолжает бороться за свою свободу, несмотря на очевидное
неравенство сил.
Также интересовались, был ли показан «Маршо» в России или
в Чечне?
Мурад сказал, что в ближайшее время это вряд ли возможно.
Хотя, как заметил режиссёр, в фильме нет ничего такого,
что представляло бы российские военные подразделения в истинном
свете.
- Я не показал и сотой части того, что они там творят,
- сказал Мурад. И добавил, что такие фильмы как «Война»
Балабанова открыто побуждают к межнациональной розни. Например,
главный «положительный» герой этой пропагандистской ленты
несколько раз заявляет, что «все чеченцы – бандиты» и вести
диалог с ними можно только на одном языке – языке силы.
- В отличие от большинства россиян, считающих каждого чеченца
террористом, мой народ не испытывает ненависти ко всем русским,
- отметил Мурад. – Не считая тех, кто чинит беспредел в
Чечне. Когда они бомбят нас, мы должны оставаться дома и
считать себя гражданами России, а когда выезжаем за приделы
Чечни – сразу претензии: «Ты же из Ичкерии!» И оказываешься
как бы вне закона. Могут в любой момент остановить и подбросить
наркотики или патроны.
Много говорилось также о возможностях решения «чеченской
проблемы». Режиссёр считает, что чеченская сторона готова
пойти на компромиссы, желая скорейшего прекращения этой
кровавой бойни.
Во время дискуссии проводились аналогии между сегодняшней
борьбой чеченцев и борьбой УПА на Западной Украине в конце
40-х – начале 50-х годов. Методы, которыми расправлялись
с повстанцами тогда, совсем не изменились. Их и сейчас можно
наблюдать в Чечне. Впрочем, теми же методами пользовались
и двести лет назад, во время Кавказской войны. Поэтому украинцам,
испытавшим на себе все «прелести» имперского режима, очень
близка и понятна та боль, которую испытывают сейчас Нохчи.
После беседы был показан фильм «Привет из Грозного», снятый
для Би-би-си Полом Митчелом и Таней Рахмановой и освещающий
происходящее Чечне, Панкиси и Ингушетии. На этом программа
вечера завершилась.
Евгения Христофорова, кинодраматург,
Львов для «Кавказ-Центра»,
13.12.03г.
|