Самоназвание
и национальная символика чеченцев
Русские называют чеченцев «чеченцы», тюркские народы –
«сасаны», Кабардинцы – «шашаны», осетины – «цацаны», арабы
– «шашани», грузины и армяне в летописных источниках – «дзурдзуки»,
«нахчматиане». Встречаются и этнонимы «цанары», «эры», «двалы»,
«кистины». Самоназвание чеченцев – «нохчи», встречается
и в древних манускриптах наших кавказских соседей (армян
и грузин), и в летописных источниках индоевропейских и ближневосточных
народов.
Русский исследователь XIX в. Н. Семенов по этому поводу
писал: «…Народное имя чеченцев – Нахчу разбивается на два
слова: нах и чу. Нах по-чеченски значит люди, народ, чу
можно перевести словами внутри, тут, в этом месте…Следовательно,
Нахчу означает место обитания народа, а то же слово в другой
форме – Нахчой означает самый народ».
Сами чеченцы в этногенетических легендах объясняют название
Нохчи (Нахче) как «община Ноя», «народ Ноя». Учитывая, что
имя пророка Ноя (мир ему) в древнееврейском оригинале Библии
звучало как Ноах, а в Коране – Нух, а так же то обстоятельство,
что компонент чи, по мнению ученых (например, немецкого
лингвиста Дирра и академика Марра) есть старое яфетическое
слово в значении «человек», «люди», эта «народная этимология»
чеченцев имеет под собой серьезные основания.
Существует утвердившееся мнение, что название «чеченцы»
дали русские от наименования чеченского села Чечен-Аул,
а более античеченски настроенные околонаучные лица пытаются
доказать, что сам этноним «чечен», имеет тюркские корни
и этимологически обозначает чуть ли не «генетическую установку»
чеченцев на разбой и бандитизм. Это как по Геббельсу: «Если
хочешь начать войну – создай образ «нечеловека»
Оставим это на совести тех, кому неймется в угаре шовинизма
и, прежде чем приступить к основной теме, разберемся в этих
спорных именах «чеченец», «Чечня», или, в чеченском звучании,
«Нохчи» и «Нохчи-Мохк». Ответ однозначный: они не имеют
ничего общего с тюркскими языками. Этимологическая основа
этнонимов «чеченец» и «нохчи» находятся вовсе не в тюркской
языковой группе, а в арабской.
Этноним «чечен» - это индоевропейская транскрипция арабского
«шашани». Арабы и поныне называют чеченцев «шашани», а кавказский
танец «лезгинка» также называют «шашан». «Шашани» в переводе
с арабского – «образцовый», «примерный». Так что, некоторым
российским околонаучным деятелям не надо исходить желчью,
пытаясь доказать скрытую в самом эндоэтнониме чеченцев их
«аномалию» на «генетическом уровне».
Этногенетическое корни чеченцев уходят в глубину веков,
к древнейшим истокам современного человечества, к эпохе
становления первичных очагов цивилизации. Расовый тип чеченцев
(«кавкасионский»), по мнению таких известных ученых-антропологов
как Г.Ф. Дебец, В.П. Алексеев, А.В. Шевченко и многих непосредственно
восходит к расовому типу первых европеоидов на планете –
кроманьонцев. Что касается языка чеченцев, то даже в советских
и российских ВУЗовских учебниках по истории отмечается его
тесное родство с древнейшим хуррито-урартским языком, на
котором говорили создатели древнейшей дошумерской цивилизации
на Ближнем Востоке.
Недаром общепризнанный историк-кавказовед Иосиф Карст ещё
в 30-х годах XX века писал о чеченцах: «Чеченцы не собственно
кавказцы, но этнически и лингвистически резко отличаются
от прочих горских народов Кавказа. Они – перемещённый на
Кавказ отпрыск великого гиперборейско – палеоазиатского
племени, которое простиралось от Турана через Северную Месопотамию
до Ханаана…».
Чеченцы с древнейших времен проживали от Кавказа до Тигра
и Евфрата и были соседями семитских племен. Оттуда и название
«шашани» - «образцовые» соседи, а таковыми никогда не становятся
«грабители и разбойники», какими рисуют чеченцев российские
фашизоиды. Кстати, к такому выводу пришёл и русский исследователь,
признанный этнограф Ян Чеснов. Он пишет: «…Мы теперь знаем
, что их (чеченцев) предки были причастны к становлению
человеческой цивилизации в первичном ее очаге на Ближнем
Востоке. Хурриты, миттани и урарты – вот кто числится в
истоках нахской (чеченской) культуры. Древние народы евразийских
степей, очевидно, также включали их предков…».
В Библейских текстах, где чеченцы названы «машеги», «мосохи»
и «массагеты», также утверждается мысль о распространенности
чеченского этноса от Месопотамии до Кавказа. Эта же этногенетическая
концепция проходит красной нитью и во многих устных и письменных
легендах и преданиях чеченского и ингушского народов позднейшего
времени.
Есть и другое название чеченцев и Чечни. Грузины с древнейших
времен называли их «дзурдзуки», а Чечню – «Дзурдзукети».
Этимологический смысл этнонима «дзурдзуки» -
«надёжный», «праведный»; соответственно, топоним «Дзурдзукети»
означает: «Страна надёжных, праведных людей». Как видно
из этих этимологий, соседние с чеченцами народы вовсе не
считали их «разбойниками и грабителями», как принято в сегодняшней
России.
В древних летописях и географических сочинениях грузин,
армян, арабов и персов содержится весьма положительная оценка
чеченцев, о них пишут в уважительном тоне. Так, в своде
древнегрузинских летописей «Картлис Цховреба» легендарный
этнарх (родоначальник) чеченцев Дзурдзук – единственный
среди других кавказских этнархов, чье имя всегда произносится
с добавлением отчества («Дзурдзук, сын Тирета»). Ученый
Г.В. Цулая, переводчик с древнегрузинского и комментатор
«Картлис Цховреба», отмечает, что упоминание имени Дзурдзука
с добавлением отчества свидетельствует о подчеркнутом уважении
грузинских летописцев к предкам чеченцев.
И что примечательно, ни в одном документе древней или современной
эпох не засвидетельствован факт, чтобы чеченцы, даже обладая
военным преимуществом, вышли за пределы своей исторической
территории (Даймохк – «земля отцов», или ДегIаст – «твердыня
отцов») с целью захвата чужих земель. То же самое относится
и к другим автохтонным народам Кавказа, и то, что сегодня
многие чеченские земли оказались под властью других кавказских
народов, означает не агрессивность последних, а то, что
Россия успешно реализовала на Кавказе традиционную имперскую
политику – «разделять, чтобы властвовать». И с этой целью
отбирала чеченские земли и передавала их в пользование другим
соседним народам, чтобы между ними была вражда.
Именно Россия впервые стала создавать отрицательный образ
чеченцев, что объясняется беспримерной стойкостью, с которой
именно чеченцы сопротивлялись и продолжают сопротивляться
российскому завоеванию Кавказа. Вот характерное мнение европейца,
подпавшего под влияние российской пропаганды XIX века, о
чеченцах:
«…Чеченцы, как мужчины, так и женщины, наружностью чрезвычайно
красивый народ. Они высоки ростом, очень стройны, физиономии
их, в особенности глаза, выразительны; в движениях чеченцы
проворны, ловки; по характеру они все очень впечатлительны,
веселы и остроумны, за что их называют «французами Кавказа»,
но в то же время подозрительны, вспыльчивы, вероломны, коварны,
мстительны. Когда они стремятся к своей цели, для них хороши
все средства. Вместе с тем, чеченцы неукротимы, необыкновенно
выносливы, храбры в нападении, защите и преследовании. Это
– хищники, каких немного среди горных рыцарей Кавказа; да
и сами они не скрывают этого, избирая среди царства животных
своим идеалом волка…». * (А. Каспари, «Покоренный Кавказ»).
Надо отдать должное русским офицерам XIX века – будучи
в большинстве своем дворянами, а не казарменным быдлом,
как сегодняшние русские офицеры, они, понося чеченцев, все
же не забывали отдать должное их стойкости на войне и храбрости.
Что касается ВОЛКА, являющегося и по сей день национальным
символом чеченского народа, то русский историк Кавказской
войны В. Потто, глубже многих других осознав значение этого
символа, в 70-х годах XIX века писал:
«Кто-то справедливо заметил, что в типе чеченца, в его
нравственном облике есть нечто, напоминающее Волка. Лев
и Орел изображают силу, те идут на слабого, а Волк идет
на более сильного, нежели сам, заменяя в последнем случае
все – безграничной дерзостью, отвагою и ловкостью. И раз
попадет он в беду безысходную, то умирает уже молча, не
выражая ни страха, ни боли, ни стона».
Волк издревле является у чеченцев религиозно-мистическим
символом силы духа, свободы и непоколебимости. Объяснение
по поводу символизации чеченцами этого зверя дает легенда
о Волке в день Апокалипсиса. Вот как рассказывают эту легенду
чеченские старики:
«Говорят, перед Концом Света сорок дней и ночей будут лить
дожди. После этого, когда земля, горы и холмы размягчатся,
сорок дней и ночей будут дуть ветры, каких никогда не бывало,
чтобы сделать мир гладким как ладонь. Когда эти ветры разровняют
обрушенные горы, леса и холмы, в живых останется только
одинокий поджарый волк. Он встанет против ветра. Шкура волка
лопнет и будет унесена ветром, но он не сдвинется с места.
И тогда несокрушимый волк обратится к Богу: «Великий Боже!
Если бы я раньше знал о своей силе, которой Ты меня наделил,
я мог бы уничтожить все Твои творения на этой земле!». После
этого Бог заберет душу непокорного волка».
Тапа Мусаев, специально для
Чеченпресс, 30.12.03г.
|