Сделать стартовой Добавить в избранное Отправить ссылку 
Зеркало 
chechenpress.info 
english russian 

 

 
 
РАЗДЕЛ: "НОВОСТИ" 
Новости за 21 декабря 2002 г.

Кавказское общество должно показать всем, что оно имеет свой интерес на своей земле

Прежде, чем начать первую чеченскую войну, русские инспирировали гражданскую войну в Грузии и абхазский конфликт. То, что эти оба события - дело рук русских, доказывает хотя бы то, что главная фигура путча и абхазской авантюры, Китовани, сейчас в Москве и оттуда озвучивает российские спецслужбы своими антигрузинскими и античеченскими высказываниями. Кроме Китовани есть многие, кто накалял гражданское противостояние, а теперь открыто служат российским интересам в Грузии. Таких называют пророссийскими деятелями. Так что в то время целью России было:

1. Ослабить еще не созданное в полной мере грузинское государство, усилить влияние прокремлевских групп в Грузии или назначить в Грузии промосковский режим.

2. С помощью абхазского конфликта русские пытались перессорить все кавказские народы, то есть, с одной стороны грузины против всего Северного Кавказа, а главное, чеченцев и Чечни во главе с президентом Дудаевым.

Тогда русским это частично удалось. Русские всегда считали, что именно с помощью Грузии можно покорить весь Кавказ. И легче всего покорять его разрозненным. (И тут они не оригинальны. Эта тактика использовалась римскими сенаторами: разделяй и властвуй). После того, как русские посчитали цель достигнутой, они ворвались в Чечню, в Грузии чеченцев не поддержали (хотя в Грузии всегда были немалые группы, которые поддерживали чеченскую борьбу, и оппозиционные газеты освещали чеченскую войну объективно). Правительство Грузии позволило России бомбить Чечню со своей территории. И при всем этом, при разрозненном Кавказе, русские проиграли войну и сделали вывод для себя: мало лишь разделить и поссорить кавказцев, надо, чтобы кавказские народы вступили в вооруженное противостояние, кавказцы должны убивать друг друга. И русские приступили разработке и осуществлению новых планов.

Все начиналось с криминала. Грузины похищались "чеченцами", их увозили на территорию "независимой" Ичкерии, многих грузин убивали, из Чечни шли наркотики, чеченцев обвиняли в терактах против президента Шеварднадзе, создавался образ вооруженного, беспощадного чеченца, от которого надо было защищаться с оружием в руках, то есть, создавалась почва для вооруженного конфликта. Русские все подготовили и начали вторую чеченскую войну. Они надеялись, что "измученные" чеченцами грузины безоговорочно окажут содействие доброй России, которая решила спасти человечество от "чеченского монстра". Но кроме России анализировать умеют и в Чечне, и в Грузии, и на Западе. Чеченское руководство осудило действия чеченцев в Абхазии. Оно разъяснило суть этого конфликта, суть Конфедерации Горских Народов, которая и собирала добровольцев на Северном Кавказе. Шамиль Басаев и Руслан Гелаев извинились перед грузинским народом. Чеченские политики и военные укрепляли связи с грузинскими коллегами. Также большую роль играла народная дипломатия.

Грузия тоже искала сильного союзника на Северном Кавказе, чтобы сблизиться с его народами и решить абхазскую проблему. И, наконец, Запад, который реально недоверчив к России и не возражает, если у нее будут проблемы, а Запад будет "в меру" подпитывать проблему (как это было в Афганистане). Грузия же для Запада играла роль для подпитки проблем в Чечне. И запад через Грузию решил "поддержать" чеченских сепаратистов. Грузия не решилась сразу идти против чеченцев, с которыми уже были нормальные отношения. Также Грузия, как стремящееся в Европу государство, поддержала западные интересы на Кавказе и решила не прогибаться под Россию (это было бы успехом России на Кавказе, но Запад в тот период не допустил экспансии российских интересов). Так что все эти обстоятельства сыграли против России, и Грузия отказала ей пропустить ее войска. Россия потеряла шанс атаковать чеченцев с гор, с юга, тем самым не дать чеченцам возможность вести партизанскую войну. Грузия приняла беженцев, лечила больных и раненых, здесь действовали представители чеченского правительства. России не удалось быстро "решить чеченский вопрос". Этим воспользовались и Грузия, и Запад. В то время, как чеченцы оказывали русским оккупантам сопротивление, и война в Чечне затягивалась, российская армия разлагалась, Россия подписала договор о выводе своих баз с территории Грузии. Именно в начале чеченской войны в Стамбуле Грузия, Азербайджан, Турция и Соединенные Штаты объявили о нефтепроекте Баку-Тбилиси-Джейхан, Евросоюз и НАТО расширились, блок НАТО захватил Балканы. В то время Западу и Грузии было выгодно поддерживать бойцов чеченского сопротивления. Чечня заставила Россию идти на уступки мировому сообществу, тогда чеченцы как бы преподнесли голову России Западу. Чеченцы ждали, что их труд будет оценен, они ждали, что западная демократия откроет ворота Европейского Дома для одних из хозяев этого дома, для кавказских народов, для чеченцев.

Время шло, чеченцы гибли, а интересы Запада менялись. И Россия пыталась опять поссорить чеченцев с грузинами. И все шло как бы по плану. С одной стороны русские бомбили Грузию, отключали газ и электричество, а с другой стороны агенты ФСБ в Панкиси похищали людей, грабили грузин, торговали наркотиками. Обстановка накалялась. И вот апогеем в Панкиси послужило похищение 80-летнего грузина, грузины захватили чеченский пассажирский автобус и тоже взяли заложников. С обеих сторон собирались вооруженные люди. Они готовы были начать "войну". И вот прямой телеэфир предоставляется кистинцу-наркобарону, который угрожает всей Грузии, предъявляет ультиматум грузинам и грозит начать войну. Вроде Россия достигла цели, она ждет, что скоро начнется грузино-чеченский конфликт, остались считанные часы. Вдруг появляется информация, что Масхадов прислал эмиссара, начинаются переговоры, люди разоружаются, пленники освобождаются. С грузинской стороны в переговорах участвует глава комитета обороны и безопасности парламента Георгий Барамидзе, а эмиссар Масхадова неизвестен. После этого грузинские войска располагаются в Панкиси, и появляются слухи о появлении там Руслана Гелаева. Обстановка затихает, у России вновь отобрали шанс.

В течение некоторого времени отношения к чеченцам в общем не изменялись. Были провокации, были и уступки России. Но все это можно было считать незначительным. В основном чеченцев поддерживали прозападные политики. Но вдруг откуда н возьмись 11 сентября Америку атаковали. Главный соперник России унижен, он должен оказаться втянутым в конфликты, в противоречия, он должен оставить Россию без внимания, мол вот кто настоящий монстр, не Россия и КГБ, а исламский экстремизм. И вновь подъем российских интересов. Чеченцы превратились из сепаратистов в террористов. (Говорят, что Америку атаковали талибы. Но дивиденды получила Россия, а талибы потеряли власть. Хотя главным подозреваемым должен быть тот, у кого мотив. Не так ли?)

Россия изменила тактику: если чеченцы не достаточно раздражают грузин, то грузины должны раздражать чеченцев и спровоцировать их на конфликт. Началась новая "война". Тут и заработали уже грузинские эфэсбешники. Началась антитеррористическая операция в Панкиси. Эту операцию поддержали все с чеченской стороны: Масхадов, Басаев, Гелаев, чеченские беженцы и население Панкиси. И для Грузии в том не было ничего плохого. Наоборот, в это время в Грузию приехали американские специалисты и стали тренировать грузин. И Грузия могла укрепить границы с Россией, но тут начались провокации. Некоторые грузинские представители заговорили терминами России, а точнее: контртеррористические действия, адресные зачистки, пункты проверки, те же фильтрационные лагеря. Главное, что эти слова у беженцев из Чечни вызывают ассоциации войны, грабежа, насилия, убийства, то есть эти слова должны были вызвать у чеченцев агрессию и спровоцировать их на сопротивление этим действиям. Еще в Панкиси проводились зачистки по русскому сценарию, задержали 12 невинных чеченцев и отвели их в фильтролагерь. Уликами против чеченцев считались исламская литература и компьютерная техника. Эти действия понадобились, чтобы напомнить беженцам ужасы чеченской войны и спровоцировать их на то, что моджахеды делают против русских. Надо было, чтобы в глазах чеченцев грузины и русские идентифицировались как единые. Чеченцы должны были подумать, что грузины для них такие же враги, как русские, и против грузин они тоже должны воевать. Кроме беженцев грузинские агенты России бросили вызов чеченскому руководству и моджахедам. Заманив раненых бойцов, дав им слово, что их не передадут русским, грузины экстрадировали часть из них и сейчас продолжают это делать с остальными, несмотря на протесты правозащитников. Эти действия имели целью спровоцировать моджахедов на месть за своих боевиков, друзей, а главное еще раз представить Грузию как пророссийский плацдарм, ненадежного партнера и предателя. После этого русские изменили высказывания чеченских командиров и представили все так, будто они угрожают грузинам терактами. Например, Доку Умаров сказал, что пусть те, кто боится Россию, чеченцев не считают слабыми, что чеченцы не забывают ни хорошего, ни плохого. Удугов заявил, что экстрадиция - это шаг на раздор Грузии и Чечни, и это ничего хорошего не принесет Грузии. Закаев и министерство иностранных дел Ичкерии тоже заявили, что экстрадиция не влияет положительно на грузино-чеченские отношения. Нужно отметить, что протест на экстрадицию своих граждан вражеской стране - единственная логическая реакция любого нормального государства. Также все вышеназванные представители чеченского государства подчеркивали, что это для Грузии вынужденный шаг, и что они знают, что в целом грузинский народ против этого, и они не угрожали грузинскому народу. В общем, чеченская сторона отреагировала нормально и даже сдержанно.

Вышесказанные заявления российские службы оценили как угрозу Грузии со стороны террористов. Начала распространяться мысль, что чеченцы не оценили гостеприимства Грузии и угрожают стране, которая приняла чеченских беженцев. Начали настраивать грузин против чеченцев, основной упор делался на заявление Удугова. И после того, как "злые чеченцы повели себя нагло", грузинские службы безопасности, а вернее грузинские чекисты начали большую зачистку уже в Тбилиси, надеясь на две вещи: 1. Опять-таки забрав детей, женщин и всем известных чеченских деятелей, разозлить чеченцев. 2. Поднять население против чеченцев, от которых исходит угроза терроризма, и заручиться поддержкой общества в античеченской антитеррористической кампании.

После этого случилось несколько важных вещей: 1. По грузинскому телеканалу в прямой эфир позвонил глава отдела внешней информации Ичкерии Мовлади Удугов и разъяснил свою позицию. Он сказал, что не угрожал Грузии и не будет этого делать, потому что не будет служить российским интересам. Также Закаев выразил мягкую позицию по отношению к грузинским властям, тем самым успокоив чеченских беженцев. 2. Во время вопроса экстрадиции и тбилисской зачистки грузинское общество оказалось как никогда активным. Неправительственные организации, омбудсмены, политики и видные деятели осудили действия властей, назвав их предательскими, негрузинскими, некавказскими по характеру, грузинское общество стало на сторону братьев-чеченцев.

Так что раньше грузинское правительство, имея поддержку Запада, не поддавалось российскому диктату. А сейчас, когда Запад влез в войну с международным терроризмом, а вернее с исламским миром, ему не до России и не до Чечни. Еще Западу, а точнее США нужна поддержка России и ее молчание. Вот Россия и взялась Кавказ, и грузинское правительство не может блокировать действия пророссийских элементов. Влияние России на грузинские власти растет. Что будет дальше? Есть несколько вариантов:

1. Если Запад не возьмется за Россию всерьез, то ее нажим на Грузию будет расти, тем самым будет расти влияние России на Кавказе, а это не в интересах Запада, который уже инвестирует нефтепроекты на Кавказе. Эти проекты имеют стратегическую важность для Запада в целом, и они не допустят, чтобы Россия имела влияние на эти проекты. Поэтому Запад, использовав Россию, выжав ее как лимон, вновь вынудит ее оставить Кавказ в целом и кончить войну в Чечне (так же было при Ельцине). Чем скорее это произойдет, тем лучше для Кавказа, для Чечни. Российско-западному противостоянию может способствовать суд и над Закаевым, и оправдание его. К тому же это противостояние будет концентрироваться на Кавказе. Конечно, Запад может вновь молчать на действия России и давать ей время для усиления своего влияния. Но этим запад будет сам себе рыть могилу. Будем надеяться, что на западе это понимают.

2. Как показали последние события, главным и решительным фактором может быть настроение и координация действий чеченского и грузинского общества. Консолидация и координация грузинского и чеченского народов не дадут России возможности искажать реальность и устраивать провокации. На открытую агрессию Россия не пойдет. А активность общества заблокирует политику России. В этом деле главную роль могут сыграть чеченские представители, чеченские информагентства, а также грузинские неправительственные организации, общественные деятели, политологи. Правительство может испугаться России, но общество должно показать свою решительность. Я думаю, грузинское общество становится все принципиальнее.

3. Чеченские моджахеды могут и должны нанести России большой удар и заставить ее уйти из Чечни и со всего Кавказа. Чеченцы имеют для этого силу и решительность. Но им требуется поддержка не только материальная, но и морально-политическая.

Так что настал момент, когда судьбу Кавказа должны решать не личности, они это делать не могут. Кавказское общество должно показать всем, что оно имеет свой интерес на своей земле, и оно в состоянии его защищать.

Шамиль Ибер, специально для ЧЕЧЕНПРЕСС, Тбилиси, 20.12.02 г.

 
Наверх

Copyright © 2001 Государственное информационное Агентство "ЧЕЧЕНПРЕСС".
При полном или частичном копировании материалов сайта ссылка обязательна.
Замечания и пожелания Вебмастеру: webmaster@chechenpress.com