The Washington Post.: Российские мусульмане
становятся объектом нападок
Эхо теракта в московском театральном центре докатилось до
небольшой мечети, куда ходят молиться 500 мусульман, проживающих
в подмосковном Звенигороде. Двое выходцев из Средней Азии
почувствовали это на себе - ненависть местных пьяниц и презрительное
отношение со стороны милиционеров, которые отобрали у них
паспорта и пообещали выдворить из страны.
И никого не волнует, что они абсолютно не имеют отношения
к чеченским повстанцам, захватившим театральный центр на Дубровке,
и не исповедуют воинствующий ислам, характерный для террористов,
объявивших войну Западу. Они огульно считаются врагами.
"Когда мы сказали, что мы мусульмане, они стали нас
оскорблять", - рассказывает Рустам, 45-летний рабочий
из Таджикистана, опасающийся называть свою фамилию, поскольку
после теракта на Дубровке местные органы милиции потребовали
от него заплатить 500 рублей или покинуть страну.
Якуб Валлиулин - имам, с большим трудом сумевший построить
эту мечеть, являющуюся крошечным островком ислама на окраине
Московской области, печально кивает в знак согласия. После
захвата заложников в театральном центре ему пришлось отвечать
на вопросы сотрудников ФСБ по поводу своих прихожан. Даже
сейчас он опекает этих двух выходцев из Средней Азии, надеясь
не допустить их депортации. "Они говорят: "Ваши
мусульмане убивают людей", - сетует Валлиулин. - Они
приравнивают всех мусульман к террористам".
Подобная "исламофобия", как ее называют в России,
потрясла и внесла раскол в ряды меньшинства, которое, судя
по его численности, могло бы стать самым влиятельным меньшинством
в России. Мусульмане являются второй по величине религиозной
группой в России после православных, и их традиции насчитывают
здесь уже не один век. Формально сейчас они многочисленны
и свободны как никогда раньше в истории России. После 70 лет
проповедуемого государством атеизма последние десять лет в
стране наблюдается мусульманский ренессанс - вовсю идет строительство
мечетей и восстанавливаются традиции предков.
Наряду с этим возрождением для мусульман Звенигорода - и
многих других городов России - настали времена, когда они
вновь стали испытывать опасения за свою безопасность, которые,
как они думали, навсегда остались в советском прошлом. Эти
опасения возникли во время войны в Чечне и стали как никогда
серьезными после терактов 11 сентября в США и захвата заложников
в Москве.
"Эти события лишь укрепили позиции той многочисленной
группы россиян, которые и до этого враждебно относились к
Исламу, считая его идеологией терроризма", - подчеркнул
преподаватель московского Института востоковедения РАН Роберт
Ланда.
Иногда страх приобретает форму вполне осязаемой угрозы, как
это произошло с двумя строителями из Средней Азии, которых
пугают высылкой из страны. Столь же часто он носит метафизический
характер: мусульмане опасаются, что власти могут в любой момент
закрыть их мечеть.
"Жить мусульманам здесь очень трудно, - подчеркнул Валиуллин.
- В России существует такая проблема - мы всегда ищем врагов.
Так было с евреями, которые все уехали в Израиль. Теперь политики
обратили свой взор на мусульман - мы бедные, у нас нет влияния.
Они подстрекают толпу: "Бей мусульман!". Мы стали
новыми евреями".
Исламофобия принимает в России различные формы - от насилия
(следует вспомнить прошлогоднюю акцию скинхедов на одном из
многолюдных московских рынков) до публикации в газетах фотографий
местных мусульманских лидеров рядом с фотографией Усамы бен
Ладена. Правозащитники обращают внимание на рост в России
преступлений, причиной которых стала ненависть к людям другой
национальности и вероисповедания.
Президент Владимир Путин старается в своих высказываниях
проявлять благоразумие, неоднократно повторяя, что ислам является
миролюбивой религией и что его нельзя отождествлять с терроризмом.
Но иногда он выступает с подстрекательскими заявлениями, утверждая,
что война в Чечне является составной частью более широкой
войны между исламом и христианством.
"В России проводится целенаправленная политика дискредитации
ислама, - считает глава Духовного управления мусульман азиатской
части России муфтий Нафигулла Аширов. - Сейчас нет такой объединяющей
идеологии, какой в прошлом был коммунизм, поэтому они нашли
нового врага - ислам. В России мусульманам жить небезопасно".
Сюзан Глассер, The Washington Post, 23.12.02
г.
|